Иерархия праведности. У ешара нет желания грешить

Сравнение

1 В иудаизме
САМИ РАБИ МЕЖДУ СОБОЙ СПОРЯТ О НАЗВАНИЯХ. НО СУТЬ ПОНЯТНА: КОДЕШ ВЫШЕ.
Месилас Йешарим, раввина Моше Хаима Луццатто, дает градацию:

 йешар < цадик < хасид < кодеш,

 где первые три достижимы любым человеком благодаря его собственным заслугам, но кодеш требует вмешательства Всевышнего. Я не уверен, являются ли все четыре уровня на самом деле "цадиким" (то есть вся концепция носит название своего второго уровня) или таковым является только второй уровень. Между тем в одном из примечаний к «Сидуру» Корена для будних дней и Шаббата (страница 423) цитируется другой раввин, раввин Хаим из Воложина, который ставит статус ешара выше статуса цадика и говорит, что у цадика сохраняется желание грешить, а у ешара — нет. В этой формулировке цадик подобен бней-ноаху из «Тании», а ешар — цадику из «Тании». (Не приводится информация о том, может ли обычный человек достичь этих уровней и каким образом).

ПРИШУТ - ОТДЕЛЕННОСТЬ ОТ НЕЧИСТОТЫ
Итак, мы объяснили, что «пришут» («отделенность»), о которой говорят мудрецы, это отделенность от ритуальной нечистоты, являющаяся необходимым условием чтобы «идти вместе со Всевышним»: Присутствие Всевышнего несовместимо с нечистотой, поэтому мудрец Торы не мог есть, молиться и изучать Тору, не избавившись предварительно от нечистоты. В этом заключается смысл «отделенности» и этого мудреца, и Самого Всевышнего. Соотношение между «отделенностью» и «святостью» можно проиллюстрировать с помощью известной брайты из трактата «Авода Зара» (20б): «Учили мудрецы: «и остерегайся любой дурной вещи» — чтобы не размышлял человек днем [об интимной близости], дабы не прийти к нечистоте [семяизвержения] ночью. И на основании этого сказал раби Пинхас бен Яир: «…Тора приводит к осторожности, осторожность приводит к расторопности, расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к отделенности («пришуту»), отделенность приводит к ритуальной чистоте, ритуальная чистота приводит к благочестию, благочестие приводит к скромности, скромность приводит к боязни греха, боязнь греха приводит к святости («кдуше»)»[3]. Отсюда видно, что «пришут», связанный с соблюдением законов ритуальной чистоты, и в т.ч. предосторожностей, позволяющих избежать семяизвержения ночью — это этап, который, в конечном счете, приводит к «кдуше», но это не сама «кдуша».

(ИОАНН КРОНШТ этого тоже избегал всегда!)


Таким образом, «паруш» («отделенный») это человек, который отделяется от нечистоты, и Всевышний «отделен» в том смысле, что место Его Присутствия должно быть чистым — свободным от «тумы».
Раби Йеуда бен Пази задает вопрос: почему отрывок о запрещенных половых связях и глава «Кдошим» помещены в Торе вместе?

ПОСЛЕ БОРЬБЫ - ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ ВОЛИ БОЖИЕЙ
В комментарии к книге Шмот (15:11) он пишет, что «святость это абсолютная свобода бытия, воли и возможности… Это свойство присуще только Всевышнему… Святость человека — это высшая ступень этической свободы, поскольку этической воле больше не нужно воевать с дурным началом — она полностью готова к выполнению воли Всевышнего». Другими словами, рав Гирш считал применение понятия «кдуша» к человеческому существу условным.

Святость приобретается при подчинении себе всех сил и способностей, а также связанных с ними соблазнов и склонностей, чтобы быть всецело готовым к исполнению воли Всевышнего. Власть человека над самим собой является величайшим искусством, дарованным людям. Ее смысл в том, чтобы не забрасывать и не оставлять ни одну из сил и способностей человека. Все силы и способности, которые даны человеку — как духовные, так и чувственные — не являются ни плохими, ни хорошими. Все они даны ради великой цели — использовать их для исполнения воли Всевышнего на этой земле… Однако овладение высшим нравственным искусством, как и любым другим искусством, возможно лишь в результате вхождения практики в привычку. Необходимо приучить нравственную силу воли властвовать над склонностями сердца… Эта тренировка на языке мудрецов называется «пришут»… «Пришут» это еще не «кдуша», но в итоге приведет к «кдуше». И мы уже выучили это из слов раби Пинхаса бен Яира, который говорил о ступенях лестницы, ведущей к нравственному идеалу».
Тем самым рав Гирш выполнил поставленную перед собой сверхзадачу — раскрыть «внутренний свет алахи», который укрылся от взора молодых немецких евреев его времени.

https://toldot.com/articles/articles_32573.html

2 В буддизме:
Четыре уровня святости в буддизме тхеравады — четыре степени достижения полного просветления, состояния араханта, которое буддист может достичь в течение жизни. Эти четыре уровня (четыре типа буддийской личности) называются сотапанна, сакадагами, анагами и арахант.

Это по мере избавления от омрачений, по нашему грехов. Нечистых мыслей и т.д. до гордости и тщеславия. И еще различаются возможностью возврата сюда.
Святой в нашем понимании = архат. Могут стать как миряне, так и монахи. Но первым сложнее.

3 В православии (У нас тоже такое есть, только без названий уровней. Разве что блаженные, преподобные (недавно у Игнатия в Алфавите духовном) - наверное это уровень кадош.
Найти точную цитату Иоанна Кронштадтского и других что происходит привычка, навык добродетели и потом вселение и стяжание Духа святаго и орудие Бога. Что Бог уже уверен в том, что человек не использует Его силу во вред, и дает ее. А так его Святость всегда латентно с нами, просто скрыта от нас. Отсюда - об ощущении Присутствия Бога).


Рецензии