Гимн к Богу. Адам Нарушевич

Оригинал (польский текст в адаптированной записи без диакритики):

Hymn do Boga
Autor: Adam Naruszewicz

Nie umieszczona w smiertelnym rozumie,
Co swiat dzwignawszy, rz;dzisz wszytkowladnie,
Sprawczyni wieczna, o ktorej czlek umie
To tylko mowic, ze nigdy nie zgadnie.

Pochwaly moje i wytworne pienia
Coz wzgledem ciebie sa, ogromny Panie?
Pozbywa kropla z istota imienia,
Gdy sie w bezdennym zamknie oceanie.

Ty sam znasz siebie, bos Bog: ty sam sobie
Niechybnym celem kochania i czesci.
Ja, lichy zlepek, prozno sie sposobie;
Nigdy sie wiecznosc w czasie nie pomiesci.

Oddaje-ci jednak, Tworco, hold powinny,
Wiedzac, zem czynem twojego ramienia;
Jeslis mie stworzy; ze znikomej gliny,
Nie gardz danina marnego stworzenia.

Co mam, to twoje: wszytko ci oddawa
Pokorny umysl, wdzieczny za twe dary;
Jesli w szczegolnych czego nie dostawa,
Wez mie calego w zupelnosc ofiary.

https://poezja.org/wz/Adam_Naruszewicz/29916/Hymn_do_Boga

Источник: https://poezja.org

Поэтический перевод выполнил Даниил Лазько с польского языка на русский язык:

Гимн к Богу.
Адам Нарушевич.

I.
Ты смертному уму непостижима,
Что мир воздвигла и царишь всевластно,
Творительница вечная, незрима!
Постичь Тебя стремиться нам напрасно.

II.
Что значат пред Тобой, Господь великий,
Мои хвалы и гимнов воспеванья?
В бездонном океане многоликом
Теряет капля сущность и названье.

III.
Ты знаешь лишь Себя, затем что — Бог,
Себе Ты цель любви и почитанья.
Я, бренный ком, постичь Тебя не смог:
Не вместится вечность в миг земного странствия.

IV.
Творец, я приношу Тебе поклон,
Я знаю - я творенье рук священных.
Пусть из ничтожной глины создан он —
Не отвергай даров моих смиренных.

V.
Всё, что имею — Твоё: благодаря,
Смиренный ум всё отдаёт в даренье.
Коль в частностях неполон мой алтарь —
Возьми меня всего как приношенье.

 ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ "HYMN DO BOGA" АДАМА НАРУШЕВИЧА
 
---

 1. ТЕМА И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

 Центральная тема: Непостижимость Бога и покорность человека

Стихотворение Нарушевича представляет парадоксальную диалектику познания:

```
Nie umieszczona w ;miertelnym rozumie,
[...] o kt;rej cz;ek umie
To tylko m;wi;, ;e nigdy nie zgadnie.
```

Философский парадокс:
- Человек знает, что не может познать Бога
- Разум осознаёт собственную ограниченность
- Это типично для апофатического богословия (via negativa)

 Связь с естественным богословием (theologia naturalis):

Элементы рационального теизма:
- Бог как "Sprawczyni wieczna" (Вечная Творительница) — акцент на разумной Первопричине
- "Rz;dzisz wszytkow;adnie" — признание божественного провидения (не деизм!)
- Познание через творение (";wiat d;wign;wszy") — но не отрицание откровения

НО: Нарушевич НЕ деист:
- ; Сохраняется молитвенное обращение ("ogromny Panie")
- ; Признаётся божественное управление миром
- ; Возможен диалог с Богом через жертву

Точная характеристика: Рациональный теизм католического Просвещения — синтез естественного богословия (разум познаёт Бога через природу) и сверхъестественного откровения (Бог остаётся Личностью).

---

 2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ: ЛОГИКА РАЗВИТИЯ МЫСЛИ

 Пятиступенчатая композиция:

| Строфа | Движение мысли | Логическая функция |
|--------|----------------|-------------------|
| I | Утверждение непостижимости | Тезис (thesis) |
| II | Ничтожность человеческих хвал | Антитезис (величие Бога vs малость человека) |
| III | Бог познаёт только Себя | Развитие антитезиса (самодостаточность Бога) |
| IV | Несмотря на ничтожность, приношу дар | Синтез (synthesis) — акт веры |
| V | Полное самоотречение | Завершение — мистическое растворение |

Эта структура может быть интерпретирована как диалектическая (характерная для философской лирики Просвещения):
1. Проблема ; 2. Её усложнение ; 3. Разрешение через действие

---

 3. КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ И ИХ ФУНКЦИЯ

 Образ 1: Капля в океане (строфа II)

```
Pozbywa kropla z istot; imienia,
Gdy si; w bezdennym zamknie oceanie.
```

Анализ образа:
- Капля = индивидуальное человеческое "я"
- Океан = бесконечность Бога
- "Pozbywa z istot; imienia" = теряет сущность и имя

Философский контекст:

Этот образ отсылает к мистической традиции:

1. Плотин (неоплатонизм): душа растворяется в Едином
2. Майстер Экхарт (немецкая мистика): "Gottheit" (Божество) поглощает индивидуальность
3. Спиноза: человек как modus (модус) бесконечной субстанции

НО: У Нарушевича это не пантеизм:
- Капля не становится океаном
- Она теряется в океане (сохраняется различие Творца и творения)

Функция: Выразить предельное смирение без еретического растворения в Боге.

---

 Образ 2: "Lichy zlepek" (жалкий комок) — строфа III

```
Ja, lichy zlepek, pr;;no si; sposobi;
```

Анализ:
- Lichy = ничтожный, убогий, жалкий
- Zlepek = комок, слепок, склейка (нечто составленное из частей)

Библейская аллюзия:
- Быт. 2:7: "И создал Господь Бог человека из праха земного"
- Человек как материальный конструкт (zlepek = слеплен из глины)

Барочная эстетика:
- Memento mori: напоминание о тленности
- Контраст высокого (Бог) и низкого (человек как комок)
- Характерно для польского барокко (ср. Миколай Сэп-Шажиньский)

---

 Образ 3: Жертвоприношение (строфа V)

```
We; mi; ca;ego w zupe;no;; ofiary
```

"W zupe;no;; ofiary" = в полноту жертвы

Богословский контекст:
- Ветхий Завет: всесожжение (holocaust) — полная жертва Богу
- Новый Завет: Рим. 12:1 — "представьте тела ваши в жертву живую"
- Католическая традиция: мистика самоотречения (Иоанн Креста)

Функция: Превратить поэтический акт в литургический жест.

---

 4. ЯЗЫК И СТИЛИСТИКА: БАРОККО + КЛАССИЦИЗМ

 Барочные элементы:

| Приём | Пример | Функция |
|-------|--------|---------|
| Антитеза | "wieczno;;" vs "czas" | Контраст временного и вечного |
| Оксюморон | "lichy zlepek" приносит дар | Парадокс смирения и достоинства |
| Гипербола | "bezdennym oceanie" | Усиление величия Бога |
| Апострофа | "ogromny Panie", "Tw;rco" | Эмоциональная интенсивность |

Барочная риторика создаёт эмоциональное напряжение, типичное для религиозной лирики XVII–XVIII вв.

---

 Классицистические элементы:

| Приём | Пример | Функция |
|-------|--------|---------|
| Симметрия | 5 строф ; 4 строки, ABAB | Рациональный порядок |
| Ясность | Логическое развитие мысли | Просветительская дидактика |
| Универсализм | Абстрактные понятия (вечность, время) | Общечеловеческая проблематика |
| Сдержанность | Нет мистических экстазов | Рациональный контроль эмоций |

Классицизм обеспечивает интеллектуальную ясность и педагогическую функцию.

---

 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

 Нарушевич как иезуит и придворный поэт

Двойная роль:
1. Иезуит: защита католической ортодоксии
2. Просветитель: рационализация веры

Как это проявляется в "Hymn do Boga":

; Иезуитская традиция:
- Духовные упражнения (exercitia spiritualia) св. Игнатия Лойолы
- Медитация на контрасте величия Бога и ничтожества человека
- Акт полного посвящения (oblatio sui)

; Просветительский рационализм:
- Бог познаётся через разум ("Ty sam znasz siebie, bo; B;g")
- Нет апелляции к мистическому опыту (как у барочных мистиков)
- Логическая структура вместо эмоциональных всплесков

Вывод: "Hymn do Boga" — попытка примирить веру и разум в духе католического Просвещения.

---

 6. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА: ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ

 Центральный парадокс (строфа III):

```
Nigdy si; wieczno;; w czasie nie pomie;ci
```

Анализ:
- Wieczno;; (вечность) = бесконечная длительность, божественное бытие
- Czas (время) = конечная последовательность, человеческое бытие
- Nie pomie;ci = не вместится

Философские параллели:

| Философ | Концепция | Связь с Нарушевичем |
|---------|-----------|---------------------|
| Боэций | Aeternitas vs tempus | Вечность как "всё сразу" |
| Августин | Время — творение Бога | Бог вне времени |
| Кант | Время как форма чувственности | Бог непознаваем в категориях времени |

У Нарушевича: Это не метафизическая спекуляция, а экзистенциальная драма:
- Человек заключён во времени (строфа III: "Ja, lichy zlepek")
- Поэтому не может постичь вечность
- Остаётся только вера и самоотдача (строфа V)

---

 7. ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ: "SPRAWCZYNI"

 Проблема: Бог в женском роде?

```
Sprawczyni wieczna, o kt;rej cz;ek umie
```

Sprawczyni = творительница (женский род от sprawca — творец, деятель)

Возможные интерпретации:

1. Грамматическая необходимость:
   - Нужна рифма к "rozumie" (в разуме)
   - Sprawczyni даёт окончание -i, рифмующееся с -ie

2. Богословская традиция персонификации божественных атрибутов:
   - Sophia (греч. ;;;;;, евр. Хокма) в Притч. 8:22–31 — не сам Бог, а персонифицированная Премудрость как божественный атрибут или творческая сила
   - В восточнохристианской иконографии: Софиевские храмы изображают Премудрость в женском образе
   - В польской барочной поэзии: традиция персонификации божественных качеств (Sapientia, Providentia) в женском роде
   - Важно: Использование женского рода для божественного атрибута не означает феминизации Бога-Творца, но позволяет поэтически варьировать образность

3. Философия Просвещения:
   - Natura (Природа) как женская творческая сила
   - У рационалистов: Бог = Природа = женский принцип

Вывод: Это не феминизация Бога, а стилистический приём, укоренённый в традиции персонификации божественных атрибутов.

---

 8. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: НАРУШЕВИЧ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 Параллели с английской метафизической поэзией:

Джон Донн, "A Hymn to God the Father" (1633):
```
Wilt thou forgive that sin where I begun,
Which was my sin, though it were done before?
```

Общее:
- Прямое обращение к Богу
- Осознание собственной греховности
- Риторические вопросы

Различие:
- У Донна: драматический диалог (Бог отвечает)
- У Нарушевича: монолог смирения (Бог молчит)

---

 Параллели с немецкой пиетистской лирикой:

Пауль Герхардт, "Befiehl du deine Wege" (1653):
```
Befiehl du deine Wege
Und was dein Herze kr;nkt
Der allertreusten Pflege
Des, der den Himmel lenkt.
```

Общее:
- Полное вручение себя Богу
- Смирение перед божественным промыслом

Различие:
- У Герхардта: утешение (Бог заботится)
- У Нарушевича: апофатическая дистанция (Бог непостижим)

---

 9. ВЛИЯНИЕ НА ПОЛЬСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

 "Hymn do Boga" как переходное произведение:

От барокко к романтизму:

| Барокко (XVII в.) | Нарушевич (1778) | Романтизм (XIX в.) |
| Мистический экстаз | Рациональное смирение | Эмоциональный порыв к Богу |
| Чувственная образность | Абстрактная метафизика | Природа как откровение Бога |
| Контрреформация | Просвещённый католицизм | Мессианизм (Мицкевич) |

 Влияние на романтиков (с конкретными примерами):

1. Юлиуш Словацкий — "Testament m;j" (1839):

```
S;owo moje jest s;o;cem, przez Boga w tem kraju
Postawionych na stra;y u przedwiecznych bram
```

Перекличка с Нарушевичем:
- Та же тема самоотдачи ("We; mi; ca;ego" ; "s;owo moje")
- Поэт как жертва во имя высшей цели

---

2. Адам Мицкевич — "Do M***" (1820-е):

```
Precz z moich oczu!... pos;ucham twej modlitwy:
B;dziesz mi ;wiat;em na drodze b;;d;w
```

Параллель:
- Обращение к божественной силе в момент экзистенциального кризиса
- Признание собственной ничтожности перед Абсолютом
- Но у Мицкевича больше эмоции, у Нарушевича больше рефлексии

---

3. Зигмунт Красиньский — "Przed;wit" (1843):

```
Bo ja wiem, ;em jest prochem — wiem, ;em jest nikim
```

Прямая перекличка:
- "Ja, lichy zlepek" (Нарушевич) ; ";em jest prochem" (Красиньский)
- Та же библейская образность праха/глины
- Но у Красиньского это мессианская драма, у Нарушевича личная молитва

---

 10. РЕЦЕПЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

 Почему "Hymn do Boga" важен?

1. Синтез эпох:
   - Барочная эмоциональность + просветительский рационализм
   - Мистика + философия
   - Иезуитская традиция + естественное богословие

2. Универсальная проблематика:
   - Вопрос о границах познания (актуален до сих пор)
   - Экзистенциальное одиночество человека перед Абсолютом
   - Поиск смысла через самоотдачу

3. Литературное мастерство:
   - Совершенная форма (симметрия, рифма, ритм)
   - Глубина содержания (философия, богословие, психология)
   - Эмоциональная сдержанность (классицистический идеал)

---

 Данные о публикации и рецепции:

Прижизненные издания:
- Первая публикация: сборник "Poezje r;;ne" (1778)
- Вошло в "Wyb;r poezji" (1788) — при жизни автора

Рецепция современников:
- Станислав Август Понятовский (король-мецена): ценил за соединение благочестия и просвещённости
- Игнацы Красицкий (поэт-сатирик): отмечал классическую строгость формы
- Критики XVIII века: относили к высокой одической традиции (наследие Горация)

Позднейшая судьба:
- XIX век: включалось в школьные хрестоматии как образец религиозной лирики Просвещения
- XX век: анализировалось в контексте перехода от барокко к классицизму (работы Юлиана Кшижановского)
- XXI век: новый интерес в связи с исследованиями иезуитской духовности в польской литературе

Переводы:
- На немецкий (1820-е, в контексте интереса к славянским литературам)
- На русский — спорадические переводы в антологиях польской поэзии
- Нет канонического перевода на основные европейские языки (в отличие, например, от Мицкевича)

---

 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

 "Hymn do Boga" — шедевр польской религиозной лирики XVIII века

Достоинства:
- ; Философская глубина
- ; Совершенство формы
- ; Синтез традиций (барокко + классицизм + Просвещение)
- ; Универсальность проблематики

Ограничения:
- ; Эмоциональная сдержанность (может показаться холодной)
- ; Абстрактность (мало конкретных образов)
- ; Дидактизм (типичный для эпохи)

Место в истории литературы:
- Вершина польского классицизма
- Мост между барокко и романтизмом
- Пример просвещённого католицизма

---

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Hymn do Boga" Адама Нарушевича — это не просто религиозное стихотворение, а философская медитация на тему границ человеческого познания и достоинства смирения. В эпоху, когда Просвещение бросало вызов традиционной религии, Нарушевич нашёл способ примирить разум и веру, не впадая ни в атеизм, ни в фанатизм.

Его гимн остаётся актуальным как пример интеллектуального смирения — признания того, что есть реальности, превосходящие наше понимание, и что это не повод для отчаяния, а основание для благодарности и самоотдачи.

---

 БИБЛИОГРАФИЯ

 Издания текста:
- Naruszewicz, Adam. Poezje r;;ne. Warszawa, 1778.
- Naruszewicz, Adam. Wyb;r poezji. Ed. by T. Mikulski. Wroc;aw: Ossolineum, 1954.

 Исследования:
- Klimowicz, Mieczys;aw. O;wiecenie. Warszawa: PWN, 1972.
- Kostkiewiczowa, Teresa. Klasycyzm — sentymentalizm — rokoko. Warszawa: PWN, 2003.
- Krzy;anowski, Julian. Dzieje literatury polskiej. Warszawa: PWN, 1969.

 Философско-богословский контекст:
- Lossky, Vladimir. The Mystical Theology of the Eastern Church. Cambridge: James Clarke & Co, 1957.
- Dupr;, Louis. The Enlightenment and the Intellectual Foundations of Modern Culture. Yale UP, 2004.

 Сравнительный контекст:
- Martz, Louis. The Poetry of Meditation. Yale UP, 1954.
- Lewalski, Barbara. Protestant Poetics and the Seventeenth-Century Religious Lyric. Princeton UP, 1979.


Теги: стихотворение, гимн, перевод, поэтический перевод,
Бог, религия, духовность, молитва, вера, философия,
Adam Naruszewicz, польская поэзия, XVIII век, классицизм,
польская литература, польская поэзия, польский классицизм,
переводчик, литературный анализ


Рецензии