Концепция шуддха-бхакти
Это единственный путь достижения Бхагавана.
Только бхак¬ти может привести дживу к Самому Бхагавану.
Только бхакти
Может дать дживам возможность получить Его даршан, и только бхакти
Может покорить Бхагавана, парам-пурушу.
Здесь мы обсудим
Внутреннюю природу бхакти.
Давая определение бхакти, Махарши Шандилья написал:
«Бхакти — это трансцендентная привязанность к Ишвару»,
А в «Нарада-панчаратре» сказано:
«Бхакти — это служение трансцендентными (апракрита) чувствами
Шри Кришне, господину этих чувств.
Такое бхакти, в котором
Все усилия направлены на удовлетворение Кришны, свободно
От препятствий, создаваемых телом и умом.
Это бхакти чисто: оно не покрыто кармой, или деятельностью ради ее плодов,
И гьяной, знанием, ведущим к слиянию
С безличным Брахманом».
В «Шримад-Бхагаватам» (3.29.11-12) даётся такое определение бхакти:
«Я — высший наслаждающийся, Господь, пребывающий в сердцах всех
Существ. Когда в человеке пробуждается
Беспричинная и постоянная
Естественная любовь ко Мне
И когда он, едва услышав о Моих качествах, мыслями устремляется ко Мне,
Как жидкое масло непрерывной струёй течёт из сосуда или как Ганга
Безудержно стремится к океану,
Это называется трансцендентным преданным служением,
Ниргуна-бхакти-йогой».
Хотя в шастрах даются такие определения бхакти,
Дорогой спутник Сваям Бхагавана
Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами,
Объединил все существующие определения бхакти
И в своей «Бхакти-расамрита-синдху» дал новое прекрасное описание,
Которое является самой жизнью и главным сокровищем Гаудия-вайшнавов:
«Уттама-бхакти — это такое анушиланам (развитие, культивирование)
Служения Кришне, которое должно совершаться всеми усилиями
Тела, ума и речи, а также бхавами (духовными настроениями, чувствами)
Исключительно для Кришны;
Оно непрерывно,
Как поток жидкого масла, и в нем нет иных желаний
Кроме желания
Удовлетворить Кришну; уттама-бхакти не покрыто кармой, гьяной и проч.»
В этой сутре ясно описаны сварупа-лакшан
(Главный признак) и татастха-лакшан
(Второстепенные признаки) бхакти.
Уттама-бхакти значит шуддха-бхакти (чистое бхакти).
Карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти не являются чистым бхакти.
Цель карма-мишра-бхакти —
Материальные удовольствия, а цель гьяна-мишра-бхакти —
Освобождение. Только то бхакти,
В котором нет стремления к материальным
Удовольствиям и освобождению, можно назвать чистым бхакти,
И только это бхакти является средством обретения премы к Бхагавану.
Что же это за бхакти?
Мы объясним здесь его главный признак (сварупа-лакшан)
И второстепенные признаки (татастха-лакшан).
Главный признак чистого бхакти состоит в том,
Что преданный посвящает
Все усилия тела, ума и речи служению Кришне ради
Его наслаждения и развивает
Любовные чувства (бхавы) по отношению к Нему. Усилия и бхава
Всегда должны активно служить наслаждению Кришны. Сварупа-лакшан,
Или главный признак бхакти,
Проявляется у дживы, когда по милости
Шри Кришны
Или Его дорогого бхакты в её сварупе проявляется
Особая функция сварупа-шакти Бхагавана
(Внутренняя функция энергий хладини и самвит).
Шрила Рупа Госвами описал также
Два второстепенных признака
(Татастха-лакшан) чистого бхакти. Первый заключается в том, что в чистом
Бхакти нет иных желаний, кроме желания служить Кришне.
Все желания, которые отличны от желания развивать свою преданность,
Противоречат бхакти, и их относят к категории аньябхилашита.
Другой второстепенный признак чистого бхакти — это свобода от примесей
Гьяны, кармы и проч. Развитие знания о единстве
Дживы и Брахмана, ежедневное и периодическое выполнение обязанностей
Категории смарта с целью получения материальной выгоды, а также
Действия, которые полны безразличия к Бхагавану,
Например, праяшчитта, изучение
Атеистической философии санкхья, сухое отречение и т.п. — всё это
Противоречит бхакти. Только когда преданный, занимаясь
Служением Кришне ради Его удовольствия, избавляется
От противоречащих духу бхакти
Примесей кармы и гьяны, его служение можно называть шуддха-бхакти.
Садхана-бхакти — это практика шуддха-бхакти, совершаемая
Под началом
Шуддха-бхакт после того, как преданный получил посвящение
У сад-гуру и услышал от него определенные наставления.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описыва¬ет
Шесть особенностей бхакти:
«Шуддха-бхакти имеет шесть особенностей:
1) клешагхни — оно уничтожает все несчастья;
2) шубхада — дарует абсолютное благо;
3) мокша-лагхутакрит — благодаря ему освобождение становится
незначительным достижением;
4)судурлабха — оно необычайно редко;
5) сандрананда-вишешатма — воплощает в себе самую суть блаженства;
6) шри кришнакаршини — привлекает Са¬мого Шри Кришну».
Уже в самом начале садхана-бхакти проявляются
Первые две особенности — клешагхни и шубхада. На уровне бхавы
Проявляются мокша-лагхутакрит и судурлабха,
А на уровне садхьи (премы) к предыдущим четырём добавляются
Сандрананда-вишешатма и шри кришнакаршини.
Существуют различные виды клеш (страданий): грех, желание грешить, семя
Греха (пап-биджа),благочестивая деятельность, желание совершать
Благие поступки и семя благочестивой деятельности (пунья-биджа). Первая
Особенность бхакти — уничтожение всего этого, клешагхни.
Вторая особенность — шубхада; она включает в себя четыре качества:
1) преданного все начинают любить;
2) преданный сам начинает любить каждое живое существо;
3) он становится обителью всех хороших качеств и
4) бхакти дарует преданному ощущение чистого счастья.
Появление первых двух особенностей — клешагхни и шубхада —
Наблюдается на стадии садхана-бхакти.
Третья особенность бхакти
Состоит в том, что благодаря ему освобождение
Для преданного становится чем-то незначительным или даже бессмысленным.
Качество судурлабха,
«То, что встречается необычайно редко»,- это четвёртая особенность
Шуддха-бхакти .
Хотя человек может отказаться
От чувственных наслаждений и давно практиковать различные анги бхакти,
Он, тем не менее, может не обрести бхакти.
Эти две особенности — признаки бхава-бхакти.
Пятая особенность состоит в том, что бхакти
Является
Воплощением самой сути блаженства, а шестая
Особенность — это способность бхакти привлекать Шри Кришну.
Эти две последние особенности являются
Признаками садхья-, или према-бхакти. Первые четыре
Признака также свойственны уровню садхья-бхакти.
Первый уровень садхья-бхакти называется бхава-бхакти,
А её высший уровень именуют премой.
Шрила Рупа Госвами дал такое определение садхана-бхакти:
«Садхана-бхакти —
Это уровень, на котором преданный с помощью своих чувств практикует
Шуддха-бхакти и благодаря этой практике
Достигает уровня бхавы.
Конечная цель садхья-бхавы — нитья-сиддха. Иначе говоря, бхава
Существует вечно, но проявля¬ется она в сердце благодаря садхане».
Садхана-бхакти бывает двух видов: вайдхи и рагануга.
В вайдхи-бхакти шраванам, киртанам и другие анги совершаются
Не из спонтанной любви и желания служить, а из склонности подчиняться
Указаниям шастр и из страха
Перед изложенными в них законами. Обязанности, которые предписаны
Для дживы, в шастрах называются видхи,
И когда джива практикует бхакти
Из страха быть наказанной
За невыполнение этих обязанностей, ее деятельность носит название
Вайдхи-бхакти.
«Бхакти, которым занимаются не из лобхи (сильного желания),
А из склонности подчиняться предписаниям шастр, называется
Вайдхи-бхакти».
Существует много анг (составляющих) садхана-бхакти,
Но в «Бхакти-расмрита-синдху» перечислены
Основные шестьдесят четыре анги, начиная с гуру-падашрая,
Получения дикши и шикши, служения духовному учителю (гуру-севы) и т.д.
Все шестьдесят четыре анги естественным образом входят в девять главных
Анг, упомянутых в «Шримад-Бхагаватам».
Вот эти девять анг, называемые также навадха-бхакти:
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам.
«Шримад-Бхагаватам», 7.5.23
Некоторые достигают совершенства, практикуя
Лишь один из этих девяти процессов, а некоторые практикуют
Несколько анг одновременно. По сути, высший результат, который приносят
Эти анги садхана-бхакти,
Только один — это рати, любовь к Божественной Реальности.
Второй вид садхана-бхакти называется рагануга-бхакти.
Им занимаются садхаки, которые практикуют
Шраванам и киртанам,
Имея сильное стремление обрести служение
Враджендра-нандану Шри Кришне. Рага — это естественная, необычайная
Погруженность в объект своей преданности и сильная привязанность
К нему. Кришна-бхакти, в котором преобладает такая рага, называется
Рагатмика-бхакти, а то бхакти, которое следует духу рагатмика-бхакти,
Называется рагануга-бхакти.
Свидетельство о публикации №125120204726