IV Танец пыльных ангелов
[Полуразрушенная часовня«У Последней Истины». Кладбище. Надгробия, кресты. Мессир Баэль жонглирует черепами, напевая отрывки мессы]
Баэль (Сомневающемуся, протягивая зеркало):
"Вот твоя душа — треснутое стекло,
где лицо распадается на семь «почему».
Ты ищешь Бога? Посмотри в него —
он сейчас чихает от твоих слез.
Дух? Это пар от супа, который
никогда не сварится! Ха!
Ты — дитя, потерявшее соску-веру
в метро между станциями «Да» и «Нет».
Возьми мой совет: выпей луну из стакана,
и она станет твоим единственным
светильником в этом тупике.
Но не плачь — даже трещины поют,
если в них дует ветер отчаяния."
Сомневающийся (разбивает зеркало):
"Я... я не хочу быть осколком!
Дайте мне целое небо, даже если оно вранье!
Но как собрать пазл из дождя и воплей?
Может, душа — это просто привычка
к страданию? Мессир, вы же знаете...
Нет, не говорите! Я сам —
слепой щенок под диваном мироздания.
Но даже щенки верят в солнце...
Хотя лижут только лужи.
Где ответ? В вине? В псалмах?
В глазах прохожего, который
сплюнул в мою разбитую душу?"
Баэль (Догматику, надевая ему на голову горшок с геранью):
"Ты — садовник абсурда! Твои догмы
цветут, как грибы после лживого дождя.
«Бог сказал!» — кричишь ты, но это
твой желудок урчит от страха.
Рай? Ха! Это твой чердак,
где ты прячешь нагую святость!
Смотри — твой «абсолют» протекает,
как дырявая крыша над нищим.
Ты бьешь тростью по лужам,
но это твое отражение бьет тебя
по морде истории. Умри тихо —
твои кости станут удобрением
для моих новых анекдотов о вере."
Догматик (рвет на себе молитвенный пояс):
"Я... я не... (задыхается) Это провокация!
Сатана в костюме Арлекина! Ваши слова —
гвозди в крышке моего гроба!
Но я воскресну! Я... (падает на колени)
Господи, почему Ты молчишь?
Или это Ты смеешься в трубку
старого телефона исповеди?
Я больше не слышу гудков...
Только шум крови в висках...
Баэль (Атеисту, вручая пустую рамку):
"Вот твой портрет — идеально пуст!
Ты гордишься этим? «Я — разум! Я — плоть!»
Но твоя плоть пахнет страхом, как тухлая рыба.
Ты отрицаешь ад? Тогда почему дрожишь,
когда лифт застревает между этажами?
Твоя «реальность» — это шкаф,
где висят только твои костюмы-маски.
Умри — станешь удобным аргументом
для тех, кто верит в «ничто».
Но даже смерть тебя обманет —
ты проснешься в сне, который
не сможешь объяснить. Ха!
Прими мой тост: «За ничто!»
Но не плачь — даже ничто плачет."
Атеист (роняет рамку):
"Я... я не боюсь! Ваши сказки —
детский лепет вселенной.
Да, я умру — как лампа гаснет,
без аплодисментов. Но вы...
вы — пыль на моих часах!
Мессир, вы — клоун без цирка,
ваш ад — декорация для тех,
кто любит жевать трагедию.
Но я... (смеется) Я выпью вашу тьму
как кофе! Горько? Зато бодрит!
А после умру — и даже
не оставлю вам на память огурец."
Баэль (Философу, рисуя в воздухе шахматную доску):
"Ты — пешка, которая думает, что ферзь!
Твои парадоксы — детские каракули
на полях великой книги, которую
никто не читает. «В чем смысл?»
Ха! Это игра для крыс!
Ты смеешься? Смейся громче —
твой смех — лучшая музыка
для моего ресторана абсурда!
Сыграем? Ты — конь, я — смерть,
но мы оба знаем: партия
предрешена. Шах!
Но не грусти — даже мат
может быть красивым,
если поставить его с улыбкой."
Философ (переворачивает доску):
"Прекрасно! Я обожаю проигрывать —
это единственный честный итог.
Мессир, вы — гениальный клоун
в цирке без зрителей. Ваша тьма —
просто отсутствие фонаря.
Но знаете, что смешнее всего?
Даже вы — часть вопроса,
на который нет ответа.
Давайте выпьем за это!
За то, что мы все —
рифмы в плохом стихотворении,
которое пишет пьяный мессир.
[Все замирают. Внезапно гаснет свет. Когда он вспыхивает вновь, Баэль исчезает. Остаются только пустые бокалы и четыре тени на стене.]
Сомневающийся (подбирая осколки зеркала):
"Я — пазл из вопросительных знаков.
Каждый осколок режет, но в крови
я ищу свое отражение. Может, Бог —
это тот, кто плачет, глядя на мои руки,
истекающие «почему». Но я все еще верю —
даже в трещинах живет свет.
Я буду собирать себя, пока пальцы
не сотрутся в пыль. А потом —
начну сначала."
Догматик (разглядывая разорванную книгу):
"Страницы стали крыльями моли.
Я больше не вижу букв — только дыры,
где раньше жили истины. Мой Бог...
Он теперь молчит, как телефонная будка
на краю мертвого города. Я стучу —
но эхо возвращается пустотой.
Может, я стал этой пустотой?
Нет, я... я буду молчать.
Потому что в тишине
даже ложь звучит как молитва."
Атеист (разглядывая пустую рамку):
"Я — портрет, который стер сам себя.
Но разве это плохо? Пустота —
лучший холст. Я буду рисовать ветром,
пить дождь из лужиц, смеяться
над вашими «душами», как над старыми анекдотами.
Смерть? Она — мой последний эксперимент.
Если я исчезну — значит, я был прав.
Если нет... Ха! Тогда я научусь
танцевать на ваших алтарях."
Философ (поднимая опрокинутую доску):
"Шахматы? Нет, мы играли в прятки
с собственными тенями. Мессир проиграл —
он забыл, что смех тоже часть уравнения.
Я буду писать трактаты на салфетках,
пить вино с призраками и искать
красоту в трещинах. Бог? Возможно,
он — наш общий псевдоним.
Но это неважно. Важно, что
пешка, превратившаяся в ферзя,
все равно в конце попадает в коробку.
А я... я просто переставлю фигуры
и начну новую партию с ветром."
[Занавес. На полу — осколки, пустая рамка и пятно вина в форме вопросительного знака.
Яркая вспышка и прямо над ними появляется небольшая площадка, вся окутанная дымом ладана]
Свидетельство о публикации №125112702749