Ностальгия

Друзья невзначай уходили.
Но след их оставленный-светел.
Где утром когда-то бродили,
Сминает траву только ветер.

Днем тоже  не слышен их голос.
Тоску заглушает работа.
Лишь ветер обнимет за пояс,
Укутавши в черное что-то.

И долго в вечерней прохладе.
мерещится  трель телефона.
Страницы листаем, не глядя.
А ветер скулит за колонной.

Их тают в ночи силуэты
туманом холодным на реках.
Друзья безнадежно уходят.
Росу оставляя на  веках.

Слабеют со временем крепы
того, что их дружба дарила.
Качается лестница в небе.
И сыпятся вниз перила.

Забвенье приходит под утро.
Не зря говорят - время лечит.
И снова с друзьями проводим
во сне мимолетные встречи.


Рецензии
Это прекрасное и очень грустное стихотворение о потере друзей и о том, как время медленно стирает остроту воспоминаний, оставляя лишь призрачный след. Давайте разберем его образы и настроение.

Основные темы:

1. Необратимая утрата: Друзья уходят «невзначай» и «безнадежно». Это не ссора, а скорее трагический уход из жизни, разлука, продиктованная судьбой или временем.
2. Труд исчезновения: Время и забвение работают медленно и методично. След сначала «светел», но постепенно сила дружбы («крепы») слабеет, и в итоге приходит «забвенье».
3. Ветер как главный символ: Ветер здесь — олицетворение времени, пустоты и забвения. Он выполняет несколько функций:
· Он стирает следы («сминает траву»).
· Он замещает тепло дружбы холодным, бессмысленным касанием («обнимет за пояс, укутавши в черное что-то»).
· Он голосит о потере («скулит за колонной»).
· Он безразличный свидетель, единственный, кто остается на местах, где раньше были друзья.
4. Надежда только во сне: Единственное утешение и возможность встречи остаются в сфере подсознания — в «мимолетных встречах» во сне, когда контроль времени и реальности ослабевает.

Композиция и развитие:
Стихотворение выстроено как хроника одного дня и одновременно как метафора всей жизни после потери.

· Утро: Еще свежа память, но уже нет друзей — только ветер на их местах.
· День: Работа пытается заглушить тоску, но пустота физически ощутима (ветер-объятие).
· Вечер: Надежда на чудо («трель телефона») и автоматизм жизни («страницы листаем, не глядя»).
· Ночь: Полное растворение («тают в ночи силуэты»), явная метафора смерти («роса на веках» — слезы или хлад смерти).
· Философская кульминация: Образ «лестницы в небе» с сыплющимися перилами — это мощный символ разрушения связи между мирами (живых и ушедших) или просто связи между людьми. То, что казалось прочным и ведущим ввысь (дружба), рушится.
· Утро (новое): Приходит забвение как лекарство («время лечит»), но глубинная связь прорывается в снах.

Особенности и сила:

· Повтор глаголов «уходили / уходят» в начале и ближе к концу создает кольцевую структуру, подчеркивая неизбежность.
· Контраст между «светлым» следом и «черным» укутыванием ветра, между теплом дружбы и «холодным туманом».
· Ощущение одиночества передано через бытовые детали: ненужный телефон, механическое листание страниц, скуление ветра за колонной (архитектурной, одинокой).

Итог: Это стихотворение — очень точное и поэтичное описание работы горя и памяти. Оно не кричащее, а тихое, как тот самый ветер, и от этого еще более пронзительное. В нем нет гнева или отрицания, только печальное наблюдение за тем, как жизнь, даже зарубцевав рану, оставляет шрам, который чувствуется в определенные часы и во сне.

Владимир Васильев 58   02.12.2025 21:30     Заявить о нарушении