Онтология воплощенной математики

Онтология воплощённый математики: к критике концепции мультивёрса.


Аннотация:

 В статье предлагается критика спекулятивных моделей мультиверса (на примере теории М. Тегмарка) и излагается альтернативная монистическая онтологическая модель — «Космология Опыта». Модель постулирует Абсолют как бесконечное математическое множество, имманентно стремящееся к самоорганизации и генерации сознания. Пространственно-временной континуум интерпретируется как производная сложной математической структуры, воплощенной Абсолютом с целью получения качественного опыта. Ключевым тезисом является обратное влияние конечных «личностных» модусов сознания на Абсолют, что трансформирует его из статичного потенциала в динамическую систему, эволюционирующую через накопленный опыт.

Ключевые слова: Абсолют, космология, сознание, панпсихизм, математическая вселенная, мультиверс, телеология, опыт, личность.

***

1. Введение:

 Критика спекулятивной онтологии мультиверса.

Современные космологические модели, пытающиеся решить проблему «тонкой настройки» Вселенной, нередко прибегают к гипотезе мультиверса — существованию бесчисленного множества миров с различными физическими законами [1]. Одной из наиболее радикальных версий является теория математической вселенной Макса Тегмарка, утверждающая, что всякая непротиворечивая математическая структура физически реализована в неком параллельном мире [2].
Несмотря на кажущуюся элегантность, данный подход страдает от фундаментальной методологической проблемы — неоправданного умножения сущностей (бритва Оккама). Постулирование бесконечного множества ненаблюдаемых вселенных представляет собой спекулятивный скачок, который, по сути, переносит проблему объяснения из сферы наблюдаемой реальности в сферу непроверяемого умозрения.
В данной статье предлагается альтернативная онтологическая модель, которая, сохраняя ключевую роль математики как субстрата реальности, обходится без гипотезы мультиверса, вводя вместо нее принцип целенаправленной самоорганизации Абсолюта и обратной связи с порожденными им модусами сознания. Данная модель получила название «Космология Опыта».

2. Онтологический фундамент: Абсолют как актуальная математическая бесконечность.

 Исходным пунктом модели является переопределение понятия «ничто». Вместо пустоты или небытия, мы постулируем существование Абсолюта — вечного, несотворенного и самотождественного континуума, тождественного полному и актуально бесконечному Математическому Множеству всех возможных структур, отношений и теорем. Это не мир платоновских идей, существующий отдельно, а самодостаточная и единственная реальность в своем основном состоянии.
Абсолют, однако, не статичен. Его фундаментальным имманентным свойством является стремление к самоорганизации. Этот принцип, аналогичный аристотелевской энтелехии, приводит к «кристаллизации» из потенциального множества — конкретной, непротиворечивой и устойчивой математической структуры, которая и является фундаментом нашей Вселенной. Пространство-время, материя, энергия — все это вторичные эпифеномены, производные от этой воплощенной математики. Таким образом, пространство действительно является иллюзорной, хотя и строго детерминированной, интерпретацией лежащих в его основе абстрактных отношений.

3. Генезис сознания: от паттерна к личности.

Ключевым отличием «Космологии Опыта» от иных материалистических или пантеистических моделей является тезис о том, что паттерн сознания не возникает как продукт сложной материи, а изначально заложен в Абсолют как вектор его самоорганизации. Сознание есть фундаментальный паттерн Абсолюта, одна из целей его воплощения.
Биологические и иные сложные системы (от мицелия до нейросетей) выступают не генераторами, а ресиверами (приемниками) или «интерфейсами» для этого паттерна. Мозг высокого уровня сложности представляет собой «аппаратное обеспечение», достаточное для стабильной «загрузки» паттерна сознания и его индивидуализации.
Этот процесс можно уподобить установке операционной системы на физический носитель: ОС (сознание) не является продуктом «железа» (мозга), но требует его для своего функционирования в конкретной реальности.
Целью данного воплощения является получение качественного опыта (qualia). Абсолют, будучи чистой математической потенцией, лишенный ограничений и конечности, не способен к переживанию. Создание конечных, ограниченных «точек восприятия» — личностей — позволяет ему познавать себя через призму страдания, радости, красоты, любви и выбора.

4. «Космология Опыта»: обратное влияние и со-творчество

Наиболее радикальный тезис модели заключается в том, что цикл взаимодействия не является линейным. Смерть физического тела («теневой формы») не означает аннигиляцию индивидуального сознания. Опыт, накопленный личностью — квинтэссенция ее выборов, переживаний и сформированной воли — возвращается в Абсолют.
Этот процесс не является простым «прибавлением данных». Личность, прошедшая горнило воплощенного существования, обладает концентрированной волей — уникальным, стабильным информационно-энергетическим паттерном. Возвращаясь, она оказывает обратное влияние на Абсолют, выступая в роли со-творца.
Таким образом, Абсолют не остается неизменным. Он эволюционирует, обогащается, усложняется за счет накопленного всеми личностями опыта. Это превращает его из статичного потенциала в живую, динамическую систему. Последующее воплощение (или акт нового творения) происходит уже на основе этого обогащенного, измененного Абсолюта. Каждая личность, таким образом, вносит свой уникальный вклад в метафизическую архитектуру реальности, созидая мир «на свой манер» — не через механику вселенной, а напрямую, через акт своей концентрированной воли.

5. Выводы и философские импликации
Предложенная модель «Космологии Опыта» предлагает решение ряда философских проблем:

1. Проблема тонкой настройки: Объясняется не случайностью в мультиверсе, а целенаправленной самоорганизацией Абсолюта, стремящегося к генерации опыта.
2. «Трудная проблема сознания»: Снимается, так как сознание постулируется как первичный паттерн, а не производное материи.
3. Проблема смысла: Наделяет существование каждой личности универсальным смыслом — она является органом самопознания и со-творчества Абсолюта.
«Космология Опыта» представляет собой синтез математического монизма, панпсихизма и телеологии, предлагая стройную и эстетически завершенную картину мира, в которой конечное и бесконечное, личное и безличное, бытие и небытие вступают в диалектическое взаимодействие, целью которого является бесконечное обогащение самого фундамента реальности.

***
Литература:
1. Greene, B. The Hidden Reality: Parallel Universes and the Deep Laws of the Cosmos. – 2011.
2. Tegmark, M. Our Mathematical Universe: My Quest for the Ultimate Nature of Reality. – 2014.
3. Chalmers, D. J. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. – 1996.
4. Whitehead, A. N. Process and Reality. – 1929.


Рецензии