КБШ 2. 8 Два Мушкетёра - оба Генри

<><>  2.8.33 «ДВА МУШКЕТЁРА» - ОБА ГЕНРИ <><> 

Мушкетёрский девиз «Один за всех, и все за одного» (“One for All, All for One”) был семейным девизом рода графов Саутгемптонов.  В шекспировском сонете №13, посвящённом Юному Другу, то есть, графу Саутгемптону, содержится малозаметный  намёк на этот девиз:

“Mark how one string, sweet husband to another,
Strikes each in each by mutual ordering,
Resembling sire and child and happy mother
Who all in one, one pleasing note do sing.”

«Заметь, как дружно, радостно и звонко
Согласных струн звучит счастливый строй,
Напоминая мать, отца, ребенка,
В единой ноте сливших голос свой».
(Пер. А. М. Финкеля)

«Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, –
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют».
(Пер. С. Я. Маршака)

В этих славных поэтических переводах мушкетёрский девиз не очень-то просматривается, поэтому приведём дословный перевод интересующей нас строчки

“Who all in one, one pleasing note do sing” – «Которые [отец, дитя и счастливая мать] ВСЕ КАК ОДИН одну приятную ноту на самом деле поют».

Девиз «Все за одного» был принципом жизни для круга друзей Саутгемптона.  Недаром граф Ратленд присоединился к мятежу Эссекса, в сущности, будучи лояльным подданным Её королевского Высочества и противником мятежей, – он думал, что его другу лично угрожает опасность (незадолго до этого на Саутгемптона действительно напали и пытались его убить) и что он идёт защищать друга.  Долг дружбы был свят для Саутгемптона и его окружения.  Оксфорд-Шекспир не просто влюблён в Саутгемптона, он – его преданный старший друг.  Таким преданным старшим другом через годы после смерти Эдварда де Вера сам Саутгемптон стал для сына Эдварда де Вера, Генри.

Когда родился Генри де Вер (24 февраля 1593 года), первый законный наследник графа Оксфордского, другому Генри – Генри Роузли, графу Саутгемптону, было 20 лет.  Готовилась к печати «Венера и Адонис», среди близких друзей Шекспира циркулировали его сонеты, посвящённые Юному Другу, Генри Роузли.

Совсем недавно, начиная с 1590 года, лорд Бёрли и граф Оксфорд (как уже говорилось выше) пытались выдать замуж за Генри Роузли дочь Оксфорда (и внучку Бёрли) Елизавету, но сопротивление Генри преодолеть не удалось, и свадьба не состоялась.  Зато 17 сонетов, которые должны были склонить юного Генри к женитьбе на Елизавете де Вер, сыграли совсем иную роль – их автор настолько увлёкся восхвалениями прекрасного Генри, что сам «потерял из-за него голову».

ЗА 19 ПОКОЛЕНИЙ ДЕ ВЕРОВ СО ВРЕМЕН ВИЛЬЯМА ЗАВОЕВАТЕЛЯ НИ ОДНОМУ ПЕРВЕНЦУ НЕ ДАНО БЫЛО ИМЯ ГЕНРИ.  И вдруг –  «Генри де Вер».  Не удалось иметь зятя Генри – теперь у Оксфорда будет сын Генри.  А может быть, всё к лучшему – не придётся соперничать со своей собственной дочерью?

О загадочной фразе в посвящении поэмы «Венера и Адонис» графу Саутгемптону – «первый наследник моего изобретения» –  я уже писала в главе «Венера и Адонис».  Оба, и сын Генри, и псевдоним «Шекспир», были свежими созданиями Эдварда де Вера. В этом же посвящении Шекспир назвал Саутгемптона крёстным отцом своего произведения.  Вероятно, и эта фраза была двусмысленной.  Во всяком случае Саутгемптон действительно сыграл роль крёстного отца Генри де Вера, заботясь о нём, и даже избавил его от тюремного заключения, но об этом позднее. А пока вернёмся в 1604 год.

Предчувствуя свою скорую кончину, граф Оксфорд пытался устроить судьбу своего сына: он сделал кузена Фрэнсиса де Вера надёжным опекуном сына Генри, чтобы  законного наследника де Вера не постигла та же участь, что и самого Эдварда де Вера, то есть, чтобы ему не довелось стать «королевским сиротой».  Если бы Эдвард де Вер вовремя не оформил опекунство, то Генри де Вер пошёл бы по стопам своего отца, Ратленда и Саутгемптона, то есть, попал бы под опеку государства, а бОльшая часть его средств безвозвратно ушла бы в королевский карман. 

Воинственный Фрэнсис де Вер не обманул ожиданий Эдварда де Вера, и с годами Генри превратился в смелого воина, а заодно и в борца за справедливость.  Понимание этой справедливости у Генри де Вера и у Генри Саутгемптона было общим, и они стали не только близкими друзьями, но и политическими союзниками. 

В 1617 году – по инициативе фаворита короля Джеймса, лорда Букингема, его друзей и сторонников укрепления союза протестантской Англии с католической Испанией – начались переговоры о возможной женитьбе принца Чарльза на испанской принцессе Инфанте Марии, младшей сестре испанского короля Филипа III.  Если бы этот брак состоялся, Англия могла бы стать католической страной. 

Три популярных протестантских графа – Уильям Пембрук, Генри Саутгемптон и Генри Оксфорд – пытались противодействовать Испанскому браку.  К этому времени Уильям Пембрук получил должность лорда-камергера (23 декабря 1615 года) и стоял во главе публичных театров, печатания книг и проведения дворцовых развлекательных мероприятий, то бишь, стал весьма влиятельным человеком в государстве.  Его мать Мэри Сидни, графиня Пембрук, в 1616 году вернулась из трехлетнего путешествия по континенту и занялась созданием нового гнёздышка для себя и своего «гражданского супруга» доктора Листера – нового поместья Хоутон Хаус. Но у неё оставалось время и на литературные увлечения, без которых она жить не могла. 

В 1616 году Бен Джонсон выпускает первое полное собрание своих пьес.  В истории Англии это был первый случай такого серьёзного отношения автора к своим пьесам и напечатания собрания драматических произведений в одном томе.  Вероятно, вскоре после выхода в свет джонсоновского фолио зародилась идея выпуска собрания сочинений Шекспира. 

Своим созданием шекспировское Первое фолио обязано сплетению политических и литературно-патриотических интересов.  Питер Диксон считает, что Первое фолио было отчаянной попыткой круга Саутгемптона-Пембрука-Сидни (антииспанской протестантской фракции) сохранить для потомков пьесы Барда как национальное литературное сокровище[500].  В этот круг входил и Генри де Вер, 18-й граф Оксфорд.

Одним из напоминаний о крепкой дружбе Генри де Вера и Генри Роузли в годы противостояния протестантской и католической (происпанской) группировок служит рисунок «Два благородных Генриха», который приблизительно датируется 1619 годом (см. иллюстрацию №14).  Текст в прямоугольнике в левом верхнем углу рисунка гласит:

«Портрет достопочтенных лордов,
двух всеблагороднейших Генрихов,
графов Оксфорда и Саутгемптона».

"The Portraicture of the
right honorable Lords, the
two most noble HENRIES
reviued the Earles of
Oxford and Southampton."

Под прямоугольником  расположен щит де Вера с гербовой надписью:  “Vero Nihil Verius” («Нет ничего правдивее правды»), а в противоположном верхнем углу – щит Саутгемптона.  На транспаранте над щитом его девиз –  “Ung Par Tout, Tout Par Ung” («Один за всех, и все за одного»).  На рисунке изображены вставшие на дыбы лошади, хотя и не в одной упряжке, но очень близкие друг к дружке, символизируя, таким образом, близость их всадников.

1619 год.  Энтони Манди, бывший секретарь Эдварда де Вера, публикует свою работу “The Famous and Renowned History of Primaleon of Greece, son to the great and mighty prince, Palmerin d’ Oliva, Emperor of Constantinople”, – перевод анонимного испанского приключенческого романа “Primaleon”,  являющегося продолжением романа “Palmerin de Oliva”.  В посвящении, адресованном Генри де Веру, 18-му графу Оксфорду, Энтони Манди говорит о «заслуженной памяти» отца Генри де Вера и о его «несравненных добродетелях».   

1619 год – урожайный год для Шекспира.  После некоторого забвения печатается сразу несколько произведений Шекспира:

- Третьи кварто «Генриха VI» (вторая часть) и «Генриха V».
- Вторые кварто «Сна в летнюю ночь», «Венецианского купца» и «Короля Лира».
- Четвёртое кварто «Перикла».

В этом же 1619 году Уильям Джаггард предпринимает попытку выпустить так называемое «Фальшивое фолио» – коллекцию из десяти якобы шекспировских пьес (не все из них принадлежали Шекспиру) в одном томе.  На это издание наложен запрет.  Не удивительно, ведь печатание и запрет выпуска книг подвластны лорду-камергеру Уильяму Пембруку, который знает, что готовится издание подлинного собрания пьес Шекспира – Первого фолио.

В 1621 году принц Чарльз отправился вместе с Джорджем Вильерсом, 1-м герцогом Букингемом, в Испанию и влюбился там в Инфанту Марию.  Угроза Испанской женитьбы стала реальной. Активные противники этой женитьбы благородные Генрихи объявили свой протест в полный голос, а в результате оба были заключены в тюрьму (в середине 1621 года).  Правда, через некоторое время их освободили. 

Пока оба Генриха находились в тюрьме и соответственно в опале, начинать печатание Первого фолио было опасно, в первую очередь для их книгопечатника Исаака Джаггарда (сына Уильяма Джаггарда), но тщательная и неторопливая подговтовка к печати велась. Копии первых четырёх пьес будущего фолио – “Буря”, “Два Веронца”, “Виндзорские кумушки” и “Мера за меру” – были сделаны профессиональными писцами[501].

Чтобы начать печатание, протестанский лагерь Пембрука ждал подходящего политического момента. Пембркук и его сторонники добивались освобождения Саутгемптона и Оксфорда и надеялись запустить процесс печатания Первого фолио вот-вот. Они собирались представить готовое фолио на Франкфуртской книжной  ярмарке. В её каталог, выпущенный  типографом Джоном Биллом,  среди  списка  английских  книг,  которые  предполагалось отпечатать в 1622 году, были включены «Пьесы, написанные М. Уильямом  Шекспиром, все в одном томе, отпечатанные Исааком Джаггардом» [502].

В феврале 1622 года, когда оба Генриха уже были на свободе, наконец-то началось печатание Первого фолио[503].
 
Но в апреле 1622 года Генри де Вера опять заключили в Лондонский Тауэр, где он находился в ожидании смерти по декабрь 1623 года. А в это время не только шла теперь уже поспешная работа над Первым фолио, но и печатались кварто шекспировских произведений:

- Впервые была напечатана трагедия «Отелло».
- Вышло шестое кварто «Ричарда III».
- Опубликовано четвёртое кварто «Гамлета».

Генри де Вер находился в тюрьме под угрозой смерти, а друзья пытались его спасти.  И одним из способов спасения Генри было – напомнить королю Джеймсу о величии отца Генри де Вера, о том, что Эдвард де Вер является славой Англии.  Такие попытки кажутся нам наивными, но они в стиле окружения Саутгемптона.  Пытались же в 1601 году Эссекс, Саутгемптон и их сторонники поднять лондонский народ на восстание с помощью показа шекспировской пьесы «Ричард II». 

Продолжается 1622 год – публикуются отдельные пьесы Шекспира, готовится к печати собрание его сочинений; Генри Пичем[504], перечисляя поэтов, которые превратили елизаветинскую эпоху в золотой век,

«настолько великих, что подобных вряд ли произведут грядущие века»,

ставит Эдварда графа Оксфорда ПЕРВЫМ В СПИСКЕ.

8 ноября 1623 года пьесы шекспировского Первого фолио были зарегистрированы в Регистре Компании печатников и книгоиздателей.  В ноябре 1623 года Саутгемптон заключил перемирие с Букингемом, поставив условие – освободить из тюрьмы Генри де Вера.  Такое перемирие стало возможным, так как брачные переговоры, которые вели Букингем и принц Чарльз, провалились, и они вернулись из Мадрида ни с чем.  Чтобы сделать хорошую мину при плохой игре, королю Джеймсу пришлось выпустить из тюрьмы Генри де Вера.  Произошло это в декабре 1623 года.  И в этом же месяце экземпляры шекспировского Первого фолио появились на прилавках  лондонских книжных магазинов. 

Питер Диксон утверждает, что между тремя событиями – перемирием Саутгемптона и Букингема, освобождением Генри де Вера из тюрьмы и регистрацией шекспировского фолио существует тесная связь[505]:

«Перемена направления политических ветров, которая подтвердила мудрость критиков Испанского брака (Саутгемптона, Пембрука и Генри де Вера), была решающим фактором в процессе публикации Первого фолио, ибо нет никаких иных убедительных объяснений, почему Джаггард терял время и терпеливо ожидал как раз этого момента, чтобы зарегистрировать половину пьес Фолио, ведь он уже был вовлечён в дорогостоящий проект» и заинтересован в его скорейшей реализации.

1623 год, завершившийся выпуском шекспировского фолио, уступил место 1624-му, и вскоре оба оппозиционера – Генри Роузли, 3-й граф Саутгемптон и Генри де Вер, 18-й граф Оксфорд – умерли неожиданной и таинственной смертью, сражаясь в Нидерландах (Low Countries): Саутгемптон (через пять дней после смерти его старшего сына) – в ноябре 1624 года, а Оксфорд – в июне 1625-го.

***

Примечания.
500. Библиотека Конгресса США была спонсором двух презентаций Питера Диксона (25 января и 11 марта 1998г)  под названием "Shakespeare's First Folio: A Response
to the Tyranny of Buckingham and the Spanish Marriage Crisis of 1621-1623."
501. Williams, стр. 190, 196.
502. Один из ведущих сторонников ратлендианской теории И.М. Гилилов считает, что Первое фолио намеревались напечатать именно в 1622 году, так как этот год был десятилетней годовщиной смерти супругов Ратлендов, являвшихся, по его мнению, истинными авторами шекспировского канона. Гилилов, стр. 336.
На мой взгляд, это - впечатляющее, но всё-таки совпадение. Прославление супругов Ратлендов не было определяющим для печатания Первого шекспировского фолио. Кстати, в 1624 году (20 лет со дня смерти Эдварда де Вера) в другом каталоге Франкфуртской ярмарки вышло повторное объявление о публикации собрания пьес Шекспира.
503. Hinman. В настоящее время это принятая акадамеческим миром шекспироведов дата начала печатания Первого фолио, установленная фолиоведом профессором Чарлтоном Хинманом.
По мнению биографа графини Пембрук Робин Уильямс и И.М. Гилилова печатание началось в августе 1621 года по инициативе графини Пембрук, а из-за её внезапной смерти в сентябре 1621 года, оно было приостановлено. Эта датировка не имеет таких серьёзных обоснований, как у проф. Хилмана. Подробнее о процессе печатания Первого фолио я расскажу в главе «Роль Мэри Сидни и Джона Флорио в создании Шекспировского канона и подготовка к печати Первого фолио» 3-го тома «Эстафеты Фениксов».
504. Henry Peacham, “The Compleat Gentleman,” summer 1622.
505. Доклад Диксона, см. комментарий №500.


*********************************************************
<> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <> <>   
*********************************************************
 


Рецензии