Подать истину
Макс Фриш — швейцарский писатель и драматург.
Дата и место рождения: 15 мая 1911г. Цюрих, Швейцария
Дата и место смерти: 4 апреля 1991г. Цюрих, Швейцария
В СССР им зачитывались наравне с Маркесом, Фолкнером или Ремарком. Тем временем "властитель душ", склонившись над пишущей машинкой, десятилетиями мечтал о Нобелевской премии.
Швейцарец Макс Фриш горячо любил Цюрих, но, считая себя гражданином мира, искал счастья за пределами страны часов и банков. Как, впрочем, и его герои.
Высоколобый, с широким лицом, толстыми очками, пухлой сигарой или трубкой, таким он предстает на фотографиях. В расцвете лет благополучный швейцарец мечтал о Нобелевской премии, самозабвенно стучал на пишущей машинке, имея виллу в живописном Тичино и дорогой английский "Ягуар", бежал от общества и в поисках любви колесил по свету.
Волею судьбы Фриш сменил 19 адресов: помимо разных уголков Швейцарии, жил в Италии, Германии и США, бывал на Балканах, Кубе, в Мексике, а также в СССР
К знаменитым произведениям Макса Фриша относятся романы «Homo faber», «Назову себя Гантенбайн» и «Штиллер», а также повесть «Листки из вещевого мешка». В списке его наиболее популярных книг также можно найти «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Синяя борода» и «Человек появляется в эпоху голоцена».
***************************************
Я не сторонник читать морали – в этом смысле, я все чаще вспоминаю своего отца, который ни разу (ни разу!) не садил меня напротив и не объяснял что-либо «про жизнь». Может оттого, что воевал, случайно выжил в блокадном Ленинграде, почти десять лет провел в низком забое шахты, добывая уголь, прошел школу «Ваньки Жукова» - вся наша семья, пока подрастали его трое сынов, никогда не покупала ничего из одежды – всё это шилось (на любой заказ) на машинке Singer. И он, выживая всю жизнь, из нищеты и скромного достатка, очевидно ясно понимал, что жизнь, всё-равно: построит, положит в своё «Прокрустово ложе» и заставит так, как надо ей – оттого и всё воспитание его заключалось в ярких и образных повествованиях и рассказах о своей жизни. Я и до сих пор продолжаю воспитывать себя на этих отрывках его жизни, в которых мне не пришлось (к счастью) принимать участие.
Люблю писать по существу, даже в одной строчке, и до сих пор не приемлю идею Фета о том, что поэзии должно быть чуждо: проза жизни, её опыт, знания и идеи – якобы она должна быть воздушной, призрачной и отвлеченной. С некоторым привкусом горечи, наблюдаю, как современная поэзия, да и проза уходит все больше и больше в эзотерику, академизм и акмеизм, усыпая себя и строфы яркостью забытых и новых слов и имен, образов и созвучий, которые, кроме изящества и красоты не несут более ничего и забываются тут же, ибо не имеют к реальности и жизни никакого отношения. В «духе своего самолюбования и неуемности» я и сейчас намерен говорить с читателем о двух вещах, которые имеют место и право быть – а уж будут ли они в вашей жизни – ваше дело.
1-й урок
Это – подача и трактование мысли, заключенной, так или иначе, в форме цитаты. Я сейчас приведу эти чужие (не распространяясь о контексте) трактования, и предоставлю затем эту мысль в той первоначальной форме, которую предложил её настоящий автор (в данном случае, это будет Макс Фриш) итак:
«Если вы познали истину – подайте её, как подают пальто в гардеробе – чтобы его было удобно надевать, а не бросайте в лицо, как мокрую тряпку».
«Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце».
А теперь сравните эти «подачи» с первоначальной трактовкой самого автора:
«Если ты думаешь, что узнал истину, подай её другому, как подают пальто, чтобы удобней было надеть, а не тычь ей в нос, как мокрым носовым платком». Макс Фриш
Вы уловили принципиальное отличие – нет? Может, хотя бы угадали то ключевое слово, которое бросает тень на правильность понимания сути высказывания? Скажу – это ключевое слово – ИСТИНА. Ведь, дело в том, что истина, по отношению, не только к предмету, но и даже к точке зрения или убеждения, в принципе, недостижима – к ней можно лишь идти, познавая или рассматривая её лучше и качественнее, да и то в том ракурсе, который вас интересует или вам нужен. Обратите внимание на дважды осторожное обращение с ней самого Фриша: «если ты думаешь» и «узнал» - узнал, увидев её лицо, и даже погнался за ней, даже найдя верный к ней путь или тропинку, а то и вовсе торя свой путь, по которому ещё никто не ходил. Ну а, тем более, брать кого-то за пуговицу и долго и пространно втолковывать кому-либо, свою неожиданную мысль, влетевшую тебе поутру в ещё сонную голову, мысль, ничем не подтвержденную и не выстраданную долгими расчетами и раздумьями – думаю, вы согласитесь с автором, да и со мной, что использованный носовой платок употреблен вполне уместно.
2-й урок – здесь тоже есть два ключевых слова, это: «пальто» и «надеть». В чем здесь тонкий смысл по отношению к истине, да и вообще ко всему, что можно подать. Смысл в том, что все «подаваемое», отнюдь не вечно и не всегда, в конечном счете, бывает безусловно полезно. Вы надели пальто, когда холодно – пришло лето – вы его безусловно повесите в шкаф, а так же, приходя в театр – вы сдаете его в гардероб. Это же вполне логично поступать так и с вполне пригодной и устоявшейся «истиной». которую мы называем правилом, порядком и нормой. Что же касаемо более веских правил, идей и знаний – то и здесь это тоже работает – должно работать (должно!). но так часто бывает и случается не так и к великому сожалению, когда происходит в больших масштабах, в масштабах войн и конфликтов. Ну, не перестраивайте вы весь мир на иной (задуманный на свой лад) порядок – а вдруг ваша идея не подойдет, была глупой и неосуществимой, в принципе. Вы, её подайте, не навязывая и (не заменяя на чужое пальто), подайте к месту и ко времени – и человек (общество или государство) сами решат удобно ли это и лучше ли так, по сравнению с тем, что было прежде.
И в заключение, приведу несколько цитат этого великого человека, так несправедливо забытого сейчас:
«Самый лучший и безопасный камуфляж — это чистая и голая правда. Применяя её вам все-равно никто не поверит».
«Каждый человек рано или поздно, выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью».
«Успех не меняет людей, а только разоблачает их».
«Если ты думаешь, что уже знаешь любимого человека, — это конец любви».
«Убить человека или хотя бы его душу можно разными способами, и этого не обнаружит ни одна полиция в мире. Бывает достаточно одного слова, откровенности в должный момент. А не то даже улыбки. Покажите мне человека, которого нельзя уничтожить улыбкой или молчанием».
«Без вежливости мы не можем быть правдивыми».
«Чтобы перед вами не стоял выбор, не надо перед ним останавливаться».
«Я верю в таинство жизни. Верю в силу любви и силу неверности. Я верю в болезненную непредсказуемость нашего бытия».
Свидетельство о публикации №125120305245