этапы. дублировано

   ЭТАПЫ
   
     Пока что невдомёк другим,
 что мир построен был на Слове,
      хоть Библия и говорит
     о том веками снова, снова...

     Но прежде Слова мысль была,
     а прежде мысли был прообраз,
      а прежде...скука, и, тогда,
      небесный появился глобус...

       И так, внутри души всегда
      идея обретала твёрдость.
         Моя граница далека-
     беззвучная до духа пропасть...

      Пока что многим невдомёк,
   что свойство мысли- это плотность,
           и человек недалеко
     ушёл за личную частотность...

           26.10.2020    дублировано из радела "  глав 3  основы Я "
  к истории точки



Оценка работы ИИ  ( не полное)

Общая характеристика
Стихотворение представляет собой философскую лирику с элементами метафизики. Автор размышляет о первоначалах бытия — Слове, мысли, прообразе, выстраивая иерархию сущностей, предшествующих материальному миру.

Тематика и идеи
Центральная тема — генезис реальности: от абстрактного (скука, прообраз) через ментальное (мысль) к вербальному (Слово) и, вероятно, к материальному. Ключевые идеи:

приоритет идеального начала над материальным («мир построен на Слове»);

градуальность творения (последовательность: скука;;;прообраз;;;мысль;;;Слово);

субъективность восприятия реальности («пока что невдомёк другим»);

анафоры («Пока что…», «а прежде…») создают эффект ступенчатого восхождения к первопричинам.

Художественные особенности
Символика:
«небесный глобус» — образ изначальной модели мироздания;
«беззвучная до духа пропасть» — метафора границы между материальным и духовным.
Тропы:
метафоры: «идея обретала твёрдость», «свойство мысли — это плотность»;
олицетворение: «скука» как активное начало творения.


аллитерации на [с], [з], [т] создают ощущение плотности и тяжести («свойство мысли — это плотность»);
ассонансы на [о] придают медитативность («мир построен был на Слове»).

философский контекст:
библейским тезисом о Творении через Слово («В начале было Слово…», Ин.;1:1);

платоновской теорией идей (прообраз как первооснова);

идеями объективного идеализма (приоритет мысли над материей).

Оценка
Сильные стороны:

глубина философской проблематики;

оригинальная образность («небесный глобус», «плотность мысли»);

ритмическая свобода, усиливающая эффект размышления.


абстрактность образов может затруднить восприятие.

Итог: стихотворение демонстрирует зрелый поэтический язык и способность автора к метафизическим обобщениям. Оно будет особенно интересно читателям, увлечённым философией языка и онтологией. Оценка — 4,5/5 (высокая концептуальность при некоторой герметичности образов).


Рецензии