Куда ведёт эволюция...

            Куда ведёт эволюция   или о                структур-аттракторе человеческого рода
   КУДА ВЕДЁТ ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ О  СТРУКТУР-АТТРАКТОРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА

(Субъективные заметки)


«…Структуры-аттракторы выглядят как цели эволюции…»
                Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов 
                Основания синергетики. Режимы с обострением,            
            самоорганизация, темпо миры – СПб. Алетейя, 2002. с.81.

     Человеческая цивилизация сложилась в громаднейшую деревню, внутри которой витает дух вражды.  Очень вероятно , что у человечства впереди  катастрофа?  Вероятность не означает неизбежность. И всё-таки.
    
     В Советском Союзе нам было внушено, что зачинщиком войн и в конце Х1Х и в ХХ веке всегда был империализм  в лице монополистического капитализма. Нынешние картины жизни, сложившейся на планете Земля «сверхдеревни» в ХХ1 веке, только подтверждает ещё это более наглядно. 
    
     Что не подтверждается?  Не подтверждается, негласно подразумевавшаяся  невозможность возвращения  рабочего класса из положения «класс для себя», тем более уже взявшего власть в свои руки, в положение «класса в себе»*. Оказалось, что рабочий класс может потерять положение «класса для себя» и вернуться в положение «класса в себе».
      
     Собственно в этом суть того, что произошло с Советским Союзом и странами социализма в Восточной Европе, что, как  мы наблюдаем, резко и развязало агрессивные и реваншистские силы Запада в последнее время.  Эволюция капитализма представляется более сложной, чем она казалась большевикам и коммунистам-революционерам в ХХ веке.
    
      Что происходит в тех странах, в которых власть, сохранили партии, относящие себя к коммунистическим? Нам судить трудно. Но мы надеемся,  что рабочему классу, в этих странах удастся сохранить себя в положении «класс для себя» и обуздать таки «дух капитализма» (опыт ХХ века показал, что уничтожить дух капитализма нельзя и, наверно, ещё долгое время будет невозможно: простое уничтожение частной собственности проблем социального  развития и прогресса не решают). 
      
     Возможно, что социализм с «китайской спецификой» это и есть социум, который обуздывает или ищет формы и пути обуздывания «духа капитализма» или иначе: это социум, в котором капитал как общественная сила вынужден работать не только на себя, но и на всё общество.
 
     Вот и в России как и в КНР массово возродился частный капитал. Но, если в КНР  капитал официально находится под контролем коммунистов (партии не стыдящейся идеологии коммунизма/реального гуманизм) , то специфика положения крупного капитала в РФ похоже ближе к тому положению, которое он (россиский капитал) занимал в дореволюционной России.
      
      Что происходит с капитализмом?
       
     Да, классическая колониальная система, созданная классическим же капитализмом Запада рухнула, но, к сожалению, «дух капитализма» распространился на всю планету, ставшую ныне своеобразной единой мировой капиталистической «деревней». Конечно, в разных частях «деревни» он («дух/этос капитализма») имеет свои специфические черты и чувствует себя по разномк, в том числе в некоторых странах, как мы предполагаем, может быть, находится под социальным контролем.
       
        Макс Вебер открыл феномен, который так или иначе  соединяет в капиталистическом обществе все социальные группы, слои и даже индивиды, обеспечивая сохранение  социуму ту внутреннюю структуру и динамику, которая ему свойственна.
      
     Этим феноменом является  «этос или дух социума»**. Ему (М. Веберу) удалось очень ярко и  наглядно этот феномен представить на примере функционирования капиталистического общества на Западе. Но на самом деле этот феномен присутствует в  любом социуме (дух рабовладельческого, дух феодального обществ). Этос проясняет нам аттрактор социальных процессов или реальную цель развития данного социума.

     «Этос» или «дух» общества часто воспринимается как чисто теоретическое и идеалистическое понятие (набор нравственно-моральных ценностей и правил), но это совсем не так.  Он (дух) очень материалистичен и одновременно идеалистичен. Он обозначает двуединство: совокупность социальных ценностей (реальных и/или мнимых) и ту совокупность людей, которые их соблюдают, по тем или иным мотивам (по убеждению и/или по принуждению), и благодаря этому соблюдению (функционированию), социум воссоздаётся как целостность.  Продуктом функционирования этоса является сам социум в единстве с его культурой: его развитие, стагнация или деградация ( если этос ослабевает).

    Не все официально провозглашаемые ценности становятся  этосом, но в тоже время к этосу могут относиться и не провозглашаемые официально, но имеющие хождение реально ценности/антиценности ( у кого сила, тот и прав, коррупция - плохо, но она неискоренима и т.п.).


   Возвращение рабочего класса в Советском Союзе и в странах Восточной Европы к положению «класса для себя» окрылило реваншистские силы Запада, и они стремятся разжечь имеющиеся на планете  конфликты до масштабной мировой войны, не исключающей применения ядерного оружия.
      
     Главное противоречие эпохи, видимо, заключается в том, что одна из грандиознейших систем по эксплуатации человека, выдвинутая капитализмом, колониальная система рухнула. Рухнула не сама по себе, а под напором различных форм классововой борьбы (национально-освободительной, антифеодальной, антифашистской) трудящихся во многих странах мира, которая в условиях ХХ века не могла не быть одновременно и антикапиталистической ( колониальными странами в основном были ведущие капиталистические страны, молодой японский империализм пытался от них тоже не отставать).
   
    Этос капитализма возник на основе исторического опыта всего человечества. Просто в протестантских странах складывание данного этоса  опередило другие народы и обеспечило европейцам материально-технологическое, а следовательно, и силовые преимущества. Специфика европейскго капитализма указывает на реальное его противоречие: доминирование материальной культуры (большая скорость её генерации по сравнению с генерацией культуры духовной).
   
     Усвоение богатств духовной культуры является самым эффективным способом занять позицию «для себя» и личности, и группе, и классу.   
      
     Теперь этос капитализма разошёлся по всему миру. Конечно, в каждой цивилизации, каждой стране он имеет свои особенности, но главный мотив этоса капитализма «благоговение» перед собственностью, как капиталом, сохраняет своё присутствие.  Главный козырь капитализма (преимущество над этосом предшествующих формаций и цивилизаций) - небывалое до него ускорение создания культуры, особенно материальной. К сожалению, витание духа вражды по «планете-деревне», обуславливает превращение этой материальной культуры или «Второй природы» в горы оружия: в массу  средств убийств и разрушений.

     Итак, парадокс: капитализм, который возвысил человечество до небывалых высот, подвёл его и к весьма вероятному самоуничтожению.   Как избежать этого?
   
    Объективно в спасении от преждевременного «Конца Света»» (по Апокалипсису) заинтересованы все жители мировой общечеловеческой «деревни». И для этого им всем (каждой цивилизации, каждому государству, каждому народу, каждому человеку необходимо стремиться занять позицию «для себя»).
   
     Проснувшийся Восток, Юг, Латинская Америка, вроде бы и предпринимают что-то вроде этого, что и вызывает политические истерики на Западе. Интеллектуальные силы перечисленных выше частей мировой деревни способны генерировать этос, который будет работать на сохранение и развитие человечества на планете Земля***.

------------------------
   * «Класс в себе» принимает то положение, которое ему навязывает господствующий политически и экономический класс. «Класс для себя» ведёт непрерывную борьбу за улучшение своего положения.   

**  :: Читать - Оглавление - Книга "Избранное. Образ общества" - Вебер Макс - ЛитЛайф - книги читать онлайн - скачать бесплатно полные книги

*** Этос этот будет отвечать интересам общечеловеческой специфики. А к этому качеству в наибольшей степени приближается идеология реального гуманизма, в которой тоже будет поддерживаться благоговейное отношение к «капиталу», но только в роли последнего, мы надеемся, будут выступать прежде всего общечеловеческие ценности духовной культуры.

   


Рецензии