Три дара, пришедшие на Тибетское плато
Караваны, тянувшиеся по тропам Индии, Непала и Центральной Азии, приносили их в долины, и эти «пришельцы» из далёких земель, стали сердцем тибетских украшений, символами защиты и благой силы.
Бирюза
Бирюза — древнейший камень Тибета. Связь с ним прослеживается ещё с эпохи бронзы, о чём свидетельствуют находки медистых минералов, среди которых была и бирюза. В высокогорных районах Центрального и Восточного Тибета — особенно в Амдо и Кхаме — добывали бирюзу локально. Это были не крупные рудники, а скорее множество небольших, тонких и разрозненных жил, разрабатываемых сезонно, но именно они заложили ту самую древнюю, почти родовую связь Тибета с бирюзой. Добыча велась веками, без технологии и системного разведочного поиска. Поэтому местные запасы заметно истощились к раннему Средневековью, а к XIII–XIV векам стали редкостью, и Тибет начал всё активнее импортировать бирюзу с юга и запада.
Один из путей, по которому доставлялась бирюза действовал примерно полторы тысячи лет.
Центральная Азия — Кашгар — Яркенд — Ладакх — Тибет
Второй путь
Персия — Бадахшан — Кашмир — Западный Тибет
Персидская бирюза особенно ценилась за цвет «небесной чаши».
Позже — Китай, где разработки в Гучжоу и Хами стала массовыми. Импортная бирюза быстро «перевесила» местную, но в тибетской культуре её всё равно воспринимали как «свой» камень — наследие исконной добычи на плато.
Коралл
В тибетских украшениях коралл стал одним из трёх священных красок — вместе с бирюзой и копалом — и использовался во множестве ритуальных и повседневных украшений: из него собирали бусы для женщин и детей, вплетали бусины в косы, инкрустировали серебряные амулеты, украшали шапки и нагрудные подвески. Считалось, что коралл «живёт» рядом с телом, теплеет от кожи, и, согретый, раскрывает свою защитную силу. К XIX веку эти камни стали частью тибетского кода: они были в гау, поясовых украшениях, наголовных диадемах.
Пути коралла в Тибет:
Средиземноморье — Венеция — Османские города — Персидские караванные пути — Кашмир — Тибет
Звучит невероятно, но это один из старейших путей: коралл попадал в Тибет как роскошь возможно уже в раннем Средневековье, около VIII–IX века.
Другой путь
Коромандельское побережье Индии — Малабар — Южный Тибет
Более поздняя линия (XIII–XVI вв.), связанна с тамильскими и арабскими купцами.
Невары (Newar) — жители долины Катманду — стали ключевыми торговыми посредниками. К XVII–XIX векам почти весь поток коралла шёл через Катманду: специи отправлялись вниз, кораллы — вверх в Тибет.
Кораллы шли именно красные, морские, глубоководные — их считали живой защитой, кровью океана, сгустком удачи.
Копал
Истинный янтарь попадал в Азию сложно и редко: его везли через степные пути, иногда через северные и восточно-европейские земли, иногда — через Бухару. Копал был доступнее, не требовал тысячелетий, чтобы стать янтарной «костью времени», да и караваны приносили его быстрее.
Копал, добываемый в Юго-Восточной Азии, Восточной Африке или на Филиппинах, попадал в тибетские и непальские украшения, хотя точные маршруты и происхождение отдельных бус иногда остаются предметом предположений исследователей.
Копал высоко ценили прежде всего потому, что в культуре Тибета жёлтые и медовые оттенки считались оттенками благословения, знания, внутреннего тепла. Потому копал, будучи молодой смолой, всё же нёс ту самую солнечность. Он легко обрабатывался, мягко поддавался резцу, его можно было сверлить, полировать, формовать в бусы и амулеты без риска раскола. При нагревании копал отдаёт смолистый, живой запах, и его использовали как благовоние в храмах и домах, смешивали с маслом, жгли во время молений.
Караванные пути копала:
Индонезия — Малабар — Индийское нагорье — Непал — Тибет
второй путь
Восточная Африка — Аравия — Гуджарат — Гималаи.
Эти маршруты были куда более активны для торговцев XIX века, чем северные пути янтаря.
Так переплелись в Тибете три дара дальних земель — бирюза, коралл и копал, став символами долголетия и благополучия, жизненной теплоты и удачи, внутреннего света, мудрости и благословения.
Точные торговые пути, по которым эти три великих дара попадали в Тибет, известны лишь фрагментарно; источники не всегда фиксируют их движение. В этой статье приведена реконструкция маршрутов и каналов поставки на основе доступных текстов, археологических находок и сравнительных исследований торговли в Центральной и Южной Азии.
Свидетельство о публикации №125120507700