Современники о Николае Рубцове. Марлен Хуциев
... По странному обстоятельству стихи Рубцова и его имя для меня возникли очень давно, когда у меня была еще первая мастерская во ВГИКе. В одной из работ ребята пели «Звезду полей». Они сами подобрали мелодию под гитару. Я помню впечатление. Помню, как на экзамене вдруг установилась особая какая-то тишина в том момент, когда зазвучала эта песня. «Звезду полей» Рубцова я сравниваю с еще одним великим и любимым моим стихотворением – «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова. Стихи эти разные, но оба эти стихотворения вызывают у меня удивительное ощущение пространства родной земли… Вот вдумайтесь:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах 12 прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Это поразительно: «Сон окутал родину мою». Понимаете, вот сразу представляется такое огромное пространство страны. За этим сразу встает огромная земля, которая погружена в спокойный мирный сон. И я не могу читать без волнения эти стихи.
А дальше:
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая
Для всех тревожных жителей земли,
Вот, понимаете, не для благополучных, а для всех тревожных жителей земли, потому что в ней покой, в этой земле.
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Какой силы образ! Города не просто там где-то находятся, а, именно, «поднявшихся вдали». Это даже какая-то иконописная перспектива, живописная – они вдали, но они высоко стоят…
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Поразительно! Поразительные стихи!...Меня странным образом сталкивала судьба с именем Рубцова. Мы снимали вечер поэтов в Политехническом музее, документальный эпизод. Выходили люди, читали стихи… И там выступала одна девушка, оказалось впоследствии, что это та самая Дербина… Я и не мог тогда предполагать, что она сыграет столь трагическую роль в судьбе Рубцова. Но, тем не менее, это так.
Вот видите, какие странные противоположные перекрестья...
… Я ВООБЩЕ СТАВЛЮ РУБЦОВА В РЯДУ САМЫХ КРУПНЫХ НАШИХ ПОЭТОВ.
Я часто пытаюсь определить, что такое состояние счастья. Для меня состояние счастья - это, когда я думаю о том, что, вот, беру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Гоголя, и я понимаю, что мне повезло родиться вот там, где есть это, где оставлено это нам. Вот в этом для меня счастье. Хотя я люблю, естественно, не только русскую литературу, и очень много у меня любимых писателей. Но вот это состояние счастья, которое я испытываю, когда открываю великих русских писателей, я не испытываю, когда читаю другие, даже величайшие произведения…
И, КОГДА Я ОТКРЫВАЮ РУБЦОВА, Я ИСПЫТЫВАЮ ТАКОЕ ЖЕ ЧУВСТВО СЧАСТЬЯ.
Из интервью. Запись 2005 г. Москва
---—
Марлен Мартынович ХУЦИЕВ ( 4 октября 1925, Тифлис - 19 марта 2019, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог. Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Наиболее известные фильмы режиссёра:
1956 — Весна на Заречной улице (совместно с Ф. Е. Миронером)
1958 — Два Фёдора
1964 — Застава Ильича
1966 — Июльский дождь
(Информация из интернета).
----
Фото: Марлен Мартынович ХУЦИЕВ ( 4 октября 1925, Тифлис - 19 марта 2019, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог.
Свидетельство о публикации №125112803158