Бетховен. Квинтет ми-бемоль мажор. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


Л. ВАН БЕТХОВЕН. Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота. Ми-бемоль мажор. Соч.16. - L. VAN BEETHOVEN. Quintet for piano, oboe, clarinet, French horn and bassoon in E Flat. Op. 16 (1796)

1. Grave. Allegro ma non troppo. Ми-бемоль мажор - си-бемоль мажор
2. Andante cantabile. Соль минор - си-бемоль минор
3. Rondo. Allegro ma non troppo. Ми-бемоль мажор

1. Grave. Allegro ma non troppo. Ми-бемоль мажор - си-бемоль мажор

Монументальное начало
Ход открывает торжества.
Тон задаёт фортепиано,
Вступая в полные права

Красиво, важно и весомо.
Его классический настрой
Ведёт отточенно и ровно
Аккордов музыкальный строй.

Широкой поступью, октавной,
Трезвучья радостно спешат
С опорою на доминанты.
И вместе празднично звучат 
 
Все духовые инструменты.
В побочной партии идут
Мелодии лиричной темы.
Гобой с кларнетом их ведут;

Вступают в диалог друг с другом,
Подхватывают темп и ритм.
И в мелодичности упругой
Мотив классический звучит

Столь гармонично и красиво,
Без напряженья, лишних фраз,
И связывает, без нажима,
Две темы, главной всё ж держась.

Затем расходится, дробится,
Уходит в светлые тона,
Но к нижним движется регистрам. -
С решеньем мысль к басам пришла.

Фагот с валторной паритетно
Поддерживают контрапункт
И вместе каждого в квинтете
К развитью мирному ведут.


2. Andante cantabile. Соль минор - си-бемоль минор

Когда, очнувшись, красота
Спускается с высот на Землю
И открывает всем себя,
Особым настроеньям внемля,

Тогда мелодия звучит
Во всех духовных инструментах,
Тоскою наполняет стих
И красками палитру тембров.

С лиричной высотою строф
Она невольно погружает
В эмоции, в глубокий слог,
И душу, разум очищает

Певучей нежностью своей
И выразительным звучаньем
Инструментария земель,
Стремясь душою к ожиданьям.

Поёт гобой. И с ним кларнет.
Валторны элегичность линий
Ведёт чувствительный квинтет,
О потрясающем кручинясь.

Инструментарий создаёт
Богатую палитру звуков.
И по течению плывёт
Мелодия душевной муки   

Неимоверной глубины,
И преисполнена печалью
Воспоминаний, где мечты
Покрыты нежною вуалью.

Мелодии полутона
С прозрачностью фортепиано
Спокойствие в себе хранят,
Гармонией врачуют раны

И поражают бренный дух,
Живёт что призрачной надеждой,
Поэзией лаская слух,
А думы - лирою безбрежной.


3. Rondo. Allegro ma non troppo. Ми-бемоль мажор

Игривое, живое рондо
Слагает яркий диалог,
В котором слышатся повторы
Из твёрдых музыкальных строк:

Начальных, ключевых, рефренных,
И усечённых парафраз,
Где духовые инструменты
Ведут наперебой рассказ,

Который движется по кругу,
Меняет фразы на ходу.
Регистры, эпизоды, звуки
Варьируют в двойном ладу,

Живут, играют виртуозно,
Импровизируют кто где
И демонстрируют задорность
В колоратурной вышине.

Свобода удивляет, живость,
Патриотический восторг.
Ритмический рисунок дивно
Лад возвращает в русло код

И направляет темы вектор,
Орнаментируя мотив
Палитрой красочного спектра,
Где правит балом позитив.

Полётно, весело, красиво!
Для оптимизма место есть
На празднике жизнелюбивом,
Царит где вновь квинтет-оркестр.

9.12.2024, 20.02.2025, 3.12.2025. 
L. VAN BEETHOVEN / A. BORODIN'S QUARTET: E. VIRSALADZE, A. UTKIN, V.SOKOLOV, R. VLATKOVICH, V. POPOV. December Evenings. TV Channel “Culture”


Рецензии