Жизненные наблюдения - 103. Тягомотина
Тягомотина
Один из моих знакомых обратился ко мне в связи с привлечением его племянника к уголовной ответственности. Уголовное дело было в стадии предварительного расследования. Расспросив племянника о сути дела я заключил с ним соглашение на его защиту.
Мы приехали в краевое УВД, где я узнал о том, на какой стадии расследование. Оказалось, что всё уже движется к завершению.
Клиент рассказал мне, что работает мастером в сочинском подразделении "Ростелеком".
Он и его коллеги-мастера занимались обслуживанием телефонных сетей на горнолыжном курорте "Роза-Хутор", который находится в адлерском районе Большого Сочи.
При поступлении заявок мастера выезжали в гостиницы этого курорта и налаживали связь.
Уголовное дело было возбуждено 17 июня 2019 года по признакам совершения преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ("Мошенничество") - как говорит диспозиция этой статьи, - "Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием".
По этому делу привлекали к ответственности двоих руководителей "Ростелекома", которые с течением времени признали свою вину в хищении денежных средств путём мошенничества. Сумма хищения составляла 8 млн рублей. Не буду рассказывать о схеме хищения(она довольно изощрённая) поскольку мастера к этому не имели никакого отношения. На протяжении всего следствия, которое длилось уже около полугода, их допрашивали в качестве свидетелей, они дали подробные и правдивые показания. Мастеров было пять человек - молодые ребята, хорошие специалисты, у каждого из них была семья и дети.
Однако, руководители УВД и прокуратуры, надзирающей за ходом расследования, внезапно дали указание следственной группе перевести всех мастеров в ранг обвиняемых, что их сильно удивило(впрочем, следователи и сами были удивлены, но "начальству виднее").
Суть предъявленного мастерам обвинения сводилась к тому, что они по версии следствия получали зарплату в своей организации и за ту же выполненную работу, которая уже оплачивалась, получали оплату вторично от субподрядчиков, которые заключили договор с "Ростелекомом". Ребята вину не признали и показали, что оплату от других лиц они получали не за то, что ремонтировали в рабочие часы, а за работу, выполненную во внеурочное время. Следователи, связанные мнением руководства, игнорировали эти показания и гнули, как раньше говорили, "линию партии".
Мастерам трижды перепредъявляли обвинение - то одно не нравилось их кураторам, то другое. В конце концов предъявили обвинение в окончательной редакции, объявили всем об окончании предварительного следствия и предложили обвиняемым и их защитникам изучить материалы дела, которое уже составляло 18 томов.
Мы изучили то, что нас касалось и заявили ходатайство о прекращении уголовного преследования, не надеясь, конечно, на то, что ходатайство удовлетворят, но свою позицию мы должны были высказать.
Мой подзащитный предложил обсудить вопрос о том, как мы будем дальше работать(когда дело уйдёт в суд). Я, имея тогда уже сорокалетний стаж адвоката, прекрасно понимал, что всё это затянется на месяцы и сразу сказал клиенту, что в Сочи не поеду.
"Почему?" - спросил он. "Потому" - ответил я - "что дело будет слушаться долго, а мне нужно будет оплачивать гонорар, командировочные и суточные, а поскольку он "не сын Абрамовича", то денег уйдёт очень много, а их у него просто нет, даже если он продаст всё, что имеет и ещё возьмёт большой кредит". Я посоветовал ему воспользоваться услугами сочинского адвоката, которого я хорошо знал как порядочного человека и хорошего специалиста. На том и порешили. Дело ушло в
Сочинский Центральный суд и начался судебный процесс.
Мы поддерживали связь друг с другом и через месяц клиент сообщил мне, что суд направил дело прокурору для устранения выявленных недостатков.
Скажу, что суды у нас боятся выносить оправдательные приговоры(их по официальной статистике аж 0,4%!), но в УПК есть такая лазейка - направление дела прокурору. В прежнем УПК были другие лазейки, применяемые для того, чтобы не оправдывать невиновных, - дополнительное расследование и новое расследование: когда дело в суде заходило в тупик, то суд(как правило - по предварительной договорённости с прокуратурой) возвращал дело обратно, где оно благополучно "сдыхало" - то есть прекращалось. Как говорится "и овцы целы и волки сыты". За мою долгую адвокатскую практику я помню лишь один случай, когда человека(он, кстати, был моим однокурсником) незаконно обвинили в убийстве собственной матери, а потом, уже в кассационную инстанцию Верховного Суда РСФСР были представлены материалы по явке с повинной другого лица, и приговор отменили, осуждённый стал потерпевшим(его приговорили к смертной казни), а настоящего виновника с течением времени осудили на 15 лет(с учётом явки с повинной). Следователя и прокурора района привлекли к уголовной ответственности за привлечение к ответственности заведомо невиновного, но уже тогда мы, адвокаты(и не только мы), понимали, что всё закончится осуждением за халатность(до трёх лет лишения свободы), это и случилось, хотя дело слушал судья Верховного Суда РСФСР(что большая редкость) и дал им условное наказание по ст.172 УК РСФСР("Халатность"). Но это, по-сути, нонсенс. Львиная доля уголовных дел, возвращённых судами на доследование "втихую" прекращается и никто не отвечает за мытарства невиновных, в том числе и в заключении, - "система ниппель"! Бывшие обвиняемые и подсудимые, как правило, не просят наказать виновных и не взыскивают по суду деньги за незаконную отсидку - себе дороже.
Они понимают, что всё может закрутиться снова и не факт, что по тому же обвинению, - могут патрон найти или какую-нибудь запрещённую гадость, и тогда уже не открутишься.Кстати, однажды такой фокус хотели проделать со мной доблестные новороссийские "правоохранители", кода я добился прекращения уголовного дела об убийстве одного из "авторитетов" города, - меня ждали менты на посту ГАИ на Верхне-Баканке несколько дней, - хотели остановить мою машину и подбросить наркоту или патроны, или и то и другое, но один из знакомых судей города предупредил меня об этом и сказал, чтобы я больше не ездил в Новороссийск на своей машине(они её "пасли"), поэтому я пересел на машину тестя и последний раз съездил к подзащитному, в отношении которого уже было прекращено уголовное преследование по обвинению в убийстве(у меня есть очерк об этом громком деле, выложенный ранее на нашем сайте).
Много лет назад я защищал в том же сочинском суде клиента по групповому делу о вымогательстве(рэкете), которому по старому следственному принципу "шить широкие штаны" вменили "до кучи" хранение в его доме гранаты.
В суде я заявил ходатайство о допросе понятых(из протокола обыска) - якобы при них нашли гранату. Я спросил их об обстоятельствах обнаружения гранаты. Люди попались честные и рассказали суду, что их пригласили в качестве понятых при обыске в частном доме, где было три комнаты. Опера велели им сесть на диван и сидеть до конца обыска, что они и сделали. Через полчаса из другой комнаты вышел опер и сказал другим операм и понятым: "А я гранату нашёл!" - "Вы видели где и как он "нашёл гранату?" - спросил я понятых - "Нет, мы же сидели на диване в другой комнате". Суд оправдал моего клиента по ч.1 ст.218 УК РСФСР - "ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боеприпасов или взрывчатых веществ без соответствующего разрешения".
Мера наказания - до 8 лет лишения свободы.
У меня за всю жизнь был лишь один подзащитный(незаконно осуждённый за убийство
отца), который после отмены приговора и признания его невиновным взыскал деньги и купил на них новый "Москвич-412" "радикально синего цвета". Просидел он два года! Деньги, кстати, выплачиваются из казны, а горе-следователи, опера и судьи отделываются выговорами, - "высшая справедливость!"
Вернусь к делу мастеров "Ростелекома". Прокуратура, естественно, опротестовала определение суда о возвращении дела(а как же инче - "следственные органы не ошибаются"), крайсуд, как водится, мигом удовлетворил требование прокурора и отправил дело на новое рассмотрение. Прошли месяцы и новый состав суда вновь вернул дело прокурору и, как говорится, "всё повторилось сначала".
Вы будете удивлены(или станете смеяться), но это дело разные составы суда возвращали прокурору... пять раз. Благо, подсудимые не были под стражей и лишь недавно, спустя шесть лет, суд вынес определение о переквалификации действий мастеров с ч.4 ст.159(мошенничество, - максимальный срок десять лет лишения свободы) на ч.2 ст.165 УК РФ и прекратил уголовное преследование в отношении всех мастеров ввиду истечения сроков давности, а срок этот составляет шесть лет со дня совершения преступления, которое якобы было совершено в 2016 году. Два других подсудимых(те самые руководители) продолжают оставаться подсудимыми - всё у них впереди!
Нашли-таки лазейку позволяющую избавиться от "дутого дела" да ещё и не по реабилитирующим основания - на "поиски" ушло целых шесть лет. За это время умер один адвокат и судья, у подсудимых родились дети, а они все эти годы находились под "дамокловым мечом правосудия". На момент прекращения уголовное дело насчитывало уже более тридцати томов! Что ж, хоть так!
"Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
ч.2 - Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения совершённое группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой
лишением свободы на срок до пяти лет"
Вот такая тягомотина - нам, адвокатам, не привыкать!
В 1961 году на экраны мира вышел замечательный фильм "Убежище", снятый по романам лауреата Нобелевской премии Уильяма Фолкнера "Святилище" и "Реквием по монахине" - в этом фильме речь идёт о рассмотрении уголовного дела об убийстве ребёнка.
Отец ребёнка спрашивает своего брата-адвоката:"Как думаешь, правосудие восторжествует?"
Адвокат выдал блестящую фразу: "Я слишком долго работаю адвокатом, чтобы верить в правосудие".
Могу повторить то же самое - ведь мой стаж адвоката уже 46 лет!
05.12.25
Свидетельство о публикации №125120506068
Ольга Цветикова 06.12.2025 01:04 Заявить о нарушении
"Ползёт по тёмной улице старушка, фонари не работают, а навстречу - мент. Она спрашивает:"Сынок, скажи, а здесь не опасно ходить?" - "Да вы что, бабушка, было бы опасно, я что здесь, ходил бы?" и тому подобное. Главное - найти повод для отказа гражданину в помощи - послать туда, куда Макар телят не гонял. Мы помним Райкина: "Когда убьют, тогда и приходите". Кстати, там большой некомплект - пришли иные времена, когда прежняя лафа проходит, но мозги ведь остаются всё те же!
Юрий Иванов 11 06.12.2025 16:32 Заявить о нарушении