Время в займы
В десять раз больше — повторяла я про себя, как заклинание и как приговор. В десять раз больше усилий, в десять раз больше времени. Крошки времени не собираются по щелчку — они лениво прячутся в шершавых складках мироздания: в ворсинках земли, в ротиках старых часов, в ресницах тех, кто ещё умеет плакать от красоты. Их надо выковыривать из утра, вытягивать из середины ночи, выжимать из случайных улыбок. И — нет дороги назад. Нет.
Я любила беспорядок. Неухоженные сады возбуждали во мне радость больше, чем партеры с идеальными линиями; стриженные кусты казались мне лжию о природе. Как можно называть чудом то, что подстрижено ровно, когда чудо — это случайность, спонтанность, царапина на лепестке? Поэтому я шла в дебри, в те самые всклоченные заросли, где ночь прячет росу, а ветер мнёт рассветную туманность, и там искала крошки.
Кто я? Хранительница? Колдунья? Мать, если хочешь. Я собираю время — не для себя, нет. Для того, чтобы вернуть людям их внутреннюю плоть, их право на несовершенство. «Совершенство стоит того, чтобы жить», — говорила я самой себе, горделиво и устало. Так говорила женщина, которая знает: чтобы сотворить совершенство, нужно сотворять жизнь. А жизнь — это риск, шрам, недорепетированная сцена.
Всё начиналось с ребёнка. Не моего — чужого, но близкого. Он лег на землю и перестал дышать смыслом. Лицо его было как опустевший сад: всё подстрижено под «надо», под «так правильно», под «не мешай». Доктор велел ждать. Мама молилась. Я знала другой рецепт: взять минуты, не больше крошки, — и вложить их в его ладони. Минуты были цепкими, затаёнными в узлах чертополоха, они были робкие, как первобытный лепесток. Я отлучилась в заросли и там нашла их — миллионы, разбросанные, как семена. Я собрала их в глиняную чашу, отрывая время друг от друга зубами своей боли и доброты. В десять раз больше, чем обычно. В десять раз больше — потому что пустота жадна, потому что пустота умна.
Пусть это прозвучит высокомерно: я не люблю тех, кто жаждет порядка ради порядка. Люблю тех, кто ломает кусты ради песни; люблю тех, чья красота — случайна, неожиданна, почти преступна. Люблю надлом. Люблю, когда слова не влезают в книжку; когда стихи жируют на щеках мальчишки с растрёпанной косой. В букете диком — дикая краса. Но только не думай: я не наивна. Я прикрываю. Я прячу то, что может ранить. Я надеваю на гниющий плод шелковую повязку, чтобы он не упал раньше времени. Так делала мать, так делает мастер. И я — иронично, с достоинством — называла это «искусством спасения».
«Кто идеал из смертных? Назови!» — задавала я себе вопрос в тёмные часы. Врач нужен больному, чтоб стал он здоровым; мать нужна ребёнку, чтоб не утонул в пустоте. А идеал? Идеал — это тот, кто умеет вынести несовершенство и сделать его опорой. Это — созидатель, не разрушитель. Он не уничтожает дебри, чтобы посадить розы; он находит в дебрях зеркала.
Мои руки шли, как чёрные птицы по шёпоту ветра, и каждая крошка времени я шлифовала до прозрачности. Точность — да, точность нужна; гибкость — конечно; изобретательность — без неё нечего делать с минутой. Но душа — вот что требовало смелости. Я давала этим крошкам голос. И знала: если вложить в чьё-то запястье россыпь пробуждённого времени, то человек снова начнёт смотреть глазами, а не циферблатом. Он снова сможет ошибаться и исправлять, смеяться и плакать, любить и терять. Это — совершенство не статичное, а дышащее: постоянное шлифование, вечная работа.
Однажды я встретила женщину, которая считала себя пустотой. «Пустота — это не я», — говорила я ей. Но она отвечала взглядом: «А что, если я — и правда пустота?» Я вложила в её карман маленькую крошку — ту, что осталась у меня после ребёнка. Она принюхалась, как птица, и впервые за долгое время ощутила жар в пазухе. «Это — твоя ошибка», — сказала я ей. — «Исправляй её. Вместе». Она рассмеялась, немного надменно, и это был лучший смех, потому что в нём слышалось принуждение к жизни.
И вот что мудрое: я научилась не ждать мгновенной магии. Совершенство не приходит, как червь к яблоку. Его надо вызывать, как гром, шаг за шагом. Оно требует десятикратного труда, потому что мир любит роскошь пустоты и не отдаёт свои тайны без боя. Но в этот бой я вступала с радостью — не ради победы над миром, а ради удовольствия от боя. Ирония — моя броня: я не верю в священные истины, но обожаю свершения, которые родились из труда.
В конце концов я поняла одно: нет смысла пытаться спасти всех. Спасти можно лишь тех, кто согласен шевелиться, кто готов принять крошку времени и начать её шлифовать. Мать не спасёт непокорного ребёнка — если тот не хочет смотреть. Доктор не вылечит душу, если та не стремится к дыханию. Идеал — это коллективное ремесло, не одиночный трон.
Я продолжала собирать. Я шла в дебри, я шевелила ветви, я вытискивала время из росы. Я шептала: «Живи. Не ради идеала — ради жизни. А идеал придёт, как награда, если труд будет честен». И в этой честности, с гордой иронией в груди, я становилась самой собой — несовершенной, упорной, нежной. И, может быть, чем дальше я шла, тем меньше оставалось дороги назад, но тем более светлее становился путь вперёд.
Свидетельство о публикации №125120108921
Виктор Давыдов 02.12.2025 16:56 Заявить о нарушении
Замечательное произведение искусства!Не для всех оно, оно для тех, кто в силах оценить эту красоту.
Я-философ по жизни. но сухой философ, хоть и живой. А Вы- переливающийся разноцветными вихрями.есть такое искусство рисования,наподобие моего-энкаустики, оно называется "Эбру"- "турецкое мраморинование". Шикарная техника.На специально подготовленную вода льётся одна за одной разноцветные краски, а затем берётся палочка или гребешок и ей ведутся разводы.
...так и здесь..
очень много мест- которые я перечитывала несколько раз, чтобы вкусность эту оценить.
Светлайя 04.12.2025 07:04 Заявить о нарушении
Виолетта, дорогая! Я сейчас уловила себя на мысли,что человек жив до тех пор,как личность, да как просто человек, когда он осознаёт своё осознанное желание приносить собой хоть какую либо пользу.пусть даже только себе(это уже самый последний вариант.Но "пока горит огонь, пока горит свеча "-это слова из песни..осознание своего желания нести пользу-это и есть та энергия, которая "не перестаёт дышать смыслом".
Виолетта, знайте, Виолетта, что Ваше творчество оно заряжает желанием жить, искать свои смыслы, отстаивать их. Я реально, читая Ваши такие философские труды, я заряжаюсь чистотой, искренностью, правильностью, праведностью, светом, красотой! Ваше творчество обогащает, насыщает, питает, возвышает и не даёт упасть на землю прежде срока спелому плоду, и вот висит ещё на дереве перевязанное шёлковой ленточкой.
спасибо огромное за такую возвышенную философию. Браво, дорогая!
Светлайя 04.12.2025 07:15 Заявить о нарушении