Боже пра sps
#школа_сонета
#санкт_петербургский_сонет
Санкт-петербургский сонет (sps) – модификация классического канона с фиксированной строфической схемой (4-3-4-3), катрены и терцеты образуют асимметричную композицию, написанную пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских клаузул, что создаёт ритмическую полифонию внутри метрически единого пространства. Данная вариация сонета синтезирует структурные принципы ренессансного канона с акмеистической установкой на ясность формы и символистской семиотической насыщенностью
БОЖЕ ПРА…
(автор: Леонид ФОКИН)
СОДЕРЖАНИЕ
- На чёрный день – дожди и листопад
- Случайных чаек белые штрихи
- И Невский – декорация, и Смольный
- Мой старый двор. Прошло сто лет, сто зим
- Лёд на окне. Пустой стакан. Трактир
- По осени шаги не так легки
- Мы – сновидения, в которых мы
- Мне снился сон: ребёнок во дворе
- Вот зеркало, в котором Бродский видел
- А хватит ли мне памяти – «забыть»
- Необязательно душить пророков
- Не навещают даже в светлых снах
=========================_sps_=======
***
На чёрный день – дожди и листопад,
И фонарей знакомое урчанье.
Мной выбрано шутейно, наугад
Земное в неземном существованье.
Часы (вновь примечаю) не точны.
От времени остался свет луны –
Воспоминанье, разочарованье…
Мне ведомы и грех, и боль от дней
Всех тех, когда во тьме безмерно зренье,
Не может свет, пустой среди огней,
утешен смертью быть и ждать спасенье.
На склонах лет – ни счастья, ни следов,
Лишь дремлет грустный ангел утешенья,
Рожденья в знаке Девы и Весов.
***
Случайных чаек белые штрихи,
Мгновение – в нём всё всегда случайно.
Осенний волн холодный малахит
И пены на камнях седой лишайник.
Костров далёких дым угадан, но
В нём таже неразгаданная тайна –
В одно с печалью соединено.
Сны танцовщиц Дега и Биржи хлам
Сотрут семиотические тропы,
Ныряя в листьев ржавые сугробы
К упавшим и засыпанным крестам.
Мир отступает ближе к зимней прозе,
В колючее пространство старых сосен,
К ночным, малознакомым берегам.
***
И Невский – декорация, и Смольный
Собор, и Эрмитаж, и Летний сад,
И кажущийся вечным листопад,
Танцующий в окне прямоугольном.
Осенняя распутица в душе,
Иду туда, где нет меня уже,
По бесконечной сцене жизни дольной.
В Нагорной проповеди «соль» и «фа»
В диатоническом круговороте
Зашифровали в красках, числах, нотах:
Санкт-Петербург – последняя строфа
Больной Европы, долгое мытарство,
От детских сказок горькое лекарство, –
Растрескавшийся у стены асфальт.
***
Мой старый двор. Прошло сто лет, сто зим.
Куда не брошу взгляд – всё мне знакомо.
Скамейка в листьях, проросли сквозь доски
Побеги клёна… Значит, быть живым –
Глазам оконным, уху подворотни
Ловить шаги по вечерам субботним,
Преображаясь в лёгкий, сладкий дым.
Я устаю влюбляться, после – злиться
На ставшие насквозь пустыми дни…
На тонкий лед еще слетают листья
Акации… Фонарные огни
Пытаются её утешить… тщетно…
Последний раз в закате полыхни,
стань, как и всё в округе, неприметной.
***
Лёд на окне. Пустой стакан. Трактир
Назвал же кто-то «Фёдор Достоевский».
Вчера звучали в нём смех и бурлески,
Сегодня поминают прежний мир.
Не фрески Дионисия, а тени,
Ведущие в холодный дом ступени,
И, к слову, не удавшийся гарнир.
Никчёмный разговор – дыра в стене,
Дым без огня, шрам на губе, что ноет,
Когда улыбкою итог подводишь,
Когда с самим собой наедине
Оставшись, смотришь в небо голубое,
Перетекающее вновь в ночное, –
В пустой стакан, в трактир, в лёд на окне.
***
По осени шаги не так легки,
Не так светло в душе, тревожны мысли…
До остановки наперегонки –
Трамвай и листья… Жёлтый ворох листьев.
Я не спешу. Куда идти? К кому?
Из полусвета, молча, в полутьму
По переулкам, от дождей осклизлым.
Осенние водовороты лет.
Не слышен смех из греческой альтанки.
Вокруг неё всё тише дни-подранки,
Клюют, как корку хлеба, тусклый свет
И понимают – в крыльях счастья нет,
и тяжела любовь. С её чеканкой
летит с деревьев листовая медь.
***
Мы – сновидения, в которых мы
Друг другу снились слишком откровенно.
Сны – это дверь в иное измеренье,
Смешение небес, тревог, сурьмы.
Проходит всё, ничто не исчезает.
Цветные стёкла треснувших мозаик
Об этом бы сказали, но немы…
Потёртый, неопрятный черновик,
В который, как в депо, спешат трамваи, –
Он тоже – сон. И сон – собачья стая;
Три тени, что у Спаса на Крови
Поют псалмы печали Петербургу;
Любовь, скользящая над переулком;
Смерть, шепчущая ей вослед: «Живи».
***
Мне снился сон: ребёнок во дворе
Играл с мячом из собственного сердца
И исполнял стремительное скерцо
Старик на скрипке из своих костей.
И женщина в платке, с лицом из пепла,
ко мне засохшим изогнулась стеблем:
– Купи, сынок, ещё немного дней…
Чтоб видеть тот же сон и те же стены,
Чтоб осознать, что холодна земля,
Бегут мгновенья-крысы с корабля
С названьем «Жизнь» в языческие пены.
Открыл глаза. Ребёнок во дворе
Играл с мячом. В бессрочном всеябре
Сон – репетиция перерожденья.
***
Вот зеркало, в котором Бродский видел
Своё лицо. Ответы не важны.
Два рыжих чемодана у стены
Чего-то ждут. Кивка из Атлантиды.
Обрывки фраз. Ещё сто дней молчи.
Ищи людей, а находи ключи
От комнат пэ-тэ-ушных общежитий.
На кухне – чайник закипел, недолго
Бунтуя против тьмы. Что ж, наконец
Тень Гамлета узрит в себе Отец
И пыли толстый слой на книжной полке.
Всё в той же чашке с кофе тонут дни.
В окно стучатся с улицы огни,
Зовут уйти (по свету) в самоволку.
***
А хватит ли мне памяти – «забыть»?
Надёжней средство от слепых волнений.
Беседка в парке – место вдохновений,
Найди её – и сможешь полюбить
В последний раз, как в первый. Мир видений
И утренний туман, речные тени,
Мне пишущие по воде: «Забыть
Жизнь, ставшую смешной». Засохла сыть
На берегу кисельном. Из мгновений
Легко сложить и аромат сирени,
И грустный голос флейты, и прослыть
Последним виночерпием имений,
В которых атрий чёрен от рожденья.
В нём вечность пьёшь, чтоб только всё забыть.
***
Необязательно душить пророков
Петлёй, пропахшей номером «Один»…
«Клайв Кристиан» – и в чёрном господин
По прихоти своей всегда жестоки,
Всегда слепы… Но это их беда.
От ледяной ступеньки до пруда –
Одна дорога мимо храма, Бога.
Все отвратительно сотворено.
Изнанками гниющая солома
У дома… От рассвета злого гнома
И до заката, пьющего вино,
Пускающего кольца дыма мимо
«Клайв Кристиана», в чёрном господина, –
В открытое предвечное окно.
***
Не навещают даже в светлых снах..
Подставила свою ладонь монстера.
Что нагадать ей? Мягкий свет торшера.
Ещё узор восточный на коврах
Не выцвел. Тени старого фурьера
Бросаются то к двери, то к окну,
Не веря в то, что всех спасает вера.
Наверно, что посею, то пожну.
За выдохом ещё не время вдоха.
И некому сказать, как было плохо
В сто первом сне, ведя свою войну
До превращенья в прах любого бога,
До непонятных образов в стихах, –
От безразличия до остального…
.
Свидетельство о публикации №125112805196