В 1953 г. СССР с нуля создал китайский автопром
Куда не глянь - кругом прогресс!
А в1950 - х годах СССР ему помогал,
Автопром с нуля в Китае создал.
Чтоб ЗИС-150 Китай свой выпускал,
И этот железный конь им помогал.
Не подвёл китайский народ 150-ЗИС,
Трудился он в Китае все годы на бис!
Теперь Китай помогает нам во всём,
Да и мы кое в чём, - пример берём.
За перестройку своё всё сничтожили,
Западными санкциями подытожили.
Что сами производить не в силах -
Посля развала кровь застыла в жилах.
А Китай свою страну не развалил,
В двадцать первом веке её укрепил.
Стали передовой в мире Державой,
В жизни могучей, крепкой и бравой!
России надо брать с них пример,
Производство поднять на их манер!
Как в 1953 году СССР с нуля создал китайский автопром
14 февраля 1950 года подписывается договор о дружбе между Китаем и СССР. Мы единственные готовы были реально помогать китайцам подняться с колен. Причём не на словах, а на деле.
Только вдумайтесь в цифры: более 20 тысяч советских специалистов отправились в Китай. Это проектные конструкторы, технологи.
В 1953 году закладывается первый камень Чанчуньского автозавода №1, который позже получит имя FAW. К его строительству привлекли около 200 советских предприятий. Проект разрабатывало больше сотни специалистов из НАМИ.
Как в СССР учили китайцев с нуля
Довольно любопытен тот факт, что мы передавали технологии по полной программе.
Всю техническую документацию переводили на китайский язык! Больше половины оборудования - 11 тысяч единиц из 22, изготовили в СССР. На МосЗИСе построили отдельный цех для испытания оборудования, которое отправляли в Китай.
Но самое главное - мы обучали людей. С 1953 по 1956 год в Советском Союзе прошли подготовку 539 китайских стажёров. Это были настоящие мастера своего дела, которые потом передавали знания у себя на родине.
И вот, наконец, в 1956 году с конвейера FAW съезжает первый китайский грузовик. По сути, это была полная копия нашего ЗИС-150.
Машину назвали Jiefang CA10, что означает «Освобождение». Символично, правда? Под капотом стоял рядный 6-цилиндровый двигатель объёмом 5,5 литра мощностью 90 лошадиных сил. Позже его заменили на стосильный вариант.
Этот грузовик выпускали 30 лет! С 1956 по 1986 год собрали больше 1,2 миллиона экземпляров. Никакой модернизации, никаких изменений в дизайне. Просто надёжная рабочая лошадка, которая тянула народное хозяйство Китая три десятилетия.
Кстати, первый грузовик даже увековечили на денежных купюрах и установили бронзовый памятник на территории завода. До сих пор к нему водят экскурсии.
Свидетельство о публикации №125120307077
Сейчас Китай впереди планеты всей и теперь помогает России. Похвально!
Спасибо, Александр за стихи и интересную н!
С уважением и самыми добрыми пожеланиями Ираида
Ираида Лабутина 04.12.2025 18:53 Заявить о нарушении