Избранные мои стихи 2011 2021 г. г. Духовное
«Есть только одна Книга» (Стихи по библейским мотивам).
1)
Ветхозаветное.
Вальтер Скотт (1771 – 1832 г.г.) будучи при смерти обратился к своему зятю Локхарду со словами:
-- Сын, принеси мне книгу.
В доме писателя была большая библиотека, и смущённый зять переспросил:
-- Какую книгу, сэр?
Умирающий ответил:
-- Есть только одна Книга. Сын, принеси мне её.
Тогда только Локхард понял, о чём говорит Вальтер Скотт. Он пошёл и принёс умирающему Библию.
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия – всемирна…»
А. С. Пушкин (1799 – 1837 г.г.).
«Я верю, что Библия – наилучший дар Божий человеку. Всё прекрасное от Спасителя мира передаётся нам через эту книгу. Без неё мы не могли бы отличить правды от лжи.»
Авраам Линкольн (1809 – 1865 г.г.), президент США.
Поэтическое Перво – Родство, даже если Напрасно.
Вступление.
В книге Бытия (Библия, Ветх. Завет, гл. 25, ст. 27 – 34) излагается история Иакова и Исава двух сыновей Исаака и Ревекки. Иаков был младшим сыном, но он стал родоначальником народа Израильского. «И настало время родить ей (т.е. Ревекке) – говорит бытописатель, - и аот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и нарекли ему имя Иаков. <…> Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и её наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни было таково: однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать своё первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (у меня – за похлёбку). «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал <…>: поклянись теперь же. Он поклялся ему, и продал <Исав>первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрёг Исав первородством.»
II.Вавилонская башня – построена потомками Ноя в долине Сеннаар. Опасаясь угрожающего ему рассеяния и рабства (Бытие, гл. 9, ст. 25, 27), племя Хама решило воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить в долине Сеннаар большой город с высокой башней, которая могла служить центром всех племён и в то же время знаком их равенства. Господь смешал языки их, так что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить своё безумное предприятие (т.е. они не достроили эту громадную башню) и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие на разных языках. Город был прозван Вавилоном, т.е. «смешением».
…Не хочу
никакого
Уродства
(Да Хранит
от сего
Меня Бог!):
Мне бы
(Э_т_о –
И Е_с_т_ь!) –
Перво –
Родства
На Главнейшей
(Моя!)
из дорог.
За похлёбку
не купишь
Его Ты,
И за евро
Его
Не продашь, ---
Только Твор –
Ческой
Вечность
Ра –
Бо –
Ты ---
Вавилонская Башня
Как Соты, ----
Но ---
Мас –
Штаб –
Ней:
Этаж
На Этаж!..
Не раннее утро, почти в полдень 25/III – 2013 г.; июнь 2014 г.
Мои Вольные Фантазии и Размышления, и – Мечты -- на Ветхо – Заветные сюжеты.
Адам и Ева: Грехо – падение и Любовь.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. <…> И взял Господь Бог человека, <которого создал,> и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. <…> И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа <своего>. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут <два> одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.»
Бытие, гл. 2, ст. 7 – 9, 15 – 17, 22 – 25.
Но! – Змей – Искуситель подговорил Еву съесть яблоко с дерева познания добра и зла, Ева ела плоды, и дала их Адаму. У них у обоих открылись глаза, они увидели, что наги, и… совершилось то самое Грехо – падение, от которого хотел уберечь их обоих Создатель. Творец узнал о совершившемся и изгнал Адама и Еву из Рая, и стали они смертными: Адам должен был возделывать землю, из которой он взят – Адам – по еврейски – «красный человек», «земля (почва)», а Ева должна была рожать детей (Ева означает «жизнь»). Оба стали смертными, а созданы были для Жизни Вечной…
Изложение – моё (В. К.).
«Не ради рая был создан человек, а напротив того, сам был виною насаждения рая. Чистое сердце драгоценнее растений, песнь – лучше плодов, слово – приятнее того, что произрастает на древах, вера человека многоценнее благовонных корней, любовь прекраснее всяких ароматов.»
Прп. Ефрем Сирин (IV в.), «О рае».
…И вот –
Грехо – падение
Адама
И Евы –
Змей
(неужто?)
искусил, --
Закон зело Су –
Ровый –
Скажем прямо ---
Господь в Раю
Для них
Установил!
Но, думаю –
Адам
не просто
Еву
Узрел нагой
(Люби же
и – Страдай –
Душа!), --
А Первые
Любви
Напевы
Услышали ---
Вот
Настоящий Рай!..
…Не похоть –
Знаю! –
В души их
Входила ---
Та –-
Непонятная обоим
Сила ---
Её «Любовью»
Позже
Назовут, ---
Что после многих ---
П_о_с_л_е! ---
Воскре –
Сила…
…Т_о_г_д_а –
Грехо – паденьем
Это было:
Благо – Словен
Над Ними
Божий Суд!..
В полдень и днём 4/XI, 11/XI – 2011 г.; февраль и август 2014 г.
Каин, Перво – убийца: Отверженность и Раскаяние.
…Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь < Бог > Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит: он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: <пойдём в поле>. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
И сказал Господь < Бог> Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал < Господь>: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу <Богу>: наказание моё больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убъёт меня. И сказал ему Господь <Бог>: за то всякому, кто убъёт Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь < Бог>Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошёл Каин от лица Господня…»
Бытие, гл. 4, ст. 1 – 16.
«…вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.»
А. Ахматова, 1922 г.
…Казалось бы –
Перво – убийца –
Каин,
Был проклят Богом –
Проклят
Поделом, -
А он бродил,
быть может,
неприкаян,
Не о проклятье думая –
о том,
Что – вот – убил…
«Ах, брат!..» --
В себе минуты
Переживал
Убийства, --
Всё в себе,
И словно –
Молча! –
Возражал кому-то,
И думал –
«Что ж теперь
В моей судьбе!..
-- Ну что теперь…
Не будет счастья –
Точно…
Всё видит Он,
Всё знает…
Божество!..»
.
…Раскаянье
душе его
Порочной
Послал Тот,
Высший
Проклявший
его!..
…И – словно –
от Болезни
Исцеленье
(Был Т_я_ж_к_о болен!)
всё-таки
Пришло, ---
Лишь только в этом ---
Помните! ---
Спасенье,
И, в сущности
(конечно!) ---
Очищенье, ---
Чтоб Душу Живу
Ранило
И Жгло!..
…Но разве –
не было Греха
и нету? –
Труд –
Нейшую Он
Выбрал
Из дорог,
Чтоб Иску –
Пить
Вину:
зимой и летом ---
Казня Себя! ---
Он шёл
По белу свету, ---
И людям Помогал ---
Чем только
Мог!..
Утром 21/III – 2011г.; февраль и август 2014 г.; март 2021 г.
Лучше без убийства: Альтернативная История Каина и Авеля.
…Авель
К Каину
При –
Шёл,
И – сказал:
-- Всё Хорошо!
Ты меня
Не убивай –
Будет
Нам Обоим
Рай!..
Каин
Авелю
сказал,
Посмотрев
Ему
В глаза:
-- Не убъю
Тебя Я –
Брат ---
Твоему
При –
Ходу Рад!..
…Выпили
Они
вина,
Подала
обед
Жена
Каина –
Вдвоём
Поев –
Спели Песню,
ведь Напев
Братский
Сладостный
Живёт
В этой Песне
круглый
год!..
…Каин
грустно
прошептал –
«Ах –
Он
безысходно
мал –
Век наш –
Как Мафусаил –
Жить бы!..»
Авель подтвердил –
Что Неплохо –
Лет
Пятьсот –
Минимум…
…Мурлыкал
кот,
И Рассвет
ночную тьму
Осветлял,
и ни к чему
было
здесь
убийство ---
Нет
злобы ---
Посмотри ---
Рассвет!..
…Жизнь –
Грехом Ты
Не карай
Н_и_к_о_г_о в_о_о_б_щ_е ---
Про –
Шу! ---
Утверди
Все –
Общий
Рай ---
Ут –
Вер –
Ди ---
Пока
Дышу!!..
Вторая половина октября 2015 г.
Самсон и Далила.
«После смерти Иисуса Навина <(XIII в. до Р. Х.)> у евреев не было хорошего начальника. Они стали забывать Господа и Его закон и начали поклоняться ложным богам. Чтобы они опомнились, Господь переставал помогать им, враги их побеждали и обижали. В несчастии евреи снова обращались к Господу, и Господь, по милости Своей , прощал их. Он давал им временного начальника, который до своей смерти руководил ими. Эти начальники назывались – с_у_д_ь_и.»
«Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки филистимлян на сорок лет».
Филистимляне были язычниками, и Господь дал евреям «такого судью – С_а_м_с_о_н_а. Ещё до рождения Самсона, ангел Божий предупредил его родителей, что он будет избранником Господним.
Самсон был крепким защитником еврейского народа. Филистимляне боялись
и всячески старались погубить его. Самсон отличался огромной силой: раз на него напал лев, но Самсон разорвал его. Самсон взял себе в жёны филистимлянку, которую звали Далила».
И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне всё сердце своё. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его <Далида > * на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне и_д_у_т на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников. Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены», «и сила снова к нему вернулась.
Однажды в праздник множество филистимлян собралось в своём языческом храме. Они привели туда слепого Самсона и стали насмехаться над ним. Самсон помолился Господу, опёрся о главные колонны храма и обрушил их. Крыша упала, и все филистимляне погибли и Самсон с ними.»
Так эта история изложена в Ветхом завете (Книга судей израилевых, гл 13, ст 1; гл. 16, ст 17 – 22) и книге Закон Божий (1-я книга о православной вере, с. 76 – 77). Я же позволил себе интерпретировать древний сюжет по-своему: с того момента, как Самсона схватили – начинается М_о_я И_с_т_о_р_и_я. И, по-моему – я соз – дал Вдохновенный Гимн Любви – Историю чудовищного предательства, но и – Великого Раскаяния и Великой Верности!
P. S. В начале Поэмы я позволил себе ещё одну Вольность (кому-то она может показаться чудовищной): блудницу (впрочем – в некоторых переводах Библии она блудницей не названа) я величаю царевной. Но я же просто Романтизировал эту Древнюю Историю! Так что простите меня, дорогие читатели за сию отсебятину – Я руководствовался Благими намерениями, когда писал мою Поэму!
*Варианты имён главных героев этой ветхо – заветной истории: Самсон – Сампсон, Далила – Далида; Далида – в пер. с евр. – жалкая, бедная, несчастная; в «Книге судей» она – филистимлянка лёгкого поведения, жившая в долине Сарек, в колене Дана, которую полюбил Самсон, и которая… - см. вступл. К моей поэме и начало самой поэмы.
…Лежал
У стройных ног
Далилы
Не чуявший Беды
Самсон,
Твердя –
«Люблю,
люблю»,
и было
И_х в_м_е_с_т_е
как
Волшебный Сон;
Но знала девушка,
чем это
Всё обернется,
и Змеи
не мудрыя* -
таила Жало,
а ядовитой –
да пожалуй –
помочь своим хотела…
-- Сетуй,
Самсон,
нет – Плачь! –
перед
Рассветом
Остригла
Волосы
Твои,
Которые –
Всегда! –
Вершили
Судьбу
Народа
Твоего…
…герой проснулся…
о…
бес…
си…
лен…
-- Когда б
Любила Ты
Его –
Самсона –
«нет»
Сказала б
Гневно
Тем, кто –
ну в общем
оскопить
Богатыря решил…
-- Царевна!
Филистимлянская царевна!
Потом
с_п_о_к_о_й_н_о
будешь
жить?..
…П_о_к_а
спокойна:
стыд
не гложет
п_о_к_а –
Греха
не ведом
Страх…
…Вот –
на Предательское
ложе
Герой
повален:
Он –
в цепях!..
…Настало утро.
Если б знали –
Как любит…
Как…
Л_ю_б_и_л?
Самсон!..
…Но Сон Любви,
увы –
Ско –
ва –
ли –
Тюрьмою
стал
Волшебный
Сон!..
…А Волосы
Рас –
Тут
в темнице –
Всё скоро
Будет
Спасено…
…Он спит:
Е_г_о евреи –
Лица
их… --
И – Далила – рядом –
Снится
Ему –
Как пьёт
Он с Ней
вино…
…Как – Л_ю_б_и_т?
Л_ю_б_и_т –
До сих пор Он?
К предавшей –
Страстью Т_о_й
Объят? –
И над Душой
Не чёрный ворон,
А Голубь
С Ласточкой Кру –
Жат!..
…А Волосы Рас –
Тут –
и – Сила
Которой
Славится
Самсон
Темницы стены
Со –
Крушила, ---
И вот ---
На Волю
Вышел Он!..
…Твоя, Самсон ---
Огромна
Сила, ---
Но – знай –
В_ы – О_б_а
Спасены:
Не менее
Могучим
Было
Рас –
Ка –
Янье Тво –
Ей Жены! ---
Страдает по Тебе,
и ---
Верно
Тебя ---
Т_е_б_я л_и_ш_ь т_о_л_ь_к_о ---
Ждёт ---
Любовью
От душевной
Скверны
Ис –-
Целена:
Смотри ---
Идёт!..
…Событья давние ---
в тумане
Веков
Как Соломонов
Суд,
но ---
Вижу Я ---
Филистимляне
Опять бегут ---
бегут ---
бегут!
Их Гонит Он ---
С Родимым Краем
С –
Роднив –
Шийся --- За –
Щит –
Ник ---
Он
Евреев ---
Вечно
Вдохновляем
Любовью
Женщины ---
Самсон!!..
Вечером 22/Xii - 2014 г.; 3/VI, 10/VII – 2015 г.
Даниил.
«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всём царстве, а над ними трёх князей, -- из которых один был Даниил, -- чтобы сатрапы давали
им отчёт и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нём. И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдём его против него в законе Бога его. Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано было повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Царь Дарий подписал указ и это повеление. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросить в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твёрдо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения. Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, по три раза в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился, и положил в сердце своём спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утверждённое царём, не может быть изменено.
Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!..»
Дан., гл. 6, ст. 1 – 16.
…Быть может --
как Даниил
во Рву,
И сердце
(львов
дыханье!) –
це –
пе –
не –
ет.
Но Я ---
Одной Надеждою
Жи ---
Ву, ---
Давнишняя,
а всё равно
Силь ---
Нее
Львов.
Пусть другим
мерещятся
Гробы
Не верят –
видно – думая –
законно, ---
Но – Верю – Я! ---
И ----
лягут ---
львы судьбы ----
Недавно – злой ---
у ног Моих ---
не тронув
Меня.
И надо
Выб ---
Раться из
Рва,
Я – Вы ---
Бираясь ---
Чувствую
Счастливым
Себя.
А по дороге
Встречу
Льва:
Он --- Добрый ---
Я – устал,
Держусь за гриву;
И – Это
Об ---
Легчает
Путь Домой ----
Где нет Пути ---
Про ---
Ходим
Всё равно Мы.
Благодарю Я Бога:
-- Боже мой!
Спасибо!
Был во рву Я ---
Нынче ---
Дома!..
Вечером 2/VI – 2014 г.; доработано 23/IX – 2025 г.
Свидетельство о публикации №125120300350