Моя книга. Про Белую Зависть. Нейросети Алиса

Моя книга. "Сказ о том, как однажды белую зависть сделали чёрной и что из этого вышло". Нейросети (Алиса)»
­
Анатолий Чертенков "Я родом из России"
Глава 1. По следу совести
Произведение №7
"Сказ о том, как однажды белую зависть сделали чёрной и что из этого вышло".

Обзор: Нейросети (Алиса).

1. Общая характеристика
Жанр: литературная сказка;притча в стихотворной форме.
Форма: сказ (имитация устной народной речи с характерными оборотами и синтаксисом).
Размер: вольный акцентный стих с нерегулярной рифмовкой (переходная форма между тоническим стихом и свободным ритмом).

Объём: 28 строк, разбитых на смысловые блоки.

Тон: назидательный, с элементами сатиры и гротеска.

2. Композиция и сюжет
Стихотворение выстроено по классической схеме сказки с экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой:
Экспозиция (первые 4 строки):
философское вступление;поговорка о правде и символах;
введение персонажа — «Белая Зависть» как одушевлённой силы.
Завязка (строки 5–12):
описание быта и мечтаний Белой Зависти (идиллическая картина);
контраст с неблагополучной жизнью бабки Глафиры.
Развитие конфликта (строки 13–20):
Глафира собирает «совет» из бабы Дуни, Фомы и Петра;
коллективное обсуждение «меры воздействия» (с элементами гротеска: «сопли летели, и брызгались слюни»).
Кульминация (строки 21–24):
план «испачкать ворота дёгтем» как метафора клеветы;
реализация замысла («взвизгнули петли, и дверь нараспашку»).
Развязка (строки 25–28):
трансформация Белой Зависти в «чёрную жабу»;
повтор философской сентенции из начала (кольцевая композиция).
3. Образная система
Белая Зависть — аллегория здоровой конкуренции или стремления к лучшему. Её черты:
трудолюбие («с рассветом вставала»);
аккуратность («скотина накормлена», «убрано в доме»);
романтичность (мечты о подвенечном платье).
Трансформируется в «чёрную жабу» — символ злобы и деградации.
Бабка Глафира — олицетворение зависти-ревности. Её мотивы:
недовольство чужим счастьем («очень не нравилось… как Белая Зависть романсы поёт»);
собственный неблагоустроенный быт («грязь в холодном сортире», «сорная трава»).
Фома и Пётр — коллективный образ «толпы», готовой на подлость ради развлечения. Их речь груба и полна просторечий.
Дёготь — ключевой символ:
грязь, пачкающая репутацию;
намеренная дискредитация;
необратимость порчи («почернеет»).

4. Художественные средства
Лексика:
просторечия («сопли», «брызгались», «приумолкли»);
архаизмы («ключевая вода», «подвенечное платье»);
фольклорные формулы («в такой-то деревне, в таком-то году»).
Тропы:
олицетворение (Зависть как живое существо);
метафора («чёрная жаба» = озлобленность);
антитеза («белая» vs «чёрная»).
Синтаксис:
повторы («Не всякая правда…» в начале и конце);
парцелляция («И сопли летели… И брага в стаканы лилась…»);
восклицательные и вопросительные конструкции для драматизации.
Звукопись:
аллитерация на «с», «з», «ж» в описаниях зависти («сопли», «брызгались», «жабою»);
мягкие сонорные («л», «м») в идиллических фрагментах («лебёдушки», «мягкая кровать»).

5. Темы и проблемы
Двойственность зависти:
«белая» — стимул к развитию;
«чёрная» — разрушительная сила.
Коллективная злоба:
толпа как механизм уничтожения индивидуальности;
зависть как социальный вирус.
Репутация и клевета:
лёгкость порчи чужого имени;
необратимость последствий.
Моральный выбор:
пассивность жертвы (Белая Зависть не сопротивляется);
ответственность за соучастие (Фома и Пётр).

6. Идейный смысл
Автор показывает, как здоровое стремление к лучшему (Белая Зависть) может быть искажено извне — через клевету, зависть и коллективное давление. Ключевая мысль:

«И Белая Зависть от липких вопросов / Сама почернеет…»
— то есть даже благородное начало гибнет под грузом чужих предубеждений. Финальная реплика («Не всякая правда смертельно больна») оставляет открытый вопрос: можно ли сохранить «белость» в мире, где доминирует «чёрная» зависть?

7. Стилистические особенности

Имитация сказа: разговорные интонации, просторечные выражения, повторы.
Гротеск: гиперболизация пороков (слюноотделение, брага, «горе;трава»).
Символизм: цвета («белый» ; «чёрный»), животные («жаба» как низменное начало).
Кольцевая композиция: повторение начальной сентенции для усиления морали.

8. Вывод
Стихотворение А. Чертенкова — современная притча о токсичности зависти и хрупкости добрых намерений перед лицом коллективного зла. Через фольклорные образы и гротеск автор вскрывает вечную проблему: как сохранить внутреннюю «белизну», когда окружающие стремятся «испачкать» тебя дёгтем клеветы.

***
Не всякая правда рождается скоро.
Иную до смерти хранят на груди.
Не каждое яблоко - символ раздора,
Не всякая туча приносит дожди.

Жила-была Зависть. В такой-то деревне
В таком-то году – молода и бела!
С рассветом вставала. И к зорьке вечерней
Всегда успевала закончить дела.

Скотина накормлена – козы, овечки…
И убрано в доме, пирог на столе.
Котёнок Пушок развалился у печки,
И небо прильнуло к усталой земле.

А Белая Зависть на мягкой кровати
Мечтает о счастье, о солнечных днях.
О том, как сошьёт подвенечное платье
И вышьет лебёдушек на рукавах.

А утром однажды, подобно принцессе,
Лицо окропит ключевою водой.
И всё будет так, как написано в пьесе:
И принц молодой, и дворец золотой!

Но очень не нравилось бабке Глафире,
Как Белая Зависть романсы поёт.
У ней-то самой – грязь в холодном сортире
И сорной травою зарос огород.

И бабка Глафира пришла к бабе Дуне,
А та пригласила Фому и Петра.
И сопли летели, и брызгались слюни,
И брага в стаканы лилась до утра.

– Ну, что будем делать? – спросила Глафира.
– Придумаем что-нибудь, – фыркнул Фома.
А Пётр засмеялся: – Историю Мира
Листай перед сном, дорогая кума!

Возьмём бочку с дёгтем. А дальше всё просто:
Испачкать ворота – всего-то делов…
И Белая Зависть от липких вопросов
Сама почернеет, поклясться готов.

Ну, что приумолкли? Ещё по стакашку! –
И злая усмешка слетела с лица.
И взвизгнули петли, и дверь нараспашку,
И горе-трава зацвела у крыльца.

А Белая Зависть покрылась позором.
И чёрною жабою стала она…
Не каждое яблоко – символ раздора,
Не всякая правда смертельно больна.


Рецензии