Русский Духовник святого Паисия

Старец Тихон (Голенков) (1884-1968)

Духовник преподобного Паисия – старец Тихон Святогорец; он был примером святости, равным самым почитаемым старцам нашего времени.
Старец Тихон наставлял своего ученика, старца Паисия: «Час работы и час молитвы. Ни один монах не должен посвящать слишком много времени труду. Он должен посвящать молитве по крайней мере столько же времени, сколько и труду. Когда монах работает больше, чем молится, он перестает быть монахом. Особенно когда монах становится отшельником, молитва должна стать его главным занятием. Орёл может расти среди кур, но в какой-то момент ему придётся покинуть курятник или стать похожим на курицу, которая не умеет летать».

Иеромонах Тихон родился в 1884 году в благочестивой семье Павла Голенкова в русском селе Новая Михайловка, тогда находившемся на территории современной Волгоградской области. В детстве он был крещён с именем Тимофей. С детства он любил посещать монастыри. Научившись грамоте, он вскоре стал замечательным певцом, увлечённым псалмопением и церковным пением. Он постоянно посещал церковь и пел в хоре, а затем стал регентом. Зная о стремлении сына к монашеской жизни, но желая, чтобы он сначала окреп духовно и был готов к такому серьёзному решению, они посоветовали ему сначала посетить святые места. С благословения родителей юноша отправился в путь вместе с другими паломниками. (Он посетил около 200 русских монастырей, посетил Синай и Палестину, а в 1908 году, в возрасте 24 лет, прибыл на Афон.)
В семнадцать лет он отправился в паломничество по разным монастырям России. Его путешествие длилось три года, во время которого ему было видение Божией Матери. Однажды, возвращаясь из одного монастыря, страдая от сильного голода, он зашёл к пекарю, чтобы попросить белого хлеба, который ел дома, но пекарь отказал ему. (В местности, где странствовал подвижник, люди никогда не ели белого хлеба, так как там выращивали только рожь) Старец взмолился Божией Матери: «О Пресвятая Богородица, помоги мне! Неужели Ты позволишь мне умереть с голоду и никогда не стать монахом?» Вскоре после этого он увидел Прекрасную Деву, которая подала ему тёплый белый хлеб. Лишь спустя много лет он узнал в образе Владимирской Богоматери Ту, Которая дала ему хлеб.
В 1908 году Тимофей был принят в русское братство Белозерского скита. Главным занятием братии была иконопись. Тимофей досконально овладел искусством иконописи. Прожив в скиту пять лет, он покинул его в поисках более высоких иноческих подвигов.
После многолетних странствий по России он несколько месяцев подвизался в самых суровых и отдалённых уголках Синайской горы. Затем он испытывал свои силы в Иорданской пустыне, соблюдая строгий пост, претерпевая сильный зной и закаляя душу многочасовой молитвой. Побывав на Святой Земле, отправился на святую гору Афон.В 1908 году Тимофей вступил в братство кельи святителя Николая Буразери Хиландарского монастыря, через год после вступления в братство кельи, принял монашество с именем Тихон в честь святого Тихона Задонского.
Одним из биографов старца Тихона является иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, впоследствии ставший известным старцем из кельи Святого Креста монастыря Симонопетра. Отец Агафангел вспоминает доброту и любовь старца Тихона к людям, его горячую молитву о тысячах живых и усопших, его постоянные слезы, приносящие радость, и его удивительный подвиг. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную литургию и Священное Писание.
Приведем отрывки из жития старца Тихона, написанного старцем Агафангелом: «Совершив паломничество в Святую Землю, он вернулся на Святую Гору и присоединился к братии Буразери на Афоне. Через год он был пострижен в монахи. Любовь к безмолвию и жажда подвижничества побудили отца Тихона оставить благожелательную братию скита и поселиться в самом суровом месте Святой Горы – в Карулиях (одно из самых суровых мест на Афоне. Пещера находилась в уединенном месте). Там он прожил около пятнадцати лет. Его подвиг был суровым и неустанным. Он совершал более шестисот земных поклонов за ночь, ел раз в три дня, а часто и раз в неделю. Каждую субботу он ходил причащаться в Свято-Георгиевский скит и сразу же возвращался в свою пещеру, которая находилась у подножия Свято-Георгиевского скита и сохранилась до наших дней. В то время в скиту святого Георгия жил старец, мудрый и в жизни, и в Боге, которого он называл своим учителем. Этот старец, его учитель, каждый месяц давал ему отеческую книгу…»
Однажды, рассказывая о другом подвижнике, старец Тихон скромно заметил отцу Агафангелу о себе: «И я, чадо моё, когда сплю, сердце моё читает молитву... Когда ты читаешь молитву, — сказал он мне, — твоё сердце должно прилипать к молитве сверху», и он изобразил это пальцем на стене, — «как клей прилипает».
Старец жил в крайней бедности, он не брал в руки денег, считая это нарушением обетов монашества. «Деньги — кровь бедных», — говорил он. Отец Тихон писал иконы и обменивал их на хлеб и швейные принадлежности. Ел он очень мало; ложки супа ему хватало на день. Две доски служили ему кроватью. У него был лишь один табурет, ел он из старых консервных банок, носил заплатанный подрясник и изношенную скуфью. Матрацем ему служила рваная одежда. Тело его привыкало к неудобствам. Он делился с дикими зверями своей скудной пищей, мало обращал внимания на укусы комаров и блох.
Из воспоминаний старца Паисия: «Каждое Рождество старец приобретал селедку, чтобы провести все радостные дни Святок, имея разрешение есть рыбу. Однако скелет он не выбрасывал, а вешал на верёвочку. Когда наступал праздник Господень или Богородицы, и рыба разрешалась, он кипятил немного воды в пустой консервной банке, обмакивал селедочный скелет в воду два-три раза, пока вода не начинала слегка пахнуть, а затем бросал туда рис… Затем он снова вешал скелет на гвоздь до следующего праздника, варил его до тех пор, пока он не становился белым, и только тогда выбрасывал».
Пятнадцать лет спустя отец Тихон перебрался в одну из келий Ставроникитского монастыря в Капсале и стал жить там. Здесь он жил в послушании у старца, о котором заботился. Следуя его наставлениям, монах Тихон стал священником и духовником.
Но у иеромонаха Тихона не было денег на строительство небольшой церкви. Возложив всю свою надежду на Бога, он отправился в столицу Афона, Карею.
Из воспоминаний старца Паисия: «Он помолился и отправился в Карею, веря, что Бог пошлёт ему необходимые деньги на строительство церкви. Отец Тихон ещё не добрался до Кареи, когда настоятель русского скита Ильи Пророка (ныне часть монастыря Вседержителя) заметил его издалека и подозвал. Когда тот подошёл ближе, то сказал ему: «Мне один добрый христианин из Америки прислал несколько долларов, чтобы я отдал их тому, у кого их нет, на строительство церкви. У тебя нет церкви, так возьми эти деньги себе». Старец Тихон плакал от умиления и благодарности Богу, и благодарил… и говорил: «Да помилует его Господь», то есть человека Божия, ниспославшего ему это благословение. Благой Господь, как Сердцеведец, позаботился о Своём храме ещё до того, как старец попросил Его об этом, так что, когда он попросит денег, он уже будет готов…»
Старец нанял двух монахов-строителей. Они трудились с непрестанной молитвой и быстро завершили строительство храма. Это был единственный храм на Афоне, посвящённый Честному Животворящему Кресту Господню.
Однажды во время ночной молитвы старцу было видение: небо разверзлось, и в проёме явился Воскресший Господь, окружённый светом горы Фавор. Старец служил литургию в пустом храме: он не хотел, чтобы кто-то присутствовал. Его ученик, будущий старец Паисий Святогорец, пел за стеной и не мог видеть, что происходит в храме. Но пока старец Тихон молился, небо разверзлось, и снизошло великое небесное воинство. Радость и слёзы переполнили его, лишив дара речи. Иногда ученику приходилось петь песнь Херивимскую много раз, прежде чем старец мог продолжить литургию.
Заветной мечтой старца было вечно совершать литургию в Царствии Небесном. К концу жизни он был уверен в её реальности, так как Сам Бог открыл её ему. «Возлюбленный ученик мой, скоро буду совершать литургию на Небесах», – сказал старец Тихон духовному сыну Паисию незадолго до своего отшествия к Богу. Духовный сын был единственным человеком, которому он мог сказать с полной уверенностью: «Здесь стояли Херувимы, а там Серафимы, а там Ангел Хранитель».
Когда старец Тихон жил один, старец Геронтий служил ему литургию. Он рассказал, как однажды во время литургии увидел, как старец Тихон вознёсся на воздух. «Я не видел более великого святого на всей Святой Горе», — сказал старец Геронтий.
Сохранилось несколько свидетельств о даре прозрения, дарованном старцу. Он предупредил одного из своих посетителей о надвигающейся опасности и, уходя, долго крестил его. По молитве старца он остался жив, хотя в ту ночь его жизнь была в опасности.
Феодор Талеас был одним из духовных чад старца Тихона. Он рассказывал, что однажды, когда он пришёл к старцу на исповедь, один из его прежних посетителей рассказал ему, как отец Тихон предсказал, что Феодор придёт после него и принесёт то-то и то-то, что и произошло.
Старец очень любил покаяние; он проливал обильные слёзы и был исполнен великого умиления. И когда отец Тихон исповедовал кого-то, он испытывал умиление, плач и сострадание к духовнику.
Приводим ещё один отрывок из воспоминаний отца Агафангела: «Во время Божественной литургии старец входил в возвышенное духовное состояние, так что, начав утреннюю службу, не замечал, как наступил вечер. С великим благоговением он читал молитвы Божественной литургии, которые знал наизусть. Он читал их не про себя, не вслух, а так, чтобы их было слышно. Во время Херувимской песни и Евхаристического канона он пел песнь на небе с Ангелами, затем духовным зрением видел, что происходит на Святом Престоле, и заканчивал Литургию… Когда он состарился и уже не мог служить, я приходил к нему, совершал Литургию и оставлял Святые Дары, которые он разрезал на части и принимал ежедневно. Он требовал, чтобы пекущие просфоры делали это с молитвой и благоговением, ибо просфора становится Телом Христовым. Он показал мне, как прокалывать просфорное тесто в пяти местах, чтобы не было воздушных карманов. Вино должно быть одинаково хорошо. С великой простотой он рассказал мне, что ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, монахи, бессребреники и все святые присутствуют, когда мы поминаем их на проскомидии, и также приходят на помощь всем, за кого вынимаются частицы.
Духовные советы отца Тихона были каплей его сердечного опыта. «Чтобы найти хорошего духовника, — сказал он мне, — нужно молиться три дня, а потом, по мере того, как Бог тебя просветит, нужно молиться. И по пути, по пути к духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и дал тебе доброе руководство».
«Всегда молись перед началом любого дела. Говори: „Боже мой, дай мне силы и просвети“, а затем начинай дело; а в конце скажи: „Слава Богу“».
 Старец Тихон Афонский скончался 10/23 сентября 1968 года в келье Святого Креста. В этой келье отец Тихон в последние годы своей жизни принимал монахов со всей Святой Горы, включая будущего старца Паисия Святогорца. Умирая, старец Тихон завещал свою келью отцу Паисию, обещая ему «приходить к нему».
Перед отшествием ко Господу ему было даровано видение Пресвятой Богородицы вместе со святыми Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Он получил известие, что после праздника Рождества Богородицы они заберут его к себе. Рядом с отцом Тихоном находился его послушник, старец Паисий.
Однажды отец Тихон наказал монахам не вскрывать его могилу после смерти. Один из них подумал: «Выкопаю его из земли и скажу: „Благослови меня!“» Отец Тихон прочитал его мысли и сказал: «На это нет благословения!»
Приводим ещё один отрывок из книги «О старце Тихоне Русском, из жития преподобного Паисия Святогорца», изданной сёстрами монастыря Суроти (Преподобный Паисий Святогорец был причислен к лику святых в 2015 году): «Первую декаду сентября 1968 года отец Паисий… ухаживал за отцом Тихоном, который болел с середины августа, не вставал с постели и совсем ничего не ел, только немного воды. Старец Тихон не хотел, чтобы кто-то находился рядом с ним: он боялся, что посторонний помощник помешает его непрестанной молитве. Однако, понимая приближение своего последнего дня, старец согласился, чтобы отец Паисий постоянно находился рядом с ним.
Накануне своей кончины, 9 сентября, старец Тихон сказал отцу Паисию: «Завтра я умру. Прошу тебя не спать сегодня ночью, чтобы я мог тебя благословить». После этого старец возложил свои святые руки на голову отца Паисия и, несмотря на убывающие силы, держал их там три часа. Он благословил отца Паисия и со слезами поцеловал его.
«Мой дорогой Паисий!» — повторил он. «Мы с тобой будем иметь эту драгоценную любовь во веки веков. Теперь я буду служить литургию в раю. А ты молись отсюда. Я буду приезжать к тебе каждый год. Если ты останешься жить в этой келье, я буду очень рад. Но да будет так, сын мой, как будет угодно Господу».
10 сентября старец Тихон отошел ко Господу. На следующий день его похоронили в могиле, которую он давно сам выкопал во дворе своей кельи. Перед смертью отец Тихон просил не тревожить его останки и хранить их в гробнице до Второго Пришествия.
Через три года после блаженной кончины подвижника, 10 сентября 1971 года, отец Паисий, творя Иисусову молитву, вдруг увидел старца Тихона, входящего в его келью. (Это был день памяти подвижника.) Из воспоминаний преподобного Паисия: «Я упал к его ногам, обнял их и стал благоговейно целовать. Однако он каким-то непостижимым для меня образом освободился от моих объятий. Я видел только, как он вошел в церковь и исчез». (День памяти старца Тихона: 10/23 сентября)
Господи, упокой душу старца Тихона и святыми его молитвами помилуй нас, грешных.


Изречения старца Тихона

 «Чтобы найти хорошего духовника, нужно молиться три дня, а потом, по мере того,  как Бог тебя просветит, нужно молиться. И по пути, по пути к духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и дал тебе доброе руководство».
«Лучше три поклона со смирением, чем тысячи с высокоумием. Только смирение спасёт нас! Истинно смиренных людей очень мало. Их нужно искать огнём!»
«Всегда молись перед началом любого дела. Говори: „Боже мой, дай мне силы и просвети“, а затем начинай дело; а в конце скажи: „Слава Богу“».
«Добрые привычки – добродетели, а дурные привычки – страсти».
«Молитва „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“ – чистая пшеница».
«Хороший послушник сможет стяжать Иисусову молитву».


Старец Тихон на Афоне. Составитель архимандрит Иоанн (Коган), Сергиев Посад. 2012.
Пустынник отец Тихон. Иеромонах Евфимий Святогорец. https://pravoslavie.ru/115878.html
Старец Тихон, великий забытый подвижник. Elder Tikhon, a Great Forgotten Ascetic Posted on July 2, 2022 | by Archpriest Igor Ryabko. http://kalugads.ru/wp-content/uploads/2019/08/ZO2019-Suslin.pdf


Рецензии