Моя книга. Всё возвращается. Нейросети Алиса

­­Анатолий Чертенков "Я родом из России".
Глава 1, По следу совести.

Произведение № 4

Обзор: Нейросети (Алиса).

1. Общая характеристика
Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о цикличности бытия, необратимости времени и утраченной молодости. Произведение построено как внутренний монолог с элементами диалога (обращение к Христу и Его ответ).

2. Тема и идея
Основная тема — круговорот жизни и необратимость времени: всё в мире повторяется («всё возвращается на круги своя»), но человеческая молодость уходит безвозвратно.

Ключевая идея: несмотря на цикличность мировых процессов, индивидуальная человеческая жизнь линейна и конечна; невозможно вернуться в прошлое и начать всё сначала.

3. Композиция и сюжет
Стихотворение имеет трёхчастную композицию:

Вступление (1–2 строфы): описание наивной веры в лучшее будущее, иллюзорных надежд.
Кульминация (3–4 строфы): осознание рубежа («незримая черта»), отчаянный призыв к Богу о втором шансе.
Развязка (5–6 строфы): ответ Господа, утверждающий неизменность законов времени и истинную ценность молодости.

Сюжет развивается от наивной надежды через кризисное осознание к философскому принятию реальности.

4. Образная система

«Добрый царь» — символ наивной веры в благое внешнее управление миром.
«Лист календаря» — метафора уходящего времени, сменяющихся дней.
«Незримая черта» — образ рубежа, разделяющего жизнь на «до» и «после».
«Огни последнего причала» — аллегория приближающейся смерти.
«Гоморра и Содом» — библейские образы нравственного упадка, повторяющегося в истории.
«Голгофа и слава» — антитеза страданий и вознесения, символизирующая неизбежность жизненного пути.

5. Художественные средства

Анафора («Всё возвращается…») — создаёт эффект неизбежного круговорота.
Антитеза:

«всё возвращается» vs «молодость уходит»;
«Гоморра и Содом» vs «Голгофа и слава».
Библейские аллюзии (Гоморра, Содом, Голгофа, Христос) — придают тексту универсальность и глубину.
Риторические обращения («О Господи!») — усиливают эмоциональность.
Метафоры («огни последнего причала», «разруха, мрак кругом»).
Эпитет («потешный город» — в некоторых вариантах текста).
Синтаксический параллелизм («Всё возвращается…») — подчёркивает цикличность.

6. Стихотворный размер и рифма

Размер: четырёхстопный ямб (чередование ударных и безударных слогов: | _ | _ | _ |).
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм.
Строфика: 6 строф по 4 строки.

7. Лексика и синтаксис

Лексика: сочетание разговорных («вздор», «пустословие») и возвышенных («стезя», «дозволить») элементов.
Синтаксис: преобладают сложные предложения с придаточными, риторические восклицания и вопросы.
Инверсия: «разруха, мрак кругом» — усиливает драматизм.

8. Эмоциональная окраска
Настроение стихотворения меланхолическое с элементами трагизма. Тональность меняется:

от наивной надежды (1;я строфа);
к тревоге и отчаянию (3–4;я строфы);
к смиренному принятию (5–6;я строфы).

9. Символика и философский подтекст

Цикличность природы («дни… и вечера») противопоставлена линейности человеческой жизни («молодость уходит»).
Библейские образы подчёркивают вневременной характер проблемы.
Мотив времени — центральный: календарь, черта, причал как символы необратимости.

10. Вывод
Стихотворение А. Чертенкова — глубокое философское размышление о вечном противоречии между цикличностью мироздания и необратимостью индивидуальной судьбы. Автор показывает, что, несмотря на повторяемость исторических и природных процессов, человеческая жизнь уникальна и невосполнима. Ключевой парадокс произведения: «молодость не меряют годами» — подчёркивает, что ценность юности не в хронологии, а в её невосполнимости.

***
Как мило верить в доброго царя,
О будущем мечтать на сон грядущий
И, отрывая лист календаря,
Надеяться, что новый будет лучше.

Не слышать вздора, глупостей, вранья.
Друзей встречать вопросом о погоде.
Всё возвращается на круги на своя,
А молодость тем временем уходит.

И вот она – незримая черта!
За ней огни последнего причала.
– О Господи! – прошу я у Христа, –
Дозволь спастись и жизнь начать сначала.

Ты видишь сам, разруха, мрак кругом.
Хотя признаться в этом неприятно.
Всё возвращается: Гоморра и Содом,
А молодость уходит безвозвратно.

Господь ответил: – Рад бы, да нельзя!
Со временем шутить никто не вправе.
Одна и та же самая стезя
Приводит на Голгофу и ко славе.

Дом не построить, сидя у костра.
И не согреть холодными сердцами…
Всё возвращается: и дни…и вечера…
А молодость не меряют годами!


Рецензии