Когда родился Иисус Христос?

ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы сегодня начать говорить что-либо на эту тему, надо быть очень самоуверенным человеком, потому что на эту тему в течение 2000 лет писали великие, кроткие, святые и знающие люди, в результате чего богословы и учёные пришли к выводу, что точного указания дня или хотя бы месяца рождения Иисуса Христа в Библии нет и вывести их из библейского текста и истории невозможно. Действительно, прямого указания дня или хотя бы года и месяца рождения Иисуса Христа в Библии нет и эта дата традиционно считается неизвестной. Однако в настоящее время мне представляется, что в самом библейском тексте имеются данные, позволяющие установить время рождения Христа.

СЛУЖЕНИЕ 1. ЖИВ Б-Г
Из прошлых служений мы узнали:

1. что сознание реальности материального мира само требует доказательства и что жизнь, опыт, история науки и техники, вся ощественно-историческая практика доказывают реальность материального мира. Материальный мир реален.

2. что в реальном мире существует реальная история.

3. и реальная Библия, которая: а) представляет собой древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст, б) содержащий пророчества, детальные в описании событий, места, последовательности и часто сроков их исполнения, в) сохранившиеся в рукописях, написанных задолго до исполнения пророчеств.

4. Если существует пророчество, которое: а) документально предшествует событию; б) детально его описывает; в) совпадает с ним многопараметрично; г) имеет чрезвычайно малую вероятность случайного его исполнения; д) подтверждается независимыми источниками, то оно определённо указывает на Того, чье предзнание необъяснимо высоко превосходит человеческое. Такая Личность в теизме определяется как Б-г.
 
5. Неизменное исполнение библейских пророчеств представляет собой, отвечающее логическому и верификационному критериям научности, доказательство бытия Б-га и истины Библии. Б-г есть и Библия – истина. Это положение мы кладём в основание наших дальнейших рассуждений.

СЛУЖЕНИЕ 2. ВАЖНО ЛИ ЗНАТЬ КОГДА РОДИЛСЯ ХРИСТОС?
Если вывести дату рождения Иисуса Христа из библейского текста и истории возможно, и мы, допустим, это сделаем, что это нам даст? Почему нам нужно точно знать хотя бы год и месяц рождения Иисуса Христа? Потому что это возможно сделать основываясь на тексте Библии.

Если Б-г сделал это возможным, значит это нужно знать. Б-г в Библии не записал ни одного лишнего и незначительного слова. Вспомним историю с Озой. 2Цар.6:1-8. Оза был наказан за невнимательное отношение народа к Б-жию слову. Когда Иисус Христос в год и месяц строго предвозвещённый через пророка Даниила приблизился к Иерусалиму (Лк.19:41-44) «то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Эти слова исполнились в 70-м году нашей эры потому, что иудеи в течение шестисот лет не нашли времени внимательно вчитаться в пророчества.


СЛУЖЕНИЕ 3. ИОСИФ ФЛАВИЙ

1. О ФЛАВИИ
Труды иудейского историка I века Иосифа Флавия – главный, внешний по отношению к Священному Писанию, источник сведений по истории Иудеи эпохи Второго Храма, жизни Ирода Великого и по раннему христианству.

Он родился в 37/38 г. н.э. в знатной семье священника - фарисея. Настоящее его имя Йосеф бен Матитьягу. Фарисей и образованный человек, он был хорошо знаком с римской культурой. Во время Первой Иудейской войны (66-73 гг.) был командиром иудейских войск в Галилее. После окружения в Иотапате сдался римлянам. Пророчествовал Веспасиану, что тот станет императором. После восшествия Веспасиана на трон получил римское гражданство и имя Флавиус.

В одном из своих важнейших исторических произведений – «Иудейской войне» – он подробно описал восстание 66-73 гг., в «Иудейских древностях» – историю еврейского народа от сотворения мира до его времени. Его книга «Против Апиона» посвящена защите иудаизма, а «Жизнь» – это его автобиография.

2. УПОМИНАНИЯ О ХРИСТЕ
Иосиф Флавий писал свои труды на греческом языке. Подлинные рукописи «Иудейских древностей» не сохранилось, однако текст многократно переписывался современниками и дошёл до нас в поздних греческих рукописях, созданных в монастырях Византии (IX–XIV вв.). Кроме греческих рукописей, существует ранний латинский перевод, созданный примерно в VI веке. В этих манускриптах имеются упоминания об Иисусе, об Иоанне Крестителе, об Иакове, брате Иисуса.
а) Иоанн Креститель

Об Иоанне Крестителе упоминается в 18.5.2 (параграфы 116-119) «Иудейских древностей». Флавий описывает Иоанна как «хорошего человека», учителя нравственности, призывающего к праведной жизни и крещению, отмечает его популярность и сообщает, что Ирод Антипа казнил его из опасений перед его влиянием на народ. Проведя лингвистический анализ текста со стороны лексики Флавия, его любимых фразеологисеских оборотов, особенностей синтаксиса, стиля повествования; кроме того с помощью богословского анализа – исходя из религиозных воззрений Флавия; осуществив сравнение сохранившихся византийского греческого (канонического) текста, латинского перевода и арабской и сирийской версий учёные пришли к выводу, что упоминание у Флавия об Иоанне Крестителе – подлинное.

б) Иаков, брат Иисуса
В 20.9.1 (параграф 200) «Иудейских древностей» говорится об Иакове, брате Иисуса, называемого Христом, о незаконном над Иаковом суде, устроенном первосвященником Ананом II, о том, что Иаков был побит камнями и что это возмутило многих иудеев. Учёные установили, что и это упоминание у Флавия подлинное.

в) Иисус Христос
Иначе произошло с упоминанием об Иисусе Христе. В греческой византийской рукописи, которая дошла до нас через средневековые копии, это упоминание выглядит так:

«В это время жил Иисус, человек мудрый, если вообще можно человека назвать таковым. Он творил чудеса великие и был учителем людей, которые принимают истину с радостью. Он привлёк к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Христом. Когда же Понтий Пилат, по доносу наших первосвященников, осудил его на крест, те, кто любил его, не перестали почитать его; ибо он явился им живым на третий день, как предсказали божественные пророки о нём, и до сих пор существует племя, называемое по его имени христиане».

Тщательный научный анализ показал, что текст содержит подлинное историческое ядро, но включает поздние христианские вставки». Они произвели отделение подлинного от неподлинного и предложили реконструкцию «вероятного оригинала»:
«В это время жил Иисус, мудрый человек. Он творил удивительные дела и был учителем людей, которые принимают истину с радостью. Он привлёк к себе многих иудеев и многих эллинов. Когда Пилат, по обвинению наших первосвященников, осудил его на крест, те, кто любили его, не перестали так поступать; и до настоящего времени существует племя христиан, называемое так по его имени».

3. ЕМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
Иосиф Флавий был верным фарисеем, верным римлянином, иногда позволял себе польстить Титу – император всё-таки, но из представленных примеров видно, что Флавий был образованным, добросовестным, серьёзным историком. Он не стремится обелить или унизить христиан – он просто фиксировал факты. Иосифу Флавию можно доверять.

4. КОГДА УМЕР ИРОД ВЕЛИКИЙ?
В «Иудейских древностях» Иосиф Флавий сообщает, что Ирод был сыном идумеянина Антипатра и киприанки Кипры, и уже в молодом возрасте получил от римлян должность начальника (претора) Галилеи. Он умер ближе к лунному затмению, происшедшего незадолго до Пасхи. Флавий упоминает это затмение как в «Иудейской войне», так и в «Древностях». Оно астрономически соответствует большому лунному затмению 13 марта 4 г. до н.э. В 3754 г. по еврейскому календарю Пасха пришлась на 21 марта 4 г. до н.э. Таким образм смерть Ирода наступила не раньше 14 марта и не позже 20 марта, ближе к 14-му, то есть 15/16 марта.


СЛУЖЕНИЕ 4. ЭТО НЕ НЛО

1. МУДРЕЦЫ С ВОСТОКА
Мтф.2:1: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока». Употреблённое в Русском Синодальном переводе слово «волхвы» передаёт греческое «магои», происходящее от персидского «магус» – жрец, маг, мудрец. Под «волхвами» понимались мудрецы из восточных областей, возможно из Персии, Месопотамии или Парфии».

2. ГДЕ РОДИВШИЙСЯ ЦАРЬ?
Мтф.2:1,2,7: «Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды». Они спросили: «Где родившийся?». Значит, звезда, которую они видели на востоке, сказала им, что младенец или уже родился или к их прибытию в Иерусалим уже должен был родиться. Восточные мудрецы были астрологами. Как мы  сегодня относимся к астрологии? Для одних — это древняя, тайная и тонкая наука, непостижимая; для других — вовсе не наука.

3. НЕ НЛО
Мудрецы прибыли в Иерусалим, когда Иисус уже родился. Они видели Его звезду у себя на востоке. Что это была за звезда? Некоторые наши современники обращают внимание на «странное» поведение звезды, когда она шла перед волхвами из Иерусалима в Вифлеем, и видят в ней нечто вроде НЛО. Однако, при анализе текста оказывается, что странная не звезда, а странен для нас древний способ описания небесных явлений. Древние писатели описывали астрономические явления иначе, используя образный язык и астрологическую терминологию своего времени. Так в (Нав.10:12.13) сказано: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим». В древней военной поэзии это могло означать и ясное яркое небо до самого вечера, и затяжное сумеречное освещение. В песне Деворы (Суд.5:20) говорится: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою». Это значило, что всё разумеется, было сверхъестественно, но ничего сверхъестественного не происходило. В Древнем Шумере / Вавилоне бог Мардук – Юпитер. Бог Мардук – верховное божество Вавилона. Юпитер — небесная звезда Мардука, его видимое проявление. Поэтому, когда астролог писал: «Мардук поднялся, чтобы вести царя», это не значило, что бог шёл по небу.

Читатель Евангелия от Матфея жил не в нашем рациональном и «просвещённом» веке, а в мире, насыщенном астрологией, чудесами и небесными знамениями. Поэтому описание движения звезды он понимал иначе, чем понимаем мы. В день, когда волхвы отправились в Вифлеем, находящийся к югу от Иерусалима в двух часах ходьбы от него, для стороннего наблюдателя не происходило ничего необычного: яркая звезда, видимая на южном небе, всё время была перед путниками. Когда же они подошли к нужному месту, направление пути и положение светила совпали, так что им казалось, что звезда «остановилась» прямо над домом. Вифлеемская звезда – это  язык древней астрологии, а не НЛО или сверхъестественное чудо.

4. ЗВЕЗДА
Все звёзды, кроме сверхновых и новых смирны, тихи и неподвижны на небесном своде.
 
Их видимое движение – следствие вращения Земли, одинаковое для всех светил. Поэтому, когда (Быт.1:14) «сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов», Он говорил о Солнце, Луне и планетах, а не о звёздах. Такое понимание вытекает из самого контекста первой главы книги Бытия. Однако звёзды – это фон, на котором происходят все астрологические события, и мудрецам небезразлично в каком созвездии находится та или иная планета.


СЛУЖЕНИЕ 5. ЮПИТЕР

1. ПЛАНЕТА
Итак, мудрецы у себя на востоке видели звезду иудейского царя. Мудрецы – восточные астрологи. Они знали, что Юпитер – «царственная» планета. С ним должно было произойти нечто необычное, которое указало бы на особенное событие. Такими, происшедшим за три и два года до смерти Ирода астрономическими явлениями были «тройное соединение» Юпитера и Сатурна – сначала примерно в мае, затем повторно – в сентябре и снова – в декабре 7 г. до н.э. и «близкая» группировка трёх планет: Юпитера, Сатурна и Марса в феврале 6 года до н.э.. Эти явления астрологи могли истолковать как знамение рождения царя в Иудее.

2. ЮПИТЕР И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Юпитер – еще со времён Древнего Шумера и Вавилона царственная планета. Вавилонский Мардук, «звезда Мардука», («шитту Мардука»), ясно указывавший на Юпитер,  – бог порядка, покровитель царства, победитель хаоса (Тиамат), бог мудрости, справедливости и управления. Юпитер в вавилонской астрологии ассоциировался именно с царской властью, законностью, установлением порядка и благополучием государства. В последующих астрологических системах (греческой, эллинистической, позднее  арабской и европейской) Юпитер унаследовал эти «царственные» качества. Мтф.2:1,2: «Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Сатурн в астрологии Междуречья – планета эпох, времени и судьбы, Марс – планета войн, разрушений, эпидемий, бедствий. Оба явления произошли в созвездии Рыбы. В вавилонской астрологии это созвездие связывалось с Сирией и Палестиной. Такое расположение таких звёзд было прочитано восточными мудрецами как рождение царя в Иудее.

3. ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
Мтф.2:7,9: «Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды... Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Именно из этого места Писания читавшие его сделали вывод об «идущем» НЛО или о каком-то сверхъестественном чуде. Но мы уже говорили, что речь здесь не о том и не о другом. Писание важно не только читать, но и понимать. У читающих сложилось представление, что волхвы, отправившись из Иерусалима в Вифлеем, увидели необычное астрономическое явление и исследователи ищут нечто подобное: то ли соединения или сближения  Юпитера, то ли китайскую комету 5-4 г. до н.э. или китайскую же новую 5 г. до н.э.. Но это ошибочный поиск, потому что волхвы на пути  из Иерусалима в Вифлеем ничего необычного не увидели. Они увидели ту самую звезду, которую видели у себя на востоке, и эта звезда – Юпитер.

4. ПОНАБЛЮДАЕМ ЗА ЮПИТЕРОМ
Весной 5 г. до н.э. Юпитер был виден на востоке вскоре после захода Солнца в созвездии Рыбы. В мае – июне до середины лета он находился на юго-востоке. В августе – сентябре Юпитер был виден с вечера почти всю ночь уже на юге. Гипотетически можно допустить, что Юпитер мог быть виден в Иерусалиме на юге в январе–феврале 4;г. до;н.;э. Однако, если бы волхвы пришли в Иерусалим в это время, святое семейство пришло бы в Египет и поселилось там через полтора месяца (примерно полмесяца до границы с Египтом и около месяца до места поселения в Египте). Получилось бы, что семья прибыла в Египет непосредственно перед смертью царя Ирода. Но Евангелие сообщает, что семья некоторое время находилась в Египте (Мтф.2:13,15) «до смерти Ирода». Поэтому ближайшим реальным временем посещения Иерусалима волхвами оказывается сентябрь 5;г. до;н.;э.


СЛУЖЕНИЕ 6. ЧТО ПРОИЗОШЛО В ИЕРУСАЛИМЕ?

1. ВТОРАЯ ГЛАВА ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ
С учетом выясненного времени посещения Иерусалима волхвами, что определённого мы можем извлечь из прочтения второй главы Евангелия от Матфея? Волхвы пошли из Иерусалима в Вифлеем в сентябре 5 г. до н.э. После того, как они отошли в свою страну, Ирод (Мтф.2:16) «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Определённо, Ирод связывал время появления звезды с временем рождения Младенца. Он высчитал интервал между появлением звезды и сентябрём 5 г. до н.э., который оказался равным двум годам. Следовательно, библейское время появления звезды сентябрь 7 г. до н.э. – время второго из – «тройного соединения» Юпитера и Сатурна. Это подтверждает наше предположение о «царственном» Юпитере и о верном определении времени посещения Иерусалима волхвами.

2. СБЛИЖЕНИЕ ПЛАНЕТ
Второе время появления звезды приблизительно на пол года позже («близкая» группировка трёх планет: Юпитера, Сатурна и Марса в феврале 6 года до н.э.). Какое астрологическое толкование может иметь это явление?
 
Юпитер означает царя, власть, законность, благословение. Сатурн – решение богов, судьбоносное изменение, наступление новой эпохи, долгожданное пророческое исполнение. Марс – конфликт, потрясение, конец прежнего, очищение через кризис. Созвездие Рыб – знак Иудеи. Сочетание Юпитера и Сатурна – рождение царя судьбы. Добавление Марса -  смена порядка через кризис, борьбу, даже кровь. В переводе на язык астрологии Востока это означало: «В Иудее явился или вот-вот явится царь и наступит судьбоносный момент перемены эпохи, сопровождаемый потрясением».

Почему такое знамение не могло указывать непосредственно на время рождения Младенца? Три судьбоносные планеты, собравшиеся в созвездии Рыбы в достаточно плотную группу. Они располагались весьма близко на фоне звёзд, но не сливались в одну точку, а выглядели как три ярких разноцветных огонька: Юпитер – светло-жёлтый, Сатурн – желтоватый, Марс – оранжево-красный. Это была редкая и красивая картина – как будто бы Б-г решил украсить небо в честь дня рождения Своего Единственного Сына.  Была ли эта группировка Вифлеемской звездой? Мы уже знаем, что – нет. В каком бы сближении ни оказался Юпитер, Вифлеемской звездой был только он.   

3. НЕВЕРНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ
Что мы ещё можем извлечь из Евангелия? Волхвы, как профессиональные астрологи Древнего востока несомненно знали обо всех четырёх замечательных явлениях с участием Юпитера, но Ироду сообщили только об одном, потому, возможно, что истолковали его, как наиболее важное, связанное с рождением Младенца. По крайней мере Ирод понял их именно так.

4. ТОЛЬКО ГИПОТЕЗА
Если до сих пор мы следовали за текстом Евангелия и толкованиями астрологов и то  потому, что нас к этому "подталкивал" текст Евангелия, то теперь я предложил произвольно пойти за восточными астрологами без какого-либо на это основания. Сближение планет в феврале 6 г. до н.э. действительно имело астрологическую значимость и могло указывать на время рождения Христа. Это ни в какой степени не может считаться доказанным утверждением, но может быть принято, как рабочая гипотеза. Истолковав февральское сближение планет как возможное указание на время рождения Младенца, мы вольно, то есть не опираясь на Евангелие приняли дату – февраль 6 г. до н.э. и будем придерживаться её как основы для дальнейшего анализа. Она не доказана, но входит в очерченный Иродом интервал между 7-м и 5-м годами и основывается на астрологических толкованиях Востока.

5. ВЕСОМЫЙ АРГУМЕНТ
Существует ли если не веский, то хотя бы весомый библейский аргумент в пользу 6 г. до н.э. как года рождения Иисуса Христа. Дело в том, что после Всемирного потопа промежутки времени между рождениями многих значительных библейских персонажей и между значительными событиями библейской историии кратны десяти.
Всемирный потоп согласно масоретскому тексту начался в 2499 г. до н.э., завершился в 2498-м.
– Афаксад родился в 2496 г., через два года после потопа.
– Фарра родился в 2276 г.
– Авраам – в 2206-м,
– Исаак – в 2106-м.
– Иаков – в 2046-м,
– Иосиф – в 1956-м,
– Моисей – в 1566-м,
– исход евреев из Египта произошёл в 1486 г.,
– вхождение народа в обетованную землю – в 1446 г.,
– строительство Первого иерусалимского храма началось в 1006 г.,
– разрушение Первого иерусалимского храма произошло в 586-м.
Трудно себе представить, что год рождения Христа будет исключён из этой чреды лет.


СЛУЖЕНИЕ 7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

1. СЛЕДСТВИЕ
Из того, что Иисус родился в феврале 6 г. до н.э. следует, что непорочное зачатие Марии произошло в мае 7 г. до н.э. и Иоанн Креститель был зачат в декабре 8 г. до н.э. Но это гипотеза. А где доказательство?

2. АВИЕВА ЧРЕДА
В С. Петербурге с 1904 по 1913 год в виде бесплатного приложения к журналу «Стран-ник»... вышло первое двенадцатитомное издание Толковой Библии или Комментария на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина. В комментарии к Лк.1;5 Толковая Библия разъясняет, что царь Давид к концу своего правления установил очерёдность служения священников в храме (1Прлп.24). Череда, к которой принадлежал Захария, приходилась вось-мой в числе... 24 черед. Каждая... отправляла священнослужение в течение восьми дней – от одной субботы до другой включительно... Храм Иерусалимский был разрушен римлянами в 9-й день пятого месяца (9 ава 3830) – в субботу, 4 августа 70 г. н.э. по григорианскому календарю, в тот день, когда по сообщению Талмуда (Талмуд, Тааним 4) начинала своё служение череда пе-рвая (Иегонаривова). Следовательно, восьмая череда в этом году заступала на службу 7 апре-ля. Так как одноимённые черёды отправляли служение каждые 24 недели, вычислить время их служения не сложно. В конце 8 г. до н.э. Авиева чреда заступила на службу 8 ноября, а завер-шила служение 15 ноября. Иоанн Креститель был зачат не позднее декабря 8 г. до н.э. В мае месяце 7 г. до н.э. Елизавета была на шестом месяце беременности (Лк.1;36), когда Мария «с поспешностью пошла в нагорную страну» на свидание к Елизавете (Лк.1;39-42). Это был месяц зачатия Иисуса Христа. Май был не худшим месяцем для путешествия Марии из Наза-рета в Нагорную страну. Иисус родился в феврале 6 г. до н.э. В Иудее проходила перепись. Лк.2;3-6: «И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города  Назарета,  в Иудею,  в город Давидов,  называемый Вифлеем...  записаться  с Мариею... Когда же они были там, наступило время родить ей». Лк.2;8: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего». Февраль был не худшим месяцем для проведения переписи и ночного выпаса овец, чего не скажешь о 25 декабря.

ИИСУС ХРИСТОС РОДИЛСЯ В ФЕВРАЛЕ
6 г. до н.э.

Это значит, что мы неплохо истолковали сближение планет в 6 г. до н.э., что в Евангелиях от Матфея и Луки в сумме есть достаточно сведений для того, чтобы определить год и месяц рождения Иисуса Христа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В чём трудность доказательства? В том, что мы вынуждены строить его на оспоримых посылках. А точно ли сведение Иосифа Флавия о времени смерти Ирода Великого? Если эта посылка спорна, то дальнейшее рассуждение не более, чем гипотеза.

Для  нас бесспорно только то, что библейский текст – истина. Следуя тексту мы узнаём, что Иисус родился при жизни Ирода; что наиболее вероятное время наблюдения волхвами Вифлеемской звезды – сентябрь 5 г. до н.э., что от него мы выходим к сентябрю 7 г. до н.э. – времени второго из – «тройного соединения» Юпитера и Сатурна и к февралю 6 г. до н.э. – времени сближения планет и к предполагаемой дате рождения Иисуса Христа.

Затем мы рассматриваем бесспорную независимую и несомненно точную линию, выстроенную в Евангелии от Луки, – от времени служения Захарии, к времени зачатия Иоанна Крестителя, времени непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа -  также в феврале 6 г. до н.э. Две независимые линии сходятся в одной точке. Точный Лука превращает гипотезу в доказательство.


Рецензии