Марина с детства была гением!
·
·
«Первый раз 16-летняя Марина Цветаева приехала во Францию летом 1909 года. Она записалась на университетские курсы по изучению французской литературы. «Alliance Francaise — летний трехмесячный курс с экзаменами, три группы, возможность золотой медали, Париж, Boulevard Raspail, белый дом…». Однако литературные курсы в Сорбонне были лишь поводом, чтобы получить разрешение отца одной отправиться во Францию. Страстное увлечение Наполеоном, огромное желание поклониться наполеоновским местам — вот что заставляло Цветаеву рваться в Париж. «16 лет — разрыв с идейностью, любовь к Саре Бернар (“Орленок”), взрыв бонапартизма, с 16 лет по 18 лет — Наполеон…» — писала она позднее о своих юношеских годах. «Поселилась на Rue Bonaparte из любви к Императору и, кроме N (торжествующего NON всему, что не он) в Париже ничего не увидела. Этого было достаточно».
Влюбленная в великую Сару Бернар, игравшую в исторической драме Эдмонa Ростанa «Орленок» (1900), посвященной сыну Наполеона, Цветаева увидела актрису не только на сцене. После одного из спектаклей она встретила ее за кулисами и попросила подписать фотографии на память.
Весной 1912 года Марина Цветаева и Сергей Эфрон отправились в свадебное путешествие по Франции, Италии и Германии. Цветаева во второй раз приехала в Париж.»
«С каким чувством Марина Цветаева покидала Францию? В 1950 году поэтесса Алла Сергеевна Головина, видевшая ее в Париже перед отъездом (прим. - в 1939 году), сказала мне, что спросила ее, не будет ли она жалеть о Франции и о Париже. Марина Цветаева ответила экспромтом:
Мне Франции нету милее страны
И мне на прощание слезы даны.
Как перлы они на ресницах висят.
Дано мне прощанье Марии Стюарт.»
Лев Абрамович Мнухин
(1938—2020), литературовед, aвтор более 200 публикаций и статей (составитель и один из авторов многотомных справочных изданий) о жизни и творчестве М. И. Цветаевой.
https://muzeemania.ru/2021/08/31/mnuhin-cvetaeva/
________________________________________
В ПАРИЖЕ
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский*
И Сара** — все придут во сне!
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
1909
* Герцог Рейхштадтский - сын Наполеона, герой пьесы Ростана "Орлёнок".
"А герцога Рейхштадтского, к-го я люблю больше всех и всего на свете, я не только не забываю ни на минуту, но даже часто чувствую желание умереть, чтобы встретиться с ним. Его ранняя смерть, фатальный ореол, к-ым окружена его судьба, наконец то, что он никогда не вернется, всё это заставляет меня преклоняться перед ним, любить его без меры так, как я не способна любить никого из живых. Да, это всё странно. <...> Я всё лето, всю прошлую весну жила мыслями, снами, чтением о нем. Есть драма "Орлёнок" ("L'Aiglon"), это моя любимая книга. (...)
Если бы мне сказали: "Ты согласна сейчас увидеть драму "L'Aiglon", а потом умереть?" — я бы без колебаний ответила — "Да!" —"
Из письма Марины Цветаевой - другу Пете Юркевичу в сентябре 1908 года.
________________________________________
** B декабре 1908 года на гастролях в Москве находилась Сара Бернар. На представлении "Орлёнка", которого играла Сара Бернар, Марина Цветаева попыталась осуществить самоубийство.
Анастасия Цветаева вспоминает:
"...Марина не ехала к нам в Тарусу, и я волновалась очень. То, что она поехала провожать нас с Андреем на вокзал, когда мы уезжали в Тарусу, было странно, непривычно. И вела она себя не так, как всегда: была мягче, молчаливей, что-то в себе подавляла. И был мне какой-то намек на то, что спектакль "Орлёнок" с Сарой Бернар как-то связан с какими-то ее намерениями.'
(...) Только тридцать четыре года спустя, после Марины, из найденного ее прощального письма*** ...я узнала о тех днях. Но намеками — она сказала поздней, что револьвер дал осечку. В театре, на ростановском "Орленке", которого играла Сара Бернар."
_________________________________________
*** В зимние каникулы 1909-1910 гг. Марина Цветаева хотела совершить самоубийство из-за любовной драмы с Владимиром Нилендером. Именно к этому событию относится упоминаемое А.Ц. "прощальное письмо". Излив душу в письме, Марина передумала совершать самоубийство.
Анастасия Ивановна никогда это письмо не видела и впервые прочла (копию!), получив текст по почте в 1945 году, в дальневосточном лагере.
"Произошло невозможное: пришло письмо от Марины. Прощальное. Перед самоубийством... Написанное тридцать четыре года назад, в ее семнадцать лет, — мне, пятнадцатилетней. Это письмо, где-то хранимое ею все годы, неуничтоженное, попавшее в руки второго мужа Марии Ивановны, мне переслала (копию его, дрожа над оригиналом) Мария Ивановна Гринева именно в те дни, когда я вопияла к Судьбе об одной строке, листочке... И листочек пришел." - Анастасия Цветаева.
Вот это письмо (в скобках - пояснения Анастасии Цветаевой):
Москва, 4 янв. 1910 г.
Милая Ася,
Ты, всегда во всем меня понимавшая не осудишь меня за то что я ухожу из жизни.
Умоляю Тебя, никогда меня не бойся (М[арина] и я очень боялись мертвых, даже матери, умершей 37 лет за 3 1/2 года до этого дня, когда М[арина] писала мне.)
Вспомни как мы ходили в синематограф, катались на коньках, читали друг у друга письма.
Вспомни Нерви, Лозанну, Мариенштрассе, (где жила мама возле нашего интерната, и мы х[одили] к ней ночевать по очереди с субботы на воскресенье), [зачеркнуто] Ялту, зимы после загр[аницы], детство.
Никогда я не "явлюсь" к Тебе, даже если оттуда можно "явиться".
Передай мой искренний привет Вале, Варечке, милой Нине, Л[идии] А[лександровне], Елене Адамовне, Ане Калин.
Пусть они не забывают меня. Поцелуй за меня Нинику особенно нежно. (сестра автора Осуждение Паганини) Я любила ее до последней минуты.
Мою автобиографию (она у Е.А. Гедвилло) возьми себе, так же как нервийский и лозаннск. альбомы, мой нервийский дневник и шкатулку с письмами.
Вале дай м[ой] дневник, когда я была у Дервиз (Ты его узнаешь, красный, написано "Ранние всходы".)
Мой настоящий дневник и оба томика моих стихов передай [зачеркнуто] Н[илен]деру. Выбери из м[оих] книг к[акую][ни]б[удь] получше для Эльфочки (моя 15 л. подруга Аня Калин) и передай ей ее с м[оим] нежным поцелуем. Дай бог ей счастья, моей Аните. Книжный шкаф со всеми книгами дарю Тебе. Книги из моей комнаты подели между Варечкой, Ниной, Валей и Н[иленде]ром. Нине дай пожалуйста Victor Hugo и [нрзб.] (неясное слово, плохо переписанное, не разберу, франц. книга) Н[илен]деру и Варечке исторические о Наполеоне. Вале — что ей понравится. Я любила м[ои] книги, пусть и они их любят.
Милая Паршивка (так М[арина] и брат шутливо называли меня, а мы М[арину] звали "Мамонтиха" и "Проходимка")
[Зачеркнуто] я тебе сейчас пишу и не верю что смерть так близко. Но я не боюсь и не жалею. Нельзя вечно спать, лучше умереть.
Милая Паршивка, вспоминай обо мне весенними вечерами, на бульваре, у нас в зале, вспоминай меня чаще... И помни что всегда я бы Тебя поняла если бы была бы с Тобой.
Ты сейчас катаешься на катке, а завтра в это время я буду уже чем-то чужим, нежившим, страшной вещью. Но все-таки лучше смерть чем жизнь не такая какой я хочу (написано в годы реакции, в годы школьных сумерок, в 1910 году)
"Ah, mieux vaut r;partir aussit;t qu’on arrive que de le voir faner, nouveaut; de la rive".
("А лучше уйти только что придя, чем видеть как Ты вянешь, новое б;рега"). (Марине было 17 лет; в 1910-х гг. среди учащихся состояние подавленности было очень сильным)
Это мой символ веры. Будет ли Нилендер беречь наш "Вечерний Альбом"? (Аля, альбомчик с несколькими нежными записями ему нами 2-мя девочками, ему подаренный. От него потом пошло заглавие к 1-му сборнику М[аринины]х юношеских стихов изд. в 1911-12)
Ухожу без надежды увидеть маму, Г[ерцога] Р[ейхштадтского], Марию Башкирцеву. Но если все-таки увижу их, расскажу им о Тебе.
Будь счастливой, Паршивка, никогда не медли, не считай, не жалей, не раздумывай.
Ну пусть потом расплата! А то и Тебя замучит роковое слово "поздно".
Ну, кончаю. Мы не целовались с Тобой должно быть лет 7 или около этого. Целую Тебя... мысленно, очень крепко.
Целую также милую Валечку, Варечку, [нрзб.] (неясно — женское имя, вроде Алелею) Нину, Лид[ию] Ал[ександровну], Аню Калин, всех кого я любила. Другое письмо пишу Н[иленде]ру, умоляю Тебя, сделай чтобы он его получил.
Лучше всего передай его ему сама, из рук в руки.
Проведем еще вместе с Тобою. Дай бог чтобы не оборвалась веревка. А то недовеситься... Гадость, верно? ([нрзб.] на мою АЦ, жизнь, кн. Рюккерта)
Исполни пожалуйста все мои порученья и не поминай меня лихом.
МЦ.
(Мамонтиха, Проход[им]ка.) (шутливые прозвища М. в детстве и отрочестве)
Дай, пожалуйста от меня Н[иленде]ру гравюру с сыном Наполеона где написано "Les destins et les flots sont changeants". ("Судьба и цветы — изменчивы") Нине, если только она захочет взять — дай "Девочку цвета луны". (картину, которая давно была ей предназначена) Мою куклу передай летом Кланечке, она ей так нравилась.
Гравюры раздели с Андреем. Мне бы хотелось, что[бы] моя Сарра Бернар (актриса, АЦ, тогда знаменитая ее портрет) в раме досталась Эллису, но если Тебе ее хочется — оставь себе. Выучись играть [зачеркнуто] "Никакой огонь, никакой уголь" (нашу любимую с детства песнь, АЦ.) и пой ее по вечерам в зале (песнь о любви, мы ее всегда пели вдвоем, и даже в то время когда любили того же человека, 1-ой несчастной любовью. АЦ) Милая Асенька, не сердись за все эти порученья. Я тебя очень люблю Паршивка! Но Ты долго не возвращаешься с катка.
Где-то меня похоронят? Хорошо бы рядом с мамой, но это, кажется, невозможно?
Запиши, если помнишь мои стихи "Памяти Нины Джаваха", а то их у меня нет в тетради.
Не скандаль особенно с папой, все-таки жалко его, хотя он нас совсем не понимает.
Привет Андрею, Валерии. Расскажи что найдешь нужным обо мне Дракконе (Лид. Ал. Тамбур.), Вале, Ане Калин, Нинике...
Окончательно до-свидания, вернее, прощай.
Не забывай-ай. Асенька, не бойся! Я ведь Тебя любила! Твоя сестра МЦ.
___________________________________
Примечание.
B письме упоминаются: брат Андрей Цветаев, сестра Валерия Цветаева, подруги — Валентина Генерозова, Варвара Изачик, Анна Калин, Нина Виноградова (Ниника), Клавдия Макаренко (Кланечка), преподаватель французского языка Елена Адамовна Гедвилло, друг семьи Цветаевых — Лидия Александровна Тамбурер, а также поэты В.О. Нилендер и Эллис.
...
Фото: юная Марина Цветаева, 1906 год.
Свидетельство о публикации №125120207534