Матушка Россия

Поет душа. Поет ли соло?
Иль в дивном хоре лишь она
Запеть и молвить может слово
Симфоньи вечной торжества?

Из глубины земной юдоли
Всегда ли радостная песнь?
Ее тоска по лучшей доле
Для одного? Иль всех, кто здесь?

Россия, матушка Россия,
Голгофе жизни предстоя,
Ты смотришь как твои святые
У Жизни служат алтаря.

***

Этот стих сложился в ответ на отклик здесь к «Размышлению о государстве российском» поэта Николая Ледакова. У него есть замечательное стихотворение «Синопский бой», посвященное 165-летию со дня победы русского флота в Синопской битве. Там «русский дух витает» на крыльях боевой славы, по-братски — у нас лежачих не бьют — снисходя и даруя жизнь побежденным.

После этой нашей победы, кстати, «наши западные партнеры» обвинили Россию в «резне» и вступили в Крымскую войну. А годом позже Фёдор Тютчев написал «Теперь тебе не до стихов…», подчеркивая в какой сложной ситуации оказалась тогда наша страна:

…Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!…

Но могут ли трудности и невзгоды заставить русскую душу замолчать? Или, наоборот, они — как писал Пушкин в «Полтаве» об ударах тяжкого млата — лишь возвышают ее полет?

На последних строках о служении Жизни, вспомнился наш боец-штурмовик, который рассказал свое стихотворение-посвящение «Бессмертному полку» в храме. Не в этих ли словах и тем, что за ними стоит, есть проявление той человеческой крупности, которой и дышит «русский дух»?

Видео: https://vk.com/video18117867_456241601

Отклик в сети на эти слова бойца, который мне близок, и к пожеланиям в котором присоединяюсь, цитирую ниже полностью:

«
    Безумству Храбрых — Слава! Бой за жизнь или просто СВО?

    Бой за жизнь насмерть или специальная военная операция? Неразрывная история России или черная дыра на месте «проклятого совка» с «Россией которую мы потеряли» после этой дыры? Коммунизм против христианства или коммунизм вместе с христианством? Жизнь человечества в светлом будущем или его мрачный конец?

    Боец-штурмовик обращается к воинам «Бессмертного полка». Он не говорит героям православного воинства, сложившим головы за братьев-славян на Балканах в XIX веке, и не поминает товарищей-коммунистов, отдавших жизни за испанских братьев в 1930-х. Не вопрошает он и тех, кто пролил кровь за свободу родной земли от тевтонской немчуры, монголо-татар, поляков в Смутное время и французов в Первую Отечественную. Он обращается к продолжателям их дела, как это звучало на плакатах того времени — «бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева», к воинам Великой Отечественной, которые шли в бой «За Родину! За Сталина!», за Красную Россию и ее мечту о Красной весне для всего человечества.

    Многие вопросы поднимают слова воина. Серьезные вопросы. Какой ответ вы находите для себя? И как на эти вопросы в итоге ответит наше общество и наше государство? Еще один серьезный вопрос.

    Безумству храбрых поём мы славу!

    Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

    Этими строками из поэмы Горького «Песня о Соколе» хочется ответить поэту-фронтовику и его храбрым товарищам, отринувшим потребительские радости и мещанский уют ради возможности выступить в одном строю с воинами-героями, спасшими не только свою страну, но и весь мир от коричневой чумы фашизма.

    Алексей Максимович Горький говорил, что есть два способа жизни: гниение и горение. Во времена тяжелых испытаний, когда фашизм снова поднимает голову, разница между «соколом» и «ужом» становится вопиющей.

    Удачи вам, ребята, храни вас Бог!
»


Рецензии