О стихах

До удивительного доходит, откуда только поэты ни черпают темы для своих стихов.

У Ахматовой читаем:

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда»

Ну, с этой тетенькой давно всё ясно. В своём знаменитом «Докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» товарищ Жданов заклеймил поэзию Ахматовой как чуждую советскому народу:

«До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, … мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой…

Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

«Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенных чадом…»

Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой».

Доклад тов. А. А. Жданова о журналах «3везда» и «Ленинград»

Я полностью согласен здесь с Андреем Александровичем и хотел бы добавить лишь, что поэзия Ахматовой, с её пошлым копанием в собственной психологии и выпячиванием перед читателем самых отвратительных сторон своей грязной душонки, чужда не только советскому народу, она чужда поэзии вообще. Вполне естественно, что стихи Ахматовой росли из сора.

Справедливости ради, хочется отдать дань уважения памяти Ахматовой за то, что она нашла в себе душевные силы не уезжать после Октябрьской революции в эмиграцию, а осталась жить в Советской России. Это говорит о том, что слово Родина не было для Анны Андреевны пустым звуком. И то, какие муки пришлось пережить ей как матери после ареста своего сына, заставляет меня сейчас, что называется, снять шляпу перед памятью этой мужественной женщины.

Из какого материала произростают мои собственные стихи? Признаюсь, что я стараюсь не сочинять без вдохновения, это когда тема стихотворения появляется в голове «из ниоткуда». Воображение на миг раскрывает перед тобой тему, от которой, как правило, остается начальная строка будущего произведения. И ты уже знаешь, о чем будет стихотворение и даже какого приблизительно размера. По крайней мере, у меня начало творческого процесса происходит именно так. Но, бывает, что находишь тему в какой-нибудь книге. Помню, читая повесть Тургенева «Ася», в память врезались слова:

 «— Что это вы точно в воду опущенные, — перебил меня Гагин, — хотите, я, по-вчерашнему, сыграю вам вальс?»

Эта тургеневская строчка подтолкнула меня к написанию стихотворения «Разлука», с её началом:

Что стоите вы вся
словно в воду опущены?

Или совсем недавний случай. Читаю монографию Ольги Елисеевой «Петр III», то место, где она пишет об упразднении государем Тайной розыскных дел канцелярии и запрещении подданным заниматься доносительством. Вдруг в уме возникает тема для стихотворения, в котором отчаявшийся жених выкрикивает «Слово и дело государево», чтобы пожаловаться царю на свою несговорчивую возлюбленную, на все признания неизменно отвечающую ледяным молчанием. Так родилось стихотворение «Слово и дело».

Пробовал ли я сочинять без вдохновения и без случайно возникших тем? Пробовал. Причем, дважды. Такие стихи как «Полной Луне 4» и «Плоть» — тому свидетельство. Не самые лучшие мои произведения. Вероятно, одного мастерства маловато, если оно не озарено Свыше.

22 марта 2021 г.


Рецензии