Прототипы в повести Пушкина Капитанская дочка
В 1830-е гг. Пушкин много работал с архивными материалами 18 века. Его увлекла идея сюжета из времени крестьянской (по сути, гражданской) войны под руководством Е. И. Пугачева. Тогда призрак новой пугачевщины (в виде холерных бунтов начала 1830-х гг.) навис над русским дворянством — и значит, над ним, над только что обзаведшемся семейным очагом Пушкиным! Уже к августу 1832 г. поэт набросал план повести о дворянине, перешедшем на сторону пугачевцев. Интересно, что у благороднейшего Петруши Гринева и «единственного у Пушкина злодея» Алексея Швабрина — один прототип: подпоручик Михаил Шванвич, который попал в плен к пугачевцам и перешел на их сторону. В 1833 г. Пушкин посещает места, связанные с восстанием Пугачева. В результате он опубликовал в 1834 г. род исторической монографии «История Пугачева» («История Пугачевского бунта»). «Капитанская дочка» увидела свет за месяц до гибели поэта в 1836 г.
Создание образа
Изначально Пушкин хотел сделать офицера, перешедшего на сторону пугачёвцев, главным героем своего исторического романа. Прототипом этого персонажа стал Михаил Шванвич, который в 1773 году попал к Пугачёву в плен, присягнул ему на верность, после поражения был лишён чинов и дворянства и умер в сибирской ссылке. Позже Пушкин решил взять за основу судьбу Ивана Башарина, пленённого пугачёвцами при взятии Ильинской крепости и примкнувшего к ним только на время. Теперь героя высылают из гвардии в провинциальный гарнизон, он переходит на сторону восставших, чтобы спасти «комендантскую дочь». В следующем варианте романа у главного героя фамилия Валуев, он влюблён в Марию Горисову, дочь коменданта крепости капитана Горисова. Валуев избегает казни, Пугачёв отправляет его в Оренбург. В сохранившемся плане романа, который датируют временем после 28 октября 1834 года, впервые появляется новый вариант фамилии героя, Швабрин, который, правда, зачёркнут.
В окончательном тексте романа происходит разделение центрального образа на два. Оба влюблены в «капитанскую дочку», но один из них, Гринёв, ставший главным положительным героем, отказывается поддержать Пугачёва и в финале обретает счастье. Второй, Швабрин, становится отрицательным персонажем. Он присоединяется к пугачёвцам, чтобы спасти свою жизнь, преследует Марию Ивановну и клевещет на Гринёва. По мнению литературоведа Дмитрия Мирского, это «единственный у Пушкина негодяй».
Пушкинист Ю. Оксман считал, что образ Швабрина был нужен Пушкину только как «громоотвод, чтобы охранять от цензурно-полицейской грозы положительный образ» Гринёва. Однако большинство специалистов уверено, что появление этого персонажа связано с расширением исторических знаний Пушкина: писатель понял, что искренняя поддержка пугачёвщины со стороны русских дворян была невозможна, и поэтому он мог изобразить переход офицера на сторону повстанцев только как предательство.
Сюжет
17-летний дворянский отпрыск Петруша Гринев беззаботно живет в имении под опекой родителей. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Суровый отец отправляет его служить в степной гарнизон в Оренбургской губернии. По дороге Петрушу спасает от гибели в буран странный прохожий. Им оказывается будущий вожак восставших Е. Пугачев. В крепости Гринев влюбляется в дочь коменданта («капитанскую дочку») Машу Миронову, та отвечает ему взаимностью. Соперником и врагом Гринева становится сосланный из гвардии за проступок офицер Швабрин. Во время вспыхнувшего восстания родители Маши гибнут, Маша и Гринев оказываются в руках восставших, а Швабрин переходит на сторону Пугачева. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу и помогает ему и Маше спастись. После подавления восстания Гринева обвинят в измене, но Маша сумеет доказать Екатерине II его невиновность. Завершает повесть упоминание о все более многочисленном (и поэтому все более бедном) потомстве Гриневых. Значит, Екатерина не наградила капитанскую дочку Машу Миронову, родители которой погибли за царицу?! Помиловала невиновного жениха — да и будет с них, с этих Мироновых и Гриневых…
Истолкования, влияние на культуру
«Капитанская дочка» (то ли роман, то ли повесть) вышла к читателям за месяц до гибели автора (зимой 1836 г.) и сразу очаровала публику. «Сравнительно с “Капитанской дочкой” все наши романы и повести кажутся приторной размазней…» (Н. В. Гоголь). «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в “Истории Пугачевского бунта”, которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману» (В. О. Ключевский). То есть, сложную правду эпохи и ее атмосферу Пушкин, по мнению великого историка, достоверно передал именно в повести!
Да, реалии восстания и подлинный Пугачев были преотлично Пушкину знакомы: ведь он только что закончил «Историю Пугачевского бунта». Там, в этой «Истории…» — вся свирепость и низость реального Пугачева. Здесь, в «Капитанской дочке», «злодей Пугачев — единственно очаровательный персонаж», — вступает в спор М. И. Цветаева. «Очаровательный» — не в дамско-будуарном, а в первоначальном языческом значении: обладающий чарами и способный ими воздействовать на других. Или, выражаясь языком более современным, абсолютный пассионарий. «Пушкин поступил как народ: он правду — исправил, он правду о злодее — забыл, ту часть правды, несовместимую с любовью…» — считает Марина Ивановна. Каждому из нас, прочитавших «Капитанскую дочку», Пушкин дает надежду на то, что в самых лихих испытаниях, в самом лихом человеке может пробудиться именно Человечность, что человек — не только узник обстоятельств и своей животной природы, а и их «исправитель». И в этом заключается наше спасение!
Но в переводе рассказ о семнадцатилетнем дворянском недоросле Петруше Гриневе так похож на привычный западному читателю старинный исторический «экшн», что и зевоту порой вызывает у иностранца: «В этой повести ни грамма интеллекта. Недурно для своего времени, но в наше время люди куда сложнее. Не могу понять, как можно увлекаться столь примитивной продукцией — сказками…» — пожимал плечами в 20 веке Дж. Джойс.
Автор произведения:
Поначалу Пушкин хотел написать произведение о М. А. Шванвиче — российском офицере, который в годы Пугачёвского восстания перешёл на сторону бунтовщиков. Но потом автор решил, что нельзя делать главным действующим лицом предателя. Поэтому в окончательной версии центральным персонажем стал благородный Пётр Гринёв.
Некоторые события для сюжетной линии Гринёва автор «позаимствовал» из биографии ещё одного военного — Ивана Башарина. Однако Башарин погиб в 1774-м году, за год до казни самого Пугачёва, а Гринёв намного пережил бунтовщика. Что же касается Шванвича, на страницах пушкинской повести он «превратился» в Швабрина. На самом деле Башарин и Шванвич никогда не встречались, и уж конечно, второй не пытался отбить у первого невесту. Сходство между героями и персонажами осталось на уровне ключевых событий, а также характеров. Гринёв-Башарин у Пушкина получился смелым, самоотверженным, исполненным собственного достоинства, а Швабрин-Шванвич — лживым и трусливым.
Петр Гринев
Образ центрального персонажа изменялся в соответствии с изменением авторского замысла исторического романа. Первоначально Гринев – это дворянин, который добровольно перешел на сторону пугачевцев. С помощью такого образа А. С. Пушкин хотел показать неоднозначную личность с положительными и отрицательными чертами. Прототипом главного героя стали несколько людей: по собственному желанию перешедший на сторону Пугачева Шванчин и взятый в плен Пугачевым, но сбежавший оттуда и перешедший в армию, стремившуюся подавить пугачевский бунт, Вашарин.
Имя центрального персонажа повести «Капитанская дочка» в ходе работы изменялось, А. С. Пушкин останавливается на варианте «Гринев», так как в исторических документах отмечался бунтовщик Гринев, которого впоследствии признали не причастным к пугачевскому восстанию.
Швабрин
Когда изменился авторский замысел, главный герой стал иметь черты только одного реального лица: Вашарина. Отрицательные черты Шванчина перешли Швабрину, который является героем-антиподом центрального персонажа. Имя Михаила Шванчина упоминалось в историческом документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников», который А. С. Пушкин анализировал лично при работе над романом.
Теперь Вашарин и Шванчин – прототипы героев «Капитанской дочки» Пушкина – воплотились в двух персонажах, а не в одном, как изначально замышлялось автором. Это помогало произведению пройти цензуру.
Маша Миронова
Образ героини, которой пришлось преодолеть различные трудности на своем жизненном пути, имеет реальный прототип: дочь дворянина Борисова Марья Васильевна. А. С. Пушкин, который познакомился с этой непримечательной девушкой на балу незадолго до начала работы над «Капитанской дочкой», наделил Машу Миронову такой же честностью, простотой, справедливостью, открытостью и умением справляться с трудностями.
Однако возникает резонный вопрос: почему Башарин стал Гринёвым, Шванвич — Швабриным, а Пугачёв так и остался Пугачёвым?
Скорее всего, потому, что для российской истории эта личность уникальна. Представить «лишнего» офицера в рядах российской армии несложно, а вот «лишнего» предводителя казацкого восстания…
Свидетельство о публикации №125112800645