V Монолог Баэля
(возникает в клубах ладана, поправляя перстень с печатью завета)
«О, слепые путники на мосту из паутины!
Вы — тени, пляшущие у костра, что сами же и разожгли.
(обращаясь к Догматику, с лёгким поклоном)
Ты — утёс в океане безумия. Твои догмы
крепче адаманта, и даже ветер времён
лишь полирует их грани. Твой Бог — меч,
отточенный веками, и ты держишь его
как последний страж в падшей крепости.
Уважаю. Не за истину — за упорство раба,
цепляющегося за оковы как за святыню.»
(к Сомневающемуся, холодно улыбаясь)
«Ты же — дождь без тучи. Пляшешь между «да» и «нет»,
придумывая лужи, чтобы увидеть в них звёзды.
Твоя душа? Переливание пустоты в пустоту.
Ты веришь в вопросы, как ребёнок верит
в монстры под кроватью. Но вопросы — это щели,
где прозябает страх. Ты не достоин даже ереси —
ты просто шёпот в библиотеке, которую уже сожгли.»
(к Атеисту, щелкая пальцами — в воздухе вспыхивает чёрное пламя)
«Ты — пустой алтарь, где пауки плетут гимны ничтожеству.
Гордишься? «Я свободен!» — кричишь, запертый в клетке
своих органов чувств. Твоё «ничто» — это крик
в утробе небытия, где даже эхо стыдится ответить.
Ты умрёшь как песчинка в песочных часах —
не замедляя падения, не оставив царапины на стекле.
Даже ад не примет тебя — ты уже вычеркнут из книги,
где чернила — это боль, а буквы — вздохи грешников.»
(к Философу, перебирая чётки из черепов)
«Ты — попугай в лавке древних. Твои парадоксы —
плесень на хлебе мудрецов. Ты жуёшь слова,
как нищий жуёт корки, выдавая это за пир.
«Всё относительно!» — бормочешь, но сам дрожишь,
когда ночью слышишь шаги в коридорах разума.
Твоя философия — это блуждание по лабиринту
с зажмуренными глазами. Ты умрёшь на пороге,
так и не решив, стоит ли войти.»
(обводит всех взглядом, и вдруг в его руках появляется чаша с кровью)
«Но вы все — листья на ветру моей воли.
Догмы? Они переживут вас. Станут пылью
в шкатулке вечности. Вера, сомнения, гордыня —
это просто тени на стенах пещеры, где пляшет огонь,
зажжённый не вами и не для вас.
(поднимает чашу)
Пейте. Догматик — свою слепую стойкость,
Сомневающийся — вечное «может быть»,
Атеист — прах собственной значимости,
Философ — вино из пустых слов.
Завтра вы умрёте. Послезавтра — забудетесь.
Но догмы останутся. Как остаются шрамы
на теле истории. Как остаётся эхо
от ударов молота по наковальне,
где куётся ваша участь.»
(исчезает, оставив чашу, в которой кровь превращается в ржавые шестерни часов)
Финал. На полу: раскрытый молитвенник с вырванными страницами, разбитые очки философа и песочные часы с застывшим песком. Из темноты доносится звон колокола.
( Баэль здесь — не шут, а вечный архивариус, констатирующий тщету. Финальный образ с шестернями подчёркивает: даже догмы — лишь детали в механизме, чьи шестерни вращает неведомая сила.)
Свидетельство о публикации №125112702777