Символизм? непременно, в нем творчество совершенно

СИМВОЛИЗМ? НЕПРЕМЕННО, В НЕМ ТВОРЧЕСТВО СОВЕРШЕННО.
Символизм — одно из самых значительных и многогранных направлений в искусстве конца XIX — начала XX века, которое переосмыслило саму природу творчества.

Суть символизма
В основе символизма лежит представление о символе как многозначной, неисчерпаемой в своём значении форме выражения. В отличие от аллегории (однозначного иносказания), символ:

не сводится к конкретной идее;

открывает бесконечные возможности интерпретации;

передаёт «неизречённое», недоступное рациональному познанию.

Как писал Вячеслав Иванов, «поэзия есть тайнопись неизречённого».

Ключевые идеи
Творчество как откровение. Художественный акт понимается не как отражение реальности, а как интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных только творцу.

Двоемирие. Противопоставление видимого, материального мира и высшей, подлинной реальности, к которой стремится художник.

Путь от символа к мифу. Символ рассматривается как зародыш мифа: «Дорогой символа мы идём к мифу» (Вячеслав Иванов).

Теургия. Идея о том, что искусство способно не просто отображать, но и преображать мир, становясь формой религиозного творчества.

Особенности поэтики
Многозначность слова. Символисты раскрывали в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

Музыкальность. Стихотворения строились как поток словесно;музыкальных созвучий, с активным использованием аллитераций и ассонансов.

Эксперименты с формой. Разработка новых способов рифмовки, введение свободного стиха, обогащение метрического репертуара.

Образная система. Использование сложных метафор, мифологических и мистических образов.

Русский символизм: специфика
В России символизм стал не просто художественным направлением, но и особым мироощущением, вобравшим:

философские идеи Владимира Соловьёва (учение о Софии, теургии);

концепции «нового религиозного сознания» (Мережковский, Гиппиус);

идею «соборности» (Вячеслав Иванов);

ницшеанские мотивы «жизнетворчества» (Андрей Белый).

Историческое значение
Несмотря на кризис к 1910;м годам и появление новых течений (акмеизм, футуризм), символизм:

радикально обновил поэтический язык;

расширил границы художественного выражения;

поставил вопрос об общественной роли художника;

создал предпосылки для развития модернистской эстетики XX века.

Таким образом, символизм действительно воплощает идею совершенного творчества — как процесса проникновения сквозь видимую реальность к высшим смыслам посредством многозначного, неисчерпаемого символа.


Рецензии