Коломенские дневники 4. Пятницкие ворота

 
#школа_сонета_литературные_практики
#коломенский_сонет



ПЯТНИЦКИЕ ВОРОТА

«Извозчики, ожидавшие седоков, лениво переговаривались, покуривая трубки. Рядом деревенские бабы раскладывали свой товар – лукошки с ягодами, связки сушеных грибов, пирамидки лесных орехов и стручков гороха. Воздух был наполнен запахами свежего сена, конского навоза и дыма из печных труб. Древность давно стала частью быта, обыденной и непримечательной.» (Савва Суров. «Коломенские нравы». 1902)


Дождь мочит стены, и кирпич темнеет.
«Запёкшаяся кровь» – достойный цвет. 
В тумане еле виден силуэт
Сто первых древних врат в Гиперборею.

Ноябрьской ночи иней на домах,
Как сахар на подовых калачах.

Обыденные, мелкие заботы –
В щепотке соли, что  кладут в квашню,
Прочесть молитву, помянуть родню,
Дела все переделать до субботы.

Пройти под аркой Пятницких ворот
Туда-обратно, шаг-стежок, стук капель
По дранке крыш… Не время – а этапы
Всех перехожих каликов сирот.


«Вечер размывал очертания Пятницких ворот, превращая их массивные формы в зыбкое видение. Последний луч солнца скользнул по верхнему ярусу кладки, зажег на мгновение кирпичи, и тут же погас, уступив место наступающей синеве. Густые, длинные тени    текли из-под арки, заливая мощённую мостовую. Воздух, напоенный запахом дымчатых сумерек казалось, дрожал, колеблемый невидимым дыханием. Закатные всполохи сливались с отсветами   на стеклах ближайших домов, с блёстками инея в трещинах камня, создавая единую, сиюминутную симфонию света. Фигуры прохожих, спешащих к ужину, становились бесплотными силуэтами. Не было ни прошлого, ни будущего – только миг, застывший между днем и ночью, в котором древние ворота были не твердыней, а грёзой, сотканной из сумеречных красок и мимолетных впечатлений. Обыденность – вечер, свеча, возвращение домой – становилась волшебной, теряя четкие границы и обретая зыбкую, неуловимую душу.» (Савва Суров. «Коломенские нравы». 1902)


Рецензии