самый загадочный поэт Серебряного века, который ме

Велимир Хлебников - самый загадочный поэт Серебряного века, который мечтал стать «председателем Земного Шара»
Разное
Литература
Подпишитесь на нас:
ВКонтакте
Telegram
Велимир Хлебников - самый загадочный поэт Серебряного века.

Велимир Хлебников - самый загадочный поэт Серебряного века.

Велимир Хлебников - один из самых загадочных поэтов Серебряного века. Споры о его творчестве не утихают и в наше время, но аксиомой остаются два факта: талант и любовь к России, которую он называл божественно звучащим стихом. Поэт прожил всего тридцать семь лет, но сумел, как и мечтал, «приобщить трепет своего сердца ко Вселенной».


Прыжок в будущее
Осенью 1885 года в дружной семье Хлебниковых появился третий ребенок, сын Виктор. Родители мальчика происходили из купеческих семей и были высокообразованными людьми: отец - орнитолог, а мать - историк. Семья очень часто переезжала с места на место, и свою учебу Виктор начал в Казани. Там же он поступил в Университет на физико-математическое отделение.

Велимир Хлебников. Конец 1900-х гг.

Велимир Хлебников. Конец 1900-х гг.


Когда в 1903 году начались студенческие политические волнения, юноша принял активное участие в демонстрациях, был арестован и вместе с однокурсниками провел в заключении целый месяц. По освобождении Виктор восстановился в Казанском Университете, но перевелся на естественное отделение, где и продолжил свою учебу. К этому времени относятся его первые пробы пера, довольно успешные и быстро ставшие популярными в студенческой среде. Однако пьеса, которую Хлебников пытался опубликовать, отправив ее Максиму Горькому, была раскритикована “буревестником революции” и не увидела света.

Виктор Хлебников с братом Александром и двоюродным братом Колей Рябчевским. Конец 1900-х гг.

Виктор Хлебников с братом Александром и двоюродным братом Колей Рябчевским. Конец 1900-х гг.


Виктор продолжает учебу, занимается исследованиями, принимает участие в экспедициях орнитологов, публикует свои научные статьи, самостоятельно изучает японский язык и увлекается творчеством символистов. Начало войны с Японией оказало огромное влияние на молодого поэта. Именно это тяжелое время, он называет “броском в будущее”.

Король времени
Это была эпоха накала политических страстей и революционных событий, и сам дух того времени породил плеяду таких талантов, как Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и Ахматова. Осенью 1908 года Виктор Хлебников переводится в Санкт-Петербургский университет, чтобы быть ближе к центру поэтического новаторства. Он знакомится с поэтами и писателями, входит в петербургские литературные общества и начинает всерьез заниматься литературой.

Велимир Хлебников c друзьями литераторами.

Велимир Хлебников c друзьями литераторами.


Познакомившись с молодыми прогрессивными поэтами того времени и посещая поэтические вечера и литературные капустники, Виктор попадает под влияние символистов. Особенно он сближается с поэтами Ремезовым и Городецким, чей дом стал средоточием зарождающегося поэтического направления.

В это время Хлебников начинает создавать каламбурные рифмы и синтезированные слова. Сначала его “времыши” и “облакини”, кажется, приводят читателя в замешательство, но именно этот необычный прием вскоре очаровывает, словно экзотическое кружево, от которого невозможно отвести взгляд.

Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

1908-1909

Увлечение русским язычеством и античной мифологией помогло поэту создать сотни загадочных стихотворений, которые буквально взрывают воображение и раздвигают рамки пространства. Не зря Хлебников в это время и взял псевдоним “Велимир”, что в переводе с южнославянского означает “большой мир”. В этот период творчества друзья называют Велимира Хлебникова “королем времени”.

Председатель
Этот странный Велимир Хлебников.

Этот странный Велимир Хлебников.

Сам же неординарный человек и странный поэт был не согласен с титулом, присвоенным ему коллегами. Он называл себя “председателем Земного Шара”. Это было отнюдь не самолюбование и не культ собственной личности. Поэт хотел создать общество подобных “будетлян”, кто соединял бы в своем творчестве историю, философию, поэзию и даже математику. А сам же “председатель” продолжал творить, жонглируя стихотворными размерами. Велимир использовал стили верлибра и палиндрома. В 1920 году Хлебниковым была создана уникальная поэма “Разин”, написанная в стиле “перевертеня”, как сам автор именовал палиндром.

Многие критики того времени называли творчество уникального поэта дурным тоном, насилием над русским языком и конфронтацией с поэтическим миром. Большинство изданий отказывались печатать произведения Хлебникова. Однако, несмотря на это, с 1912 года начинают выходить сборники его стихотворений, которые раскупаются с огромной скоростью. Вскоре имя Велимира Хлебникова, как поэта, начинает звучать с оглушительной силой, а многие считают его даже литературным гением современности.

Этот загадочный Хлебников.

Этот загадочный Хлебников.


В эти годы Хлебников создает новый жанр. Его произведение “Зангези”(1922 г.) перевернуло представление о литературе как таковой. Его “сверхповесть” - это органичное сочетание разных, казалось бы, несочетаемых наук; это стиль, который расширяет рамки русской словесности. Хотя сверхповести Хлебникова многие считали заумными, они стали, своего рода, первыми шагами в исследованиях закономерностей, способных изменить жизнь человечества к лучшему.

Послесловие

Вся история России начала двадцатого века так или иначе отразилась в произведениях Велимира Хлебникова. Он, колесивший по всей стране, посетивший Украину и Персию, всегда оказывался в эпицентре событий.

Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй,
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
Я знаю, что вы — правоверные волки,
пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам.
И, когда председателей земного шара шайка
Будет брошена страшному голоду зеленою коркой,
Каждого правительства существующего гайка
Будет послушна нашей отвертке.
И, когда девушка с бородой
Бросит обещанный камень,
Вы скажете: «Это то,
Что мы ждали веками».
Часы человечества, тикая,
Стрелкой моей мысли двигайте!
Пусть эти вырастут самоубийством правительств и книгой — те.
Будет земля бесповеликая!
Предземшарвеликая!
Будь ей песнь повеликою:
Я расскажу, что вселенная — с копотью спичка
На лице счета.
И моя мысль — точно отмычка
Для двери, за ней застрелившийся кто-то...

В октябре 1917 года поэт приезжает в Петроград, а затем наблюдает за революционными событиями в Москве. Избегая мобилизации в деникинскую армию, Велимир Хлебников уезжает в Поволжье, где принимает участие в помощи голодающим. В период расцвета НЭПа он возвращается в Россию, где его жизнь обрывается совершенно нелепо из-за отсутствия медицинской помощи.

Могила Велимира Хлебникова на Новодевичьем кладбище в Москве

Могила Велимира Хлебникова на Новодевичьем кладбище в Москве


...Он так и не успел стать “председателем Земного Шара”, но каждая его строчка достойна быть высеченной на камне, как считал Осип Мандельштам. Творчество Велимира Хлебникова - это памятник человеку будущего.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171117/36707/

Ритмика Хлебникова: в чем феномен стихов Короля времени

За два дня до Октябрьского переворота 1917 года члены Временного правительства, находившиеся в Зимнем дворце, получили необычное письмо с одной лишь надписью: «Общество председателей земного шара считает временное правительство временно несуществующим». Его автором был поэт Велимир Хлебников, о котором сегодня в широких кругах почти никто не говорит, несмотря на новаторство его произведений. Сегодня, спустя ровно 140 лет с его дня рождения, вспоминаем его биографию, данные им пророчества и вклад, который поэт внес в развитие русского языка.

Биография
Велимир Хлебников (урожденный Виктор Владимирович) появился на свет 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии на территории современной Калмыкии. Его отец был орнитологом, а мать — учительницей истории. Карьера отца очень сильно повлияла на мальчика: из-за ее специфики семья часто переезжала, тем самым предвосхитив образ жизни поэта, который всю жизнь проведет в скитаниях, так и не обретя собственного дома. К тому же Хлебников рос одаренным ребенком, который все время проводил за справочниками по орнитологии и мечтал, подобно отцу, изучать птиц.

Другой страстью мальчика были цифры, поэтому в 18 лет он поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. К слову, сразу после поступления его арестовали за участие в студенческой демонстрации и дали месяц в тюрьме. По воспоминаниям самого Хлебникова, когда казаки начали разгонять демонстрантов, из всей толпы он остался один, и его доставили на допрос. На вопрос, почему не ушел, он ответил: «Ну кто-то же должен был стоять».

После освобождения Хлебников перевелся на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета и параллельно колесил по стране с орнитологическими экспедициями. В 1907-м, в 22 года, в одной из них Хлебников открыл новый вид кукушки. Однако к этому времени птицы уже не так сильно интересовали молодого человека — его новой страстью стала литература.

В 23 года Хлебников перевелся на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, чтобы влиться в литературные кружки Серебряного века. Сначала он попал к символистам, в окружении которых и взял себе псевдоним Велимир (южнославянское имя, означающее «большой мир»), затем перешел в кружок футуристов, где завел тесную дружбу с Крученых и Маяковским.

Произведения Хлебникова печатали неохотно и в малых количествах, а все заработанные с них деньги утекали у молодого человека сквозь пальцы. Современники вспоминали, что Велимир мог не мыться неделями, пить в самых злачных московских компаниях, а затем пропасть на неделю, чтобы объявиться в Казани. Большая часть стихов Хлебникова, дошедшая до наших дней, сохранилась только благодаря его друзьям: все свои рукописи поэт в беспорядочном хаосе таскал с собой в наволочке.

В 1914-м началась Первая Мировая война, которая заставила поэта вспомнить о цифрах: дело в том, что еще во время Русско-японской войны Хлебников загорелся идеей вывести формулу, которая помогла бы предсказывать будущее. Именно из-за этой идеи Велимир получил среди творческого бомонда прозвище Король времени. Выявить закономерности в канве времени он пытался до 1916 года, пока не попадает на фронт Гражданской войны, откуда его отправили в отпуск из-за состояния психики.

Именно в окопах Хлебников задумался об идее создания «Общества председателей земного шара» из 317 человек, включая Герберта Уэллса, Анри Матисса, Давида Бурлюка, Сергея Прокофьева, Вячеслава Иванова, Александра Керенского, Владимира Маяковского, Осипа Брика, Бориса Пастернака и других. Число 317 было выбрано Хлебниковым неслучайно — его он считал важнейшим в истории, связанным со скоростью света и скоростями земли. Кроме того, по мнению Велимира, все главные события в жизни Александра Пушкина происходили с промежутком в 317 дней.

В 1922 году, вернувшись из Ирана, куда Хлебников попал в качестве лектора Красной армии, он поехал в Москву, где Маяковский и Крученых помогли ему стать членом официального Союза поэтов. Затем вместе с художником Петром Митуричом он уехал в село Санталово Новгородской губернии, где умер после паралича.

Портрет Велимира Хлебникова работы Владимира Бурлюка (1913)/commons.wikimedia.org
Портрет Велимира Хлебникова работы Владимира Бурлюка (1913)/commons.wikimedia.org
Предсказания и пророчества Хлебникова
Согласно теории больших чисел, если делать большое количество предсказаний, некоторые из них непременно сбудутся. В случае с Хлебниковым мы, к сожалению, не можем знать всех его пророчеств, и до нас дошли только сбывшиеся.

Интернет. Хлебников часто писал о том, что весь мир необходимо соединить проводами для мгновенной передачи сообщений. Однако центр этих проводов должен был сводится к башне посреди калмыцких степей.

Революция 1917 года. Поэт предсказал ее еще в 1912-м. А за два дня до Октябрьского переворота отправил на имя Временного правительства в Зимний дворец письмо со словами: «“Общество председателей земного шара” считает временное правительство временно несуществующим».

Теория относительности Эйнштейна. Не стоит забывать об образовании Хлебникова, который часто писал о «соединении пространства и времени», которое затем стало базой физической модели Эйнштейна.

Смерть. Главный свидетель смерти Хлебникова, художник Митурич, вспоминал, что гуляя по Москве Велимир как-то сказал ему: «Знаешь, а ведь люди моей задачи часто умирают в 37 лет». Поэт скончался за полгода до своего 37-летия.

Языковое наследие
По мнению Государственного литературного музея «ХХ век», Велимир Хлебников придумал слово «летчик». Его авторству также приписывают «изнеможденный» и «атомную бомбу», однако это далеко не все открытия поэта в русском языке.

Хлебников вывел так называемую периодическую систему слова, благодаря которой при соединении двух разных морфем можно было создать новые емкие слова и смыслы. Так, по его мнению, слово «подол» происходит от словосочетания «до пола», только предлог «до» помещен в центр слова «пол».

«Периодическая система слова» поэта, в свою очередь, может выступить в качестве прообраза теории французского психоаналитика Жака Лакана, который считал, что пока у явления и предмета не существует своего слова, его самого в реальности нет.

Что почитать у Хлебникова
Вопреки небрежному отношению поэта к своим произведениям, многим из них все-таки удалось «дожить» до наших дней. Вопрос о будущем рукописей Хлебникова даже сумел объединить непримиримых Есенина и Маяковского, которые вместе занимались изданием стихов Велимира в Москве.

«Постньюс» составил свой список произведений Хлебникова, которые наиболее полно отражают его как автора.

«Война в мышеловке» — антивоенное высказывание, написанное Хлебниковым в окопах Гражданской войны, главным виновником которой, по мнению самого автора, выступает финансовый капитал, а не идеологические противоречия, выросшие на обломках разрушенного государства.
«Зангези» — сверхповесть, в которой судьбы птиц, математики и даже богов разыгрываются вокруг поэта-пророка, способного предвидеть и творить будущее.
«Вам» — стихотворение, в котором на первый план выходят ритмика и созвучие слов, затмевая собой общий смысл истории.
«Доски судьбы» — монументальное и, по мнению самого Велимира, важнейшее произведение его жизни, в котором он пытается обосновать и донести до читателя законы мироздания, выведенные на основе математических формул.
В стихах Хлебникова можно проследить особую ритмику, свойственную произведениям футуристов, однако в то же время резко выделяющуюся среди них. Объяснить ее, как и большинство произведений Серебряного века, очень сложно, куда проще — почувствовать. Возможно, в этом и заключается вся гениальность Хлебникова: его произведения, порой не поддающиеся анализу, при прочтении оседают где-то внутри и трогают те частицы, которые все наше рациональное не может постичь.

Даниил Князев


Рецензии