Из серии Это интересно Часть 5
Рассказ о первом ГАЗОПРОВОДЕ, но
совсем не из Сибири, не с Севера, Ямала -
а с территории Среднего Поволжья. А как
всё это происходило, и будет рассказ.
Первая часть.
Сейчас все знают, газ с Ямала,
С Севера идёт в основном.
Великое завоеванье –
Треть мира им там кормится.
И перед лицом всей этой мощи,
Газпрома, вовсе позабыт,
Что первая доставка газа,
Вовсе не из Сибири шла.
30 – е годы 20 века
Промышленное освоенье
Района нефтеносного
СССР, меж нашей Волгой
Также Уралом началось.
С лёгкой руки геологов тех,
Тогда та территория
Неофициальное названье
Получит – «Второе Баку»
Уже на первых порах добыч
Нефтяники столкнулись там,
С немаловажною проблемой:
А НЕФТЯНОЙ газ – куда деть?
(Который всегда присутствует в подземных
Породах, а при вскрытии пласта устремляется
На поверхность вместе с жидкими компонентами)
На разных же месторожденьях
Процент газа различный есть.
В основном доля небольшая,
И не мешал нефть добывать.
На других промыслах объёмы
Природного газа в пластах
Были громадными настолько -
Из скважин нефть НЕ ВЫПУСКАЛ.
(Такие месторождения записывались в
геологические карты, как НЕФТЕГАЗОВЫЕ.
В те годы они не использовались, их
Держали в законсервированном состоянии)
При разработке нефти также
Попутный газ выходит с ней,
ОТХОДОМ производств считали,
Его сжигали в факелах.
(Которые и по сей день порой можно увидеть
Близ наших нефтеперерабатывающих заводов)
Но уже в те годы геологи и нефтехимики обращались
К руководству по поводу освоения этого газа,
Но никто не прислушивался пока…)
Пока то сделать не заставит
Суровая необходимость там –
Великая война начнётся
Отечественная тогда.
В течение первых военных
Месяцев, в Куйбышеве, что -
Имел статус «второй столицы»
СССР - проблемы шли.
ГАЗИФИКАЦИИ скорейшей
Промпредприятий и к тому ж
Всей социальной их там сферы -
УГОЛЬ перестал приходить.
(Фашисты оккупировали Донбасс. На Куйбышевскую
ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ прекратилась поставка угля
Марки АШ. Хотя с ноября 1941 года оба предприятия эти
Перешли на снабжение углём из района Караганды, но
Он плохо соответствует технологическим требованиям
Этих электростанций)
В этом же угле казахстанском
Много пустой породы есть.
И шёл в открытых он вагонах,
Перемерзал, со снегом был.
И строили на Безымянке
Заводы оборонные.
«Особстрой» строил те объекты,
Рабсила – заключённые.
И их там часто отвлекали,
С вагонов уголь разгружать:
Ломами и кирками били
Смерзшуюся массу угля.
(Этим часто отвлекали заключённых от
возведения нужных очень объектов –
особенно крупных авиационных заводов)
1941 – 1942 год.
Это заставит руководство
Альтернативный там искать
Источник энергоснабженья
Промпредприятий разных там.
И выход найден будет ими:
Перевод Куйбышевской ГРЭС
И БТЭЦ там – на СЖИГАНЬЕ
ПРИРОДНОГО ГАЗА тогда.
Значительные уж запасы
На тот момент разведаны
Были в районах городов там:
Похвистнево, Бугуруслан.
(На границе Куйбышевской и Оренбургской
Областей)
Вторая часть.
(Конец 1930 годов)
(В среднем Поволжье проводились
Масштабные работы по
Геологоразведке нефти
Но в Оренбуржье газ нашли.
Не представляло интереса
Это природное сырьё,
Все скважины с газом забили
На будущие времена)
И вот в войну вспомнили эти
Скважины с газом. И решат
Обсудить ряд там вариантов,
Как к Безымянке газ вести.
Решив - в кротчайшие там сроки,
Гигантский по тем временам,
ГАЗОПРОВОД туда построить,
К заводам Безымянки той.
(Из западных районов Оренбургской области)
Этот вопрос тогда решался
На уровне там ГКО,
Иосиф Сталин – председатель,
Постановленье подписал.
(Секретное. №1563с от 7 апреля 1942 года
«О строительстве газопровода Бугуруслан –
Куйбышев»)
Согласно тому документу
Газ должен был уж поступать
В декабре этого же года,
150 миллионов кубометров в год.
(Но уже к третьему кварталу1943 года уже
Должны были прокачивать к оборонным
Предприятиям 220 миллионов кубометров)
20 мая 1942 года
Было создано Управленье
Строительства газопровода. Но
Несмотря всё ж на все усилья
Трассу в тот год не ввели в строй.
Рабочей силы не хватало.
В первые месяцы работ.
Пришлось на стройку перебросить
3000 и заключённых же.
(Из Безымянлага УОС НКВД СССР, которые
До этого возводили авиационные заводы
В Куйбышеве)
Зима 1942 – 1943 года
Срочно там командировали
Из Баку в помощь 800
Нефтяников – специалистов,
Имеющих опыт работ.
(По прокладке трубопроводов)
А чтобы больше увеличить
Темпы работ – в Башкирии
ДЕМОНТАЖ труб производили
С нефтепровода местного.
(По приказу ГКО СССР. С трассы
Ишимбаево – Уфа)
В Бугуруслан переправлялись
Трубы, затем по трассе уж
Распределялись. Так решили
Всю эту трассу проводить.
А основной её участок,
Топливной магистрали той:
Куйбышев – Похвистнево, его
Введут 15 сентября.
(1943 года. Протяжённостью 160 километров)
В конце декабря того ж года
К трубе той подключат ещё ж
Отрезок от Бугуруслана –
И до Похвистнева ещё ж.
После чего общая уже
Там газопровода длина -
Стала 180 километров -
Для тех времён огромная.
Тогда эта магистраль стала
САМЫМ ПЕРВЫМ там в СССР,
ГАЗОПРОВОДОМ! Очень нужным,
Промышленного там значения.
(Укладка труб производилась - ВРУЧНУЮ)
С подключением, параллельно
Электростанций к трассе той,
Строительство шло ещё ж также
Участка одного её.
До Красноглинского района,
Тот протянулся. Ибо там
Немало было оборонных
Различных предприятий тех.
31 декабря 1943 года
В этот день в строй вступил участок
Топливной магистрали той
От Безымянки к Мехзаводу -
5,6 километров длиной.
С сентября 1943 по июль 1945 года
За это время предприятья
Куйбышева получат там
По новому газопроводу
260 миллиардов кубометров газа.
(Что оказалось равноценно 370 тысяча тонн
Каменного угля)
Благодаря сей магистрали,
Железнодорожники там
Высвободили 20 тысяч
Вагонов, что под уголь шли.
(Во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС
И Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли
На сжигание СЫРОЙ НЕФТИ, что поступала из
По нефтепроводу из района Зольного)
В годы войны ещё ж начали
Город газифицировать.
Кроме объектов оборонных,
В дома Куйбышева шёл газ.
(И в социальные объекты. А также и в область
Пришёл газ Даже РАНЬШЕ чем в Москве и Ленинграде).
(В 1950 году протяжённость внутригородских
Сетей в области превысила 200км или около
10 тысяч квартир с газом)
ТАК ВОЛЖСКИЙ ГОРОД СТАЛ ПИОНЕРОМ
БЫТОВОЙ ГАЗИФИКАЦИИ в СССР.
Свидетельство о публикации №125120301794