О выжигах и жиганах Из несказанного
Из несказанного Мишкой Япончиком
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
Значение слова «выжига»
ВЫЖИГА, -и, м. и ж. Прост. Плут, пройдоха, прижимистый человек. Мы наперебой друг перед другом сказали ему, что хозяин наш выжига, жулик, злодей и мучитель. М. Горький, Двадцать шесть и одна.
Опытный плут, пройдоха; падкий до наживы и ловко умеющий извлекать выгоду (простореч.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Синонимы к слову «выжига»
прохвост жулик проходимец пройдоха ловкач
Все синонимы к слову ВЫЖИГА
Предложения со словом «выжига»
– Змей ты подколодный кровопивец неистовый выжига перелютая!
Борис Васильев, Не стреляйте белых лебедей, 1973
Происходило расширение площади пашни по колонизуемым пространствам: расчищенные вырубкой и выжигом лесные территории или девственные почвы степей засевались хлебными злаками и после сбора двух-трёх урожаев либо забрасывались, либо оставлялись на 8–15 лет в залежь, для медленного восстановления плодородия земель.
Сборник статей, Истоки. Качественные сдвиги в экономической реальности и экономической науке, 2015
Знаете, приходилось мне сталкиваться с преступным миром, потому что причастен к нему до некоторой степени бывший земский врач, так вот я скажу вам одну вещь: если вор, выжига необыкновенная, судившийся без конца и знающий тюрьмы, как свою мамашу, да захочет что-нибудь такое ужасное со злобы сделать: пойдёт и воробья убьёт: ей-богу, и попадётся сразу и за воробья на каторгу пойдёт, – вот и вся его злоба, а если человек добродетельный, да с изюминкой совести, с чувством личности да сознанием, уважаемый и почтенный, на грех пойдёт – бегите лучше – такого натворит, что вы рот разинете и в соляной столб обратитесь.
Николай Тихонов, Ленинградские рассказы, 1942
(все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «выжига»
Жив и писарь Силоамский. Тоже из кутейников!.. Он был самым лютым ненавистником его отца. Тот без счету раз на сходках ловил эту «семинарскую выжигу» в мошеннических проделках и подвохах, в искажении текста приговоров и числа выборных голосов, во всяких каверзах и обманах. Но писарь держался прочно; без него старшина, полуграмотный, не мог шагу ступить, а судьи были вовсе неграмотные.
Боборыкин П. Д., Василий Тёркин, 1882
— А что господа? Господа-то у них, может, и добрые, да далече живут, слышь. На селе-то их лет, поди, уж двадцать не чуть; ну, и прокуратит немец, как ему желается. Года три назад, бают, ходили мужики жалобиться, и господа вызывали тоже немца — господа, нече сказать, добрые! — да коли же этака выжига виновата будет! Насказал, поди, с три короба: и разбойники-то мужики, и нерадивцы-то! А кто, как не он, их разбойниками сделал?
Салтыков-Щедрин М. Е., Губернские очерки, 1857
— Какой он гас-па-динЯфф, — передразнил ее Чертопханов. — Он самый как есть выжига, пройдоха, и рожа у него, как у обезьяны!
Тургенев И. С., Записки охотника, 1852
***
Жиган (жаргон)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жиган — в начале XX века в преступной среде так называли «политических» заключённых — оппонентов большевиков и воров в законе. С середины века этим словом начали называть самих воров в законе. В современном мире жаргонизм чаще используется в лирических произведениях.
Этимология слова
«Кочегар», картина Н. Ярошенко, 1878
Изначально слово «жиган» появилось в региональных говорах Сибири и образовалось от глагола «жечь». Корни «жиг» и «жег» в них означали «палить» и «гореть». Вначале слово «жиган» ассоциировалось с огнём. Так называли кочегаров, истопников, винокуров — людей на каторжных промыслах, которые были обязаны регулярно подкладывать дрова в печь и стоять целые сутки в тесном подвале около удушливого печного жара. Исследовавший царскую каторгу в XIX веке С.В. Максимов указывает, что работа эта была не только чрезвычайно тяжёлая, но и смертельно опасная из-за высокого риска «угореть», то есть смертельно отравиться угарным газом и продуктами сгорания. В отличие от вольнонаёмных кочегаров в котельных, которые могли выйти наружу и перевести дух, истопников-каторжников в подвале сажали на цепь перед началом смены и отстёгивали в её конце, по прошествии суток (если конвоир не забудет прийти), и куда-либо отойти от топки было невозможно. Покрыты они были после этого густым, трудно смываемым слоем сажи, работа эта сильно истощала организм, приводила к перегреву, обезвоживанию, накоплению токсинов и прочим негативным последствиям. Уголовники избегали такую работу, кроме того царскими циркулярами было прямо прописано на самые тяжкие работы отправлять разных провинившихся перед режимом, поэтому её поручали самой бесправной категории заключённых — так называемым «политическим» (членам разных обществ, полякам, «народникам», «федералистам», «автономистам», «самостийникам» и т. п.).
Позднее, по одной из версий, на основе переносного значения в говорах этим словом начали называть дерзких преступников. По другой — каторжанам выжигали слово «вор» на лбах и щеках, и слово произошло от глагола «выжигать».
Само слово существовало ещё во времена царской России. В словаре Василия Трахтенберга «Блатная музыка», который появился в 1908 году, описывается следующее значение слова: «представитель тюремного и острожного пролетариата; жалкий нищий, унижаемый арестантами и сам унижающийся перед более сильными и богатыми». Иногда жиганами называли тех, кто проигрался в карты на каторге. Только в середине двадцатых годов слово приобрело своё новое значение, и им стали называть представителей высшей касты криминального мира.
История жиганов
После Гражданской войны много царских офицеров, прошедших в том числе и Первую мировую войну, ушло в подпольный мир. Поначалу их именовали «идейными». Они придерживались своих политических взглядов, но со временем их действия начали сводиться к откровенному криминалу и противостоянию советской власти. Сами предводители таких банд, как правило, не участвовали в преступлениях, а управляли ими, используя малолетний контингент, который называли «босяками» и «шпаной». Другие представители криминального мира стали именовать их предводителей презрительным до революции словом «жиган». К 1920-м годам, по некоторым сведениям, криминальный мир поделился на две категории — воров старой формации и «новых жиганов», которые включились за борьбу за лидерство. Вторая группа отличалась от первой в основном мотивами преступлений: они часто совершались из-за ненависти к советской власти. Совершались они хорошо организованными группами, которые подчинялись кодексу поведения, напоминавшему офицерский. Позднее он лёг в основу воровского. Основной идеей было отрицание работы. Жиганы занимались рэкетом, брали под контроль бывших нэпманов, служителей церквей, проворовавшихся чиновников. В тюремной иерархии находились на высшей ступени.
Некоторые источники сообщают, что жиганы мало использовали блатной жаргон и заимствовали множество цыганских слов в своей речи. Они носили нательные кресты, что, по их мнению, было знаком того, что они поступают «по-божески». К концу 1920-х годов влияние воров в законе стало возрастать. Их преступления отличались минимумом применяемого насилия. Количество жиганов стало уменьшаться. Они пытались сойтись с воровской кастой, но те не стремились к сближению. Слишком много тяжёлых преступлений висело на этой[какой?] части представителей тюремного мира. Молодые преступники — босяки — подросли и стали выходить из-под опеки своих бывших наставников. Отделению способствовала и советская пропаганда, которая всячески пыталась лишить влияния бывшую аристократию. Наиболее отчаянные молодые преступники стали называться «урками» и превратились в отдельную часть криминального мира. Они совершали в основном особо опасные преступления, такие как грабежи, разбои и налёты. Урки дистанцировались от жиганов и окружали себя другими преступниками, которых называли «пристяжью». Воры и урки внедрили лозунг «не жить за счёт братьев». Он служил контрпропагандой сотрудничества с жиганами, которые жили за счёт своего окружения. Раскол между кастами усугубился, когда воры в законе ввели правило не вводить в свою среду «тяжеляков», то есть лиц, осуждённых за неимущественные преступления. Это закрыло возможность интеграции жиганов и урок в воровской мир. Размежевание воров, жиганов и урок усилилось, когда в уголовный кодекс ввели самостоятельную статью, предусматривающую наказание за кражу — тайное хищение имущества. В 1940-е годы в лагерях утвердился новый «воровской закон», что окончательно закрепило доминирование данного типа тюремного контингента в местах лишения свободы. В 1960-е годы воров в законе стали также называть жиганами, и слово утеряло свой изначальный смысл.
В современной культуре
Фильм Путевка в жизнью 1932
Михаил Жаров — Фомка Жиган, главарь шайки
***
В 1994 году вышел альбом певца Михаила Круга «Жиган-лимон», включающий одноимённую песню Часть музыкальных критиков называет альбом одним из лучших в русском шансоне.
Примечания
Архивированная копия. Дата обращения: 1 октября 2021. Архивировано 7 сентября 2021 года.
Роль «Воров в законе» в организации преступной деятельности. cyberleninka.ru. Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 8 сентября 2021 года.
З.М. Зугумов. Историко-этимологический толковый словарь преступного мира. — «Книжный мир », 2018. — С. 189. — 727 с. — ISBN 978-5-8041-0690-5.
Максимовъ С. В. Собраніе сочиненій: Сибирь и каторга. — СПб.: Просв;щеніе, 1908. — С. 166.
Наименования человека в пермских говорах и уголовном жаргоне. cyberleninka.ru. Дата обращения: 7 сентября 2021. Архивировано 7 сентября 2021 года.
Поботали по душам Исследователь тюремного мира рассказывает о происхождении бандитского жаргона. lenta.ru. Дата обращения: 7 сентября 2021. Архивировано 7 сентября 2021 года.
Жиганы: что стало с главными врагами «воров в законе». russian7.ru. Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 8 сентября 2021 года.
Андрей Константинов. Бандитская Россия. — ООО «Издательство АСТ», 2017. — С. 109—112. — 726 с. — ISBN 978-5-17-103288-3.
Возникновение «воровского закона». cyberleninka.ru. Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 8 сентября 2021 года.
История шансона на русском в его главных альбомах: от Высоцкого до «Аигел». Афиша. Дата обращения: 10 сентября 2021. Архивировано 10 сентября 2021 года.
Свидетельство о публикации №125120100249