Русская Сафо Мирра Лохвицкая

Русская Сафо: Мирра Лохвицкая
«создательница песен греха и страсти», возлюбленная гения Серебряного века Бальмонта, красивая и необыкновенная женщина, предтеча Ахматовой и Цветаевой.
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых -
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной, -
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
Есть голоса, которые звучат раньше своего времени - ярко, дерзко, свободно.
И потому обречены быть забытыми на десятилетия.
Мария Александровна Лохвицкая, более известная под псевдонимом Мирра, родилась
1 декабря 1869 года в Санкт-Петербурге - в семье, где слово было родовым даром.

Сёстры Надежда (будущая Тэффи) и Мария, брат Николай — каждый из них станет заметной фигурой, но первой заговорила именно она.
Её ранние стихи - как раскрытое окно: свежие, непосредственные, смелые в выражении
женской чувствительности, которой в русской поэзии тогда просто не было.

Сегодня её называют основоположницей женской поэзии XX века, той, что открыла путь Ахматовой и Цветаевой.
В 1882 году Мария поступила в Александровское училище в Москве, жила на пансионе, много читала и много мечтала.
В пятнадцать лет начала писать - и сразу же оказалась замеченной.
Вернувшись в Петербург, она дебютировала в журнале «Север» (1889) и почти сразу стала известной.
К концу 1890-х Лохвицкая была знаменитостью.

Её первый сборник (1896) получил Пушкинскую премию, за 16 лет она выпустила пять книг стихов и несколько драм.
Её называли «русской Сафо», но на самом деле она была совсем другой -
тонкой, ясной, музыкальной, с поэтическим нервом, который опережал эпоху.
Символисты первой волны не приняли её в свой круг - слишком самостоятельная,
слишком светлая, слишком "неподвластная школе".

Только с Константином Бальмонтом у неё случилась настоящая творческая перекличка:
сотни стихотворений, диалог на расстоянии, почти тайная дружба двух поэтических тембров.
Но собственную жизнь Мирры постепенно подтачивали болезнь, боли в сердце, депрессия, ночные кошмары.

9 сентября 1905 года она умерла в Петербурге - в 35 лет.
И почти сразу была забыта.
Северянин позже назовёт её своей Прекрасной Дамой.

Советская эпоха вычеркнет её имя: слишком женская, слишком религиозная, слишком «не наша».
И только в 1980–1990-е годы Лохвицкая вернётся.

Сегодня в её стихах слышится то, что станет важным для целого поколения поэтов XX века -
от Ахматовой до Бродского:
честность чувства, свобода взгляда и тихая сила женщины, которая впервые
решилась говорить от себя самой.
Жизнь есть – раннее вставание,
Умыванье, одевание.
Туалета долгий сбор
И с кухаркой праздный спор.
Неизбежность чаепития,
Неприятностей открытия,
Из окна тоскливый вид,
Старой тетушки визит.
Жизнь есть скука ожидания,
Кашель, насморк и чихания,
Ряд вопросов и ответ –
Там-де лучше, где нас нет
при работе над материалом использованы публикации Natalia Kovalets, Марины Зеленцовой.


Рецензии