Сказка про гвоздь в башке
Однажды он вышел на городскую площадь и начал кричать: «Вбейте себе в башку гвоздь! Тогда все беды человечества разом исчезнут! Вы увидите, что жизнь устроена совсем иначе, не так, как вам кажется. Перед вами откроются такие радужные перспективы, что это навсегда изменит вас изнутри. Не бойтесь, это не больно. Дайте мне молоток и гвоздь, и я сделаю вас счастливыми». Народ слегка оторопел, слушая его речи, потому что все это, конечно, выглядело, мягко говоря, странно и даже немного жутковато. Торчит себе гвоздь из башки, привлекая всеобщее внимание и вызывая двоякие ощущения у народа, и что там человек болтает про всеобщее благо и душевное равновесие, уже не слушаешь, потому что глаз не можешь отвести от набалдашника, торчащего из лысины. В общем, недолго этот чудак вещал с трибуны, призывая всех проделать себе дырку в башке, ибо его тут же схватили стражи порядка и повели на расправу.
Дело это было давным-давно, в незапамятные времена, тогда еще не было никаких психиатрических лечебниц и всяких там модных заведений для исправления душевнобольных, поэтому органы тогдашнего правопорядка, немного постучав по дебоширу дубинками, просто бросили его в тюрьму, да и дело с концом. Дескать, пусть посидит себе немного за решеткой, глядишь, может, образумится взаперти и перестанет на всех перекрестках трепаться, рассказывая небылицы про то, как здорово живется с железякой во лбу. А в той толпе на площади, где солдафоны скрутили краснобая с пробитой башкой, был один местный ученый по имени Мустафа, который заинтересовался этим странным явлением. Как это так? Живет себе человек с гвоздем в голове, как ни в чем бывало. Мало того, что жив-здоров, так еще и утверждает, что он счастлив, и всех призывает к тому же. Интересное дело! Проследил Мустафа, в какую тюрьму отвели этого несчастного человека, и на следующий день, когда всё успокоилось, пришел поговорить с ним. Мустафу знали в городе, он был уважаемым человеком, лекарем, звездочетом, знатоком разных наук, часто выступал в судах, решая сложные дела, поэтому его пустили в тюрьму и позволили пообщаться с баламутом.
Мустафа стал расспрашивать человека о том, о сем, но тот, забившись в угол каземата, не проявил никакого желания беседовать с посетителем. В узилище было темно, собственно говоря, поэтому данное место и называется темницей, и Мустафа сперва не мог понять, почему этот странный любитель потрепаться о всеобщей пользе отказывается от разговора с ним, но, приглядевшись повнимательней, увидел, что гвоздя-то в башке у заключенного нет.
— А где гвоздь? – спросил Мустафа у охранника.
— Где-то у начальника стражи, – ответил тот. – Мы вытащили эту штуку, чтобы он дал нам поспать, а то вопил тут как резаный.
Мустафа пришел к начальнику, спросил про гвоздь, и тот достал из ящика стола вещдок размером с палец. Гвоздь как гвоздь, ничего особенного, острый с одного конца, тупой с другого, на стройке таких полным-полно.
— А как повел себя заключенный, когда вы извлекли у него из головы этот предмет? – спросил Мустафа у начальника.
— Подсудимый моментально успокоился, стал, как шелковый, – ответил тот. – Пока мы его тащили по улицам, он оказывал сопротивление, и тут всю ночь распинался за решеткой. Но как только мы налегли на него всем скопом и вытащили из башки эту дрянь, он сразу затих, обмяк, и с тех пор его не слышно.
Мустафа покрутил гвоздь в руках и о чем-то ненадолго задумался.
— А не позволите ли вы мне провести один небольшой научный эксперимент? – спросил он у начальника стражи. – Я хочу попытаться излечить этого человека от его недуга, но для этого мне понадобится ваша помощь и присутствие.
— О уважаемый Мустафа, для вас мы сделаем все, что угодно. Слава о ваших делах далеко шагнула за границы нашего города. Если вы вернете этого несчастного к нормальной жизни, мы вам будем только благодарны.
Когда безвольного, словно мешок, заключенного привели в комнату начальника стражи, Мустафа попросил надзирателей аккуратно вставить ему гвоздь обратно в дырку на голове. Перемена в лице узника действительно была поразительной. Только что он был совершенно индифферентен ко всему, что его окружало, ему не было никакого дела до охранников, до незнакомца, который пришел навестить его в тюрьме, и вдруг он преобразился, глаза его засияли, он стал улыбаться, разговаривать со всеми. При этом он не проявлял никакой агрессии, был подчеркнуто вежлив с собеседниками, рассудителен, внятно отвечал на вопросы ученого, даже завязал с ним философскую беседу и снова продолжал убеждать всех в том, что гвоздь в его голове – это спасение от бед всего человечества. Но как только железяку вынимали из его дырявого черепка, человек тут же становился другим – апатичным, молчаливым, грустным, никакущим.
— Любопытно! – резюмировал Мустафа. – Мы наблюдаем очень странное явление, природа которого неизвестна науке. Вы позволите мне взять с собой эту штуку для исследования в лаборатории?
— Да, конечно, – отвечал начальник стражи. – Сразу видно, что тут что-то нечисто. Хорошо, что вы взялись за это дело, уважаемый Мустафа.
Ученый взял гвоздь, поблагодарил начальника стражи и покинул тюрьму, попросив напоследок повежливее обращаться с этим несчастным человеком с дыркой в голове.
Дома Мустафа подверг тщательному исследованию железный гвоздь, изъятый из человечьей головы, но не нашел в нем ничего необычного. Действительно самый, что ни на есть элементарный предмет, который можно найти на любом рынке. Ученый целый день вертел его в руках, измерял на весах, подвергал химической обработке, бил по нему молотком – гвоздь как гвоздь, ничего из себя не представляет, ничем не примечателен. Почему же тогда его воздействие на этого человека с дырявой черепушкой было таким феноменальным?
Мустафе не давал покоя ответ на этот вопрос, и на следующий день он снова пошел в тюрьму, на этот раз для того, чтобы исследовать самого заключенного, вернее, то отверстие, которое зияло в его голове. Может быть, в нем дело? На всякий случай, он и гвоздь прихватил с собой. В темнице Мустафа как следует осмотрел узника. Дырка на его голове располагалась точно по центру его макушки. Она была маленькая, едва заметная, как раз по толщине гвоздя. В дырке ничего не было видно, сплошная темнота, крови не наблюдалось. Гвоздь свободно входил и выходил из отверстия. Когда человеку вставляли гвоздь на место, он становился разумным и словоохотливым, вынимали – сразу сникал, превращался в мебель. Чудеса да и только!
Мустафа и на этот раз ушел из тюрьмы ни с чем, но возвращаясь домой и неотступно размышляя над этим удивительным случаем, вспомнил, что где-то в древних книгах он читал про нечто подобное. Вернувшись к себе, Мустафа перерыл всю библиотеку в своем жилище и отыскал старинный манускрипт, в котором говорилось о чудодейственном третьем глазе, секрет которого доступен немногим посвященным. В этом фолианте автор очень путаным языком писал о существовании внутри черепной коробки человека некоей точки или органа, позволяющего совсем другими глазами посмотреть на окружающую действительность. Мир и в самом деле совершенно меняется на глазах, ответы на все вопросы бытия находятся сами собой, жизнь становится более осмысленной и радостной, если удается взглянуть на мир посредством третьего глаза – так сказано в этой книге. Больше там ничего про третий глаз не говорилось, но даже этих скупых строк оказалось вполне достаточно для того, чтобы мудрого Мустафу осенило. Он предположил, что гвоздь, каким-то странным образом угодивший и застрявший в башке этого несчастного, затронул, возбудил или как-то приоткрыл доступ к тщательно скрываемой тайне третьего глаза. Причем просто дырка не давала такого эффекта, а вот гвоздь, торчащий из нее – это совсем другое дело. Может, он там вступает во взаимодействие с какими-нибудь нервами, улучшает проводимость токов, хрен его знает.
Дальнейшие рассуждения ученого привели его к целому ряду экспериментов над людьми и в конечном итоге к изобретению немного диковатой методики излечения больных, которую он впервые решил испробовать на одном умалишенном. Беднягу привели к Мустафе его удрученные родственники, сказав, что отец семейства в последнее время стал проявлять признаки слабоумия, перестал узнавать родных, ведет себя странно, городит всякую околесицу, ходит под себя, играет в детские игрушки – короче, совсем выжил из ума, сделайте с ним что-нибудь. Ученый тут же смекнул, что он получил вполне подходящий материал для проведения опыта: исследуемый экспонат человеческого рода если и умрет – то не жалко, не умрет и останется дураком – не страшно, а если поправится и вернется к нормальному образу жизни, то это вообще будет чудо и благодать для семьи и, возможно, новое слово в науке! Грех отказываться от такой возможности.
Мустафа попросил всех родственников выйти за двери, чтобы по городу не поползли всякие слухи о тех способах, которыми он излечивает больных. Потом он взял гвоздь, молоток, подошел к припадочному, усадил его на стул и, как следует прицелившись, слегка импульсивным, но выверенным движением (поскольку точно знал, куда надо метить) засандадил гвоздь в черепушку придурка. Конечно, тот взвыл от боли поначалу, ибо Мустафа немного не рассчитал силу удара. Кровь стала сочиться из раны, врач ее остановил, наложив бинт на макушку, и через некоторое время сознание вернулось к безумцу. Он начал спрашивать, как он здесь оказался, кто такой Мустафа. Ученый ему все рассказал, что тот был болен, его привели родственники, которые ждут его за дверью, они беспокоятся о его здоровье. Человек в самом деле вспомнил, что раньше плохо себя чувствовал, но теперь ему стало намного лучше, сознание прояснилось, и сейчас у него возникло неодолимое желание играть на флейте. Видите ли, он всю жизнь мечтал об этом, но всегда что-то мешало ему заняться любимым делом, а теперь так сложились обстоятельства, что прямо сию минуту он пойдет и купит себе флейту и будет на ней играть.
Мустафа убедился в том, что пациент действительно пришел в себя, он полностью здоров, но перед тем как позвать родственников, решил довести до конца свою медицинскую процедуру. Взяв кусачки, Мустафа осторожно откусил ими верхушку гвоздя, торчащего из головы больного, чтобы железяка не привлекала к себе излишнего внимания. Также он попросил пациента никому не рассказывать о том, что ему в голову забита какая-то фигня. Слава богу, на его массивной макушке росла пышная шевелюра, под которой совершенно не было видно ни дырки в черепе, ни торчащего в ней огрызка гвоздя. Мустафа справедливо рассудил, что людям это может не понравиться. Хотя, с другой стороны, кому какое дело, торчит у тебя из башки что-нибудь или нет? Если торчит и это заметно, тогда это может раздражать окружающих, а если не видно, то ну и ладно, пусть себе торчит, тем более что сознание от этого становится яснее, и разные интересные мысли приходят на ум.
После того, как первый опыт применения гвоздя в медицине оказался успешным, Мустафа стал постепенно масштабировать его, и вскоре людей, исцеленных таким способом, стало становиться все больше и больше. И что немаловажно, одним из побочных результатов подобного лечения стало появление в городе большого количества ремесленников – поваров, кузнецов, горшечников, стеклодувов, а также людей творческих профессий – скульпторов, музыкантов, поэтов, историков, даже изобретателей и философов. Многие из них создали свои школы, академии и всевозможные научные заведения, стали развиваться театр и религия, возникли новые отрасли производства, новая улучшенная система управления государством, в которой административные должности стали доставаться не кому попало и не по принципу «рука руку моет», а людям, действительно обладающим выдающимися организаторскими способностями. Всех их от прочих горожан отличало то, что у них в башке торчал гвоздь, забитый Мустафой, только об этом никто из них не любил распространяться, поскольку лишние разговоры и кривотолки никому были не нужны. Кому какая разница, по какой причине человек стал умнее, здоровее и счастливее, если такой пусть немного странный, но эффективный и простой способ приносит действенный результат?
Многие, наверно, удивятся, когда узнают, что люди с гвоздем в голове до сих пор живут и здравствуют на Земле. Дело Мустафы живет. Многие подумают, что это сказка, небылица, быть такого не может, чтобы у современных гениальных мыслителей, ученых, композиторов и поэтов в голове гулял бы сквозняк или из макушки торчало бы что-то наподобие антенны, но тем не менее это неоспоримый факт. Люди до сих пор пользуются этой элементарной методой, чтобы достичь популярности в разных областях искусства, заработать побольше денег или стать вождем какой-нибудь страны, только все по-прежнему предпочитают держать язык за зубами, чтобы никому не раскрывать этот секрет и не вызывать гнев толпы. Да и способы маскировки сегодня достигли небывалых высот, ибо если все вдруг прозреют, разгадают тайну величия и набьют себе гвоздей в башку, то кто же тогда станет заниматься простым тяжелым физическим трудом – обстирывать, обглаживать, убирать мусор, готовить еду, пахать в поле, работать на фабриках, в сервисе, воевать на фронте и так далее? Если вы напрямую скажете какому-нибудь известному актеру или политику, что, дескать, у вас есть гвоздодер, и вы сейчас возьмете и вынете у него из балды то, что там торчит, что отличает его от прочих смертных, то он просто посмеется вам в лицо, покрутит пальцем у виска и будет тысячу раз прав, ибо не фиг совать свой нос в чужие дела, или, как гласит одна древняя мудрость, не стоит метать бисер перед свиньями.
Свидетельство о публикации №125112904200