высоцкий и академик иоффе
(Из рубрики "О чём поёт Высоцкий?")
О «главном академике Иоффе», как минимум, слышали все, кто знаком с творчеством Владимира Высоцкого, то есть вся страна. И никто не сомневался, что Высоцкий прав: Иоффе – главный академик, хотя формально Абрам Федорович был только вице-президентом Академии. Замечательного ученого и организатора науки, учителя Александрова, Капицы, Курчатова, Семенова нынче принято называть «отцом советской физики» и «папой Иоффе».
Прежде чем стать папой в переносном смысле, сын купца второй гильдии из города Ромны на Полтавщине закончил технологический институт в Санкт-Петербурге, а потом и университет в Мюнхене – именно там он поучился у знаменитого Рентгена. Там он получил степень доктора философии и отклонил лестное предложение продолжать работать с Рентгеном. Иоффе вернулся в Россию, и это был подарок отечественной физике: талантливый и активный Абрам Федорович одновременно вел исследования и организовывал, преподавал и руководил. В 1911 году он определил заряд электрона, в 1916 году организовал свой знаменитый семинар по физике – его участниками стали молодые ученые из университета и политехнического института, те, кто вместе с ним потом станут гордостью советской физики. В 1918 году Абрам Федорович организовал физико-механический факультет в Политехническом институте, где стали готовить инженеров-физиков.
В том же году Иоффе создает и возглавляет физико-технический отдел при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте. В 1921 году из отдела вырастает целый институт - Физико-технический институт Академии наук, и Абрам Иоффе становится его директором. Сегодня институт носит имя Иоффе. Огромное количество работ, подготовленных в институте, не подписано именем Иоффе, хотя его вклад в них значителен: Иоффе отличался исключительной научной щедростью и бескорыстно помогал ученикам.
С 1932 года Иоффе возглавлял и Агрофизический институт. При деятельном участии Абрама Федоровича были созданы физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске.
Он мог бы возглавить советский атомный проект. Но осмелился отказаться – в пользу более молодого Курчатова. «Я такого академика не знаю», – сказал Сталин. Однако Иоффе настоял, и Курчатову дали звание академика.
В кампанию «по борьбе с космополитизмом» Иоффе выгнали из созданного им института. Но он не сдался: организовал лабораторию полупроводников, а после смерти Сталина стал директором института, возникшего на ее основе. Ленинскую премию Иоффе присудили посмертно: в 1961 году.
«Если вы уже устали -
Сели-встали, сели-встали, -
Не страшны нам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменят спорт и профилактика».
В песне Высоцкого подразумевается, вероятно, что
«отец советской физики» говорил что-то насчёт указанных напитков, или, тем более, проводил какие-либо исследования по теме. Но об этом история умалчивает. Скорее всего, дело в необходимой рифме. Мнение физика по этому поводу, к сожалению, нигде не зафиксировано, а сама песня появилась уже после смерти Абрама Федоровича.
Интересный факт: данный куплет был вырезан из записи на пластинке «Мелодии», – скорее всего, из-за того, что академик представал перед слушателями в неверном свете. Со сцены Театра Сатиры песня исполнялась без цензуры.
https://dzen.ru/a/XoPNcU3GsG9kTaul
С ленты страницы «Научная Россия»
Свидетельство о публикации №125120208695