Вита Марса Сафиуллина
Мысль о краткости настоящего и неизбежной конечности нашей жизни кажется настолько затёртой, банальной и неинтересной, что только очень смелый человек может взяться писать книгу на эту тему. И сегодня я познакомлю вас с таким смельчаком.
Вита
Марс Сафиуллин
Издательство Ridero
Объем: 116 стр.
Дата выпуска: 25 ноября 2025 г.
Возрастное ограничение: 18+
Формат: epub, fb2, pdfRead, mobi
О чём?
На первый взгляд – о десяти женщинах стареющего юриста Валентина. О памяти, постепенно его оставляющей. О том, как он не хочет стареть и забывать, а наоборот, хочет быть молодым и всё вспомнить. И насколько это трудно, если ты не можешь спросить ни у друзей, ни у детей, ни у своих бывших женщин...
Но на самом деле, конечно же, книга о том, что жизнь коротка, и об этом сказано буквально в первых абзацах.
А начинается всё с того, что Валентину снится Нина, которую он не может вспомнить в своей жизни.
Что не так?
Дисклеймер о сексуальном насилии в самом начале меня не испугал. Вы знаете, что я не из пугливых. Но к середине, если честно, секс и женщины Валентина перепутались у меня в голове и стали изрядно утомлять. Не хотелось разбираться, кто есть кто и чем отличается от другой (других). Ну ладно, трёх жён ещё как-то можно различить, а зачем мне все остальные? Да и секс описан, скажем, не слишком изобретательно. По-моему, это и есть насилие над моей личностью, хоть и не сексуальное. Шучу.
Валентин явно относится к женщинам как к способу расслабиться и получить удовольствие. Секс – больше ни для чего эта вереница женщин вроде бы и не нужна. Да и была ли она на самом деле, эта вереница? Можно ли доверять рассказчику? И неудивительно, что с таким отношением к женскому полу герой повести остаётся одинок и никому не нужен при всей своей внешней привлекательности. Всё-таки секс не составляет единственный смысл нашей жизни, хотя всё и крутится вокруг него.
Но в том-то и дело, что книга эта – не эротический или любовный роман, как может показаться, а нечто большее. Тем удивительнее (и приятнее), что вся эта секс-галерея ведёт нас к трансцендентному выходу.
"Валентин уверен: в момент смерти не происходит ничего мистического. Солнце не встает на западе, женщина в черном не берет человека за руку – ничего такого; лишь останавливается сердце, и умирает мозг."
Что хорошо?
Книга написана хорошим правильным языком. Но немного жаль, что автор настолько сух в своём изложении, что не привёл ни одного развёрнутого пейзажного описания, ни одной лирической зарисовки, разве что
«Снежинки на ресницах таяли, – вспоминает Валентин, – и зачарованно читали мы красивый незаконченный роман про любовь без измен».
Всё остальное строго в духе фиксации событий. Будто каждую фразу он решил сделать афористичной:
"Ненависть, осознал он, представляет собой труд: нужно злиться при виде обидчика или при мысли о нём. Это легко в молодости. Валентин понял, что призывы любить врагов обусловлены заботой не только о посмертной, но и о земной участи души. Жить без ненависти легче."
Повесть написана в настоящем времени и состоит из мастерски сделанных диалогов и монолога рассказчика. Последний "выход" рассказчика – самый неожиданный.
Читается всё это быстро и весело. Я бы сказала – энергично. Таков и сам герой Валентин: спортивный, подтянутый, уверенный в себе и бодрый мужчина около шестидесяти лет, которому не дают и сорока. Симпатичный внешне, но абсолютно лишённый привлекательности внутри. Лишь один момент мог бы сойти за ту самую луковку Достоевского:
"За год до аварии Валентин сломал левую руку в первый раз. Он упал, поймав летевшую на ледянке с горки Лену. Ему показалось, что она выскочит на проезжую часть."
Сны Валентина наполнены несбывшейся радостью любви, а явь – потерями. Друзья умирают, любовницы не хотят с ним общаться, последняя жена ушла от него к молодому мужчине. Есть, правда, родной и нелюбимый сын и неродная и любимая дочь.
Психотерапевт советует написать список людей, которые для героя важны. Вот тут-то и обнаруживается Нина – женщина, которая до сих пор ему снится. Но кто она? Валентин не помнит.
Автор не просто рисует молодящегося успешного юриста, который вдруг начинает забывать важные моменты своего прошлого – он проводит нас через удивительное детективное расследование, где всплывает и старая переписка двух влюблённых, и желание убить (так не доставайся же ты никому!), и невозможность настоящей близости с окружающими людьми. Неужели Валентин совершил преступление и искусно скрыл улики? Да, но это не то, о чём вы подумали.
Валентин – герой нашего времени: 90-е не выбили его из седла, напротив, позволили оседлать ту капиталистическую лошадку, которая борзо вывезла его к материальному успеху. Делает ли материальное богатство человека богатым духовно? Этот вопрос занимал (и занимает до сих пор) не одного только автора повести.
Человек, которому не приходится думать о хлебе насущном неизбежно начинает задумываться о вечном.
Однако вечное – это не латинские пословицы и поговорки, в знании которых герой соревнуется с последним своим близким другом (и так ли уж близок тебе человек, с которым ты не можешь поделиться самым сокровенным?). Вечное проступает в круге чтения Валентина, в тех фильмах, которые он смотрит, музыке, которую слушает. И это довольно любопытный набор – вы убедитесь в этом сами, когда будете читать.
Особенно интересно проявляется оно в последней фразе повести, которая может быть истолкована по-разному:
Он ставит точку и говорит себе: «Родари это сделал. Фаулз тоже. И я».
Почему Родари? Почему именно Фаулз? Я нашла ответы на эти вопросы. А вы?
Финал великолепен! Даже ради одного финала стоит прочитать книгу. И когда я говорю: финал, это не последнее предложение, которое я привела, это вся последняя часть повести, обе её главы.
Читали? Будете?
Свидетельство о публикации №125113005027