Технические требования к классическому сонету

Эти требования одинаково относятся к итальянскому, английскому или французскому сонету. Соблюдение этих правил оттачивает мастерство выражения мысли, виртуозное владение формой, умение монтировать и редактировать материал, убирать лишнее, а также добавлять глубины в оставленное.
Научившись свободно создавать произведения по этим канонам, можно расширять инструментарий и, нарушая правила и традиции, создавать новое, не уступающие классическому по глубине.

14 классических правил:

1. Объем сонета: строго 14 строк.

2. Четкое деление на четыре строфы:
Два катрена (четверостишия) — образуют октаву.
Два терцета (трёхстишия) — образуют секстет.
Или:
Три катрена (четверостишия) — образуют куплеты.
Один пуант (ключ сонета)

3. Постоянный размер:использование одного устойчивого размера на протяжении всего сонета. Выбор размера традиционен для национальной поэзии: в русской традиция это пятистопный или шестистопный ямб.

4. Строгая повторяемость рифм:
в катренах используются опоясывающие рифмы или перекрестные. 
В терцетах (секстете): используются две или три рифмы. Схемы разнообразны.
     · CCD EED
     · CDE CDE
     · CDC DCD
     · CCD EDЕ и др.
В пуантах используется парная рифма.

5. Качество рифм: рифмы должны быть точными (идеальное совпадение ударных гласных и последующих звуков) и звонкими (богатыми). Чередовать рифмы мужскими рифмами (ударение на последнем слоге) и женскими рифмами (ударение на предпоследнем слоге).
! однако, если драматургическая задача заключается в передачи монотонности или смене интонации на противоположную рифмы конечно же могут быть однотипными.

6. Каждая из четырёх частей (два катрена и два терцета) должна обладать внутренней синтаксической законченностью. Мысль не должна произвольно переноситься из одной строфы в другую.

7.  Интонационное различие: катрены и терцеты должны различаться интонационно:
   · Октава (катрены): напевность, повествовательность, изложение темы или тезиса.
   · Секстет (терцеты): динамичность, экспрессия, развитие, развязка или вывод.

8. Переносы между строф запрещены: каждая строфа должна быть синтаксически самостоятельной. Переносы допустимы внутри строф, но не между ними.

9.  В сонете - диалектическое развитие мысли (вольта): сонет должен иметь смысловой поворот, кульминацию или смену ракурса — «вольту». Как правило, вольта располагается на стыке октавы и секстета (между 8-й и 9-й строками). Её функция — перевести тему в новое русло: от вопроса к ответу, от описания к размышлению, от тезиса к антитезису или синтезу.

10. Запрет на немотивированные повторы слов: не следует повторять слова без особого художественного замысла (исключение — служебные части речи: союзы, местоимения и т.д.).

11. Единство темы и образного ряда: все 14 строк должны быть подчинены раскрытию одной основной темы или чувства. Введение случайных, не связанных между собой образов не допускается.

12. Плотность и лаконизм: каждая строка должна быть семантически насыщенной. Сонет требует концентрации мысли и образа.

13. Звуковая гармония и благозвучие. Сонет – это не только работа с мыслью, ритмом и рифмой, но и аранжировка звукового рисунка. Избегай нагромождения труднопроизносимых сочетаний согласных (скопление шипящих, несколько согласных подряд) внутри строки и особенно на стыках строк, только если это не служит специальной изобразительной задаче (передать дисгармонию, ощущение спотыкача и прочее). Аллитерация и ассонансы должны работать на озвучание образа, а не быть случайными. Сонет это и музыка.

14. Эстетическая и смысловая завершенность. Сонет – завершенное высказывание, не требующие продолжения, имеющие завязку, развитие, смену сюжета, синтез и афористичное завершение. Сонет не должен обрываться – он должен завершаться. Как здание или ремонт в квартире.

Также и в жизни, столкнувшись с определенной проблемой, мы обязаны, во имя своего благополучия, завершить эту проблему, а не бросать на полпути. Это и называется – разобраться в себе.

Итак, система требований к классическому сонету формирует тот самый «строгий порядок», который, по словам Буало, завёл для сонета Аполлон, и делает сонет уникальной лабораторией для поэзии, где можно отточить работу с метрикой и строфикой (1-5), композицией и синтаксисом (6-9), словом и темой (10-12), звукописью (13) и общей философской формой высказывания (14).

Про виды лирического движения речь пойдет далее.


Рецензии