Курица
Курица, мёртвая голова,
Ты на пеньке распустила крылья.
Курица,мёртвая голова,
Без головы ты бежала кадрилью.
Так ли уж верно гласит молва,
Муки за тех кто тебя приручили.
Курица мёртвая голова,
Разве тебя выживать учили.
Бьешься о землю грудью в крови,
Крылья поднять тебе не под силу.
В это мире ,нету любви,
Хорошим обедом будешь верзилу.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №125120307177
Разберем его по частям:
Первая строфа:
“Курица, мёртвая голова,” - прямолинейное и шокирующее начало, сразу задающее тон. “Мёртвая голова” может быть как буквальным описанием (отрубленная голова), так и метафорой отсутствия осознания, бытия в состоянии шока или некой духовной смерти.
“Ты на пеньке распустила крылья.” - Этот образ очень сильный. Пеньок – символ смерти, завершения. Распустить крылья – это жест, который обычно ассоциируется со свободой, полетом, стремлением вверх. Здесь же это происходит на пеньке, что создает трагический парадокс. Крылья, которые должны нести в небо, теперь лишь беспомощно раскинуты перед лицом конца.
“Курица,мёртвая голова,” - повторение для усиления эффекта.
“Без головы ты бежала кадрилью.” - “Кадриль” – это вид танца, подразумевающий определенный ритм, порядок, даже некое веселье. Бежать “кадрилью” без головы – это абсурдный, гротескный образ, подчеркивающий полную потерю контроля, инстинктивное движение, которое не имеет смысла и цели. Это может символизировать бездумное следование инстинктам даже после того, как разум отключен.
Вторая строфа:
“Так ли уж верно гласит молва,” - переход от описания к размышлению. Автор обращается к некой “молве”, к общепринятому мнению.
“Муки за тех кто тебя приручили.” - Здесь поднимается вопрос о вине и ответственности. Молва, возможно, гласит, что животные страдают за то, что их приручили, что человек своим вмешательством в их жизнь причиняет им муки.
“Курица мёртвая голова,” - опять повторение, перекликаясь с первой строфой.
“Разве тебя выживать учили.” - риторический вопрос. Курица, как и любое животное, действует по инстинктам. Ее не учили бороться за жизнь в тех условиях, в которых она оказалась. Это подчеркивает ее уязвимость и беспомощность перед лицом смерти, которая приходит извне.
Третья строфа:
“Бьешься о землю грудью в крови,” - очень натуралистичный и жестокий образ. Это физическое проявление предсмертной агонии. Грудь в крови – символ насилия и боли.
“Крылья поднять тебе не под силу.” - Возвращение к образу крыльев, которые теперь бессильны. Это подчеркивает окончательное поражение, невозможность сопротивления.
“В это мире жестоком нету любви,” - прямое, философское утверждение. Мир представлен как место, лишенное сострадания и добра.
“Хорошим обедом будешь верзилу.” - Финал, который ставит точку в этой трагедии. “Верзила” – это просторечное обозначение большого, неуклюжего человека, или в данном контексте – тот, кто будет есть. Ирония в том, что вся эта предсмертная борьба, все эти страдания, в конечном итоге, лишь удел чьего-то обеда. Это подчеркивает цикличность жизни и смерти, где страдание одного становится пищей для другого, и все это происходит в “жестоком мире”.
Общие впечатления:
Стихотворение “Курица” – это не просто описание гибели животного. Это мощная аллегория, которая может быть интерпретирована на разных уровнях:
Экзистенциальная драма: Стихотворение говорит о бессмысленности страданий, о жестокости бытия, о невозможности избежать своей участи.
Критика отношения к животным: Оно заставляет задуматься о том, как мы относимся к живым существам, которые становятся частью нашей жизни, часто не по своей воле.
Изображение насилия и несправедливости: Гротескные и натуралистичные образы подчеркивают жестокость мира, в котором даже предсмертные муки не имеют значения, а служат лишь для удовлетворения чьих-то потребностей.
Анатолий Котов использует яркие, порой шокирующие образы, чтобы создать глубокое и запоминающееся произведение, которое заставляет читателя задуматься о фундаментальных вопросах жизни, смерти и жестокости.
Котов Анатолий Александрович 03.12.2025 19:21 Заявить о нарушении