Вороний облик дамы в чёрном
Вороний облик дамы в чёрном –
Должно быть, вдовий в непритворном.
И дом, согласный с ней во всём,
Как будто замок, вознесён.
Одной унылостью осенней
Полны угодья, ржавый лист
Не шелестит о воскресенье,
Слетая, хрупок и игрист.
Не будет яростных морозов
Иль обольщения тепла.
Вдова идёт, читая прозу,
И рукава, как два крыла.
Они опущены, но где-то
Наговорить ей дождь спешит.
Душа – без слёз, но до рассвета
Ещё движенье совершит.
Она закроет жизнепрозу,
Откроет томики стихов.
И герметическую розу*
Деяньем вырвет из оков.
Алхимик умер, я – алхимик!
Пусть одинока и одна.
«Но дай мне имя, дай мне имя!»**
Ещё услышу, влюблена.
*алхимический символ
**цитата из Мандельштама
Стих посвящён женам и спутницам алхимиков, разделяющих с ними их Делание. Для такого делания всегда нужны были двое: как два элемента - во всём, так и два человека, чтоб непрестанно, не засыпая, наблюдать за процессом. А процесс воистину велик, таинственен и прекрасен! Читаю книгу об алхимиках, и то, что всегда чувствовала – подтверждается.
Давно не писала стихов по картинам, рада, что нашла созвучное!
Конечно, каждый увидит в картине своё. А я увидела то, о чём сейчас думаю и узнаю.
27.11.2025
Книга Сержа Ютена замечательная, прочла быстро, а главное, скачала и другие по этой теме, что он указал в библиографии - наконец-то есть что поизучать, к чему душа направлена давно и даже бессознательно: у меня полно алхимического в стихах и даже сказках, чего я и сама не понимала. И с какой радостью узнала, что мои любимые картины: "Меланхолия" Дюрера и "Рождение Венеры" Боттичелли - алхимические. Про "Весну" я давно это знала, там и так всё очевидно. Про мою любовь к числам - что тут уж и говорить! Оказывается, и Босха нужно теперь иначе видеть - как я раньше не замечала!
Ну, и, конечно, Юнг. Читала ли я "Психологию и алхимию"? Надо перечесть и возобновить ощущения.
Также очень хорошо понимаешь, что такое профанация, как можно взять любую, самую глубокую идею и превратить её в ничто: ведь я, конечно, сразу бросилась искать и кино про алхимиков. И тут мне какие-то анимэ выпадают: сама по себе идея мультики снимать на эту тему - абсурдна. Недаром же все эти знания были глубоко герметичны.
Кстати, настоящее проникновение подлинного эзотерического всегда есть: мы вот говорим, например, "герметично закрытая банка". Герметично закрыть - значит, печать Гермеса наложить на сосуд перед тем, как запустить процесс. Герметично - очень плотно, чтоб ничто постороннее не проникало. Не так ли всегда подлинное искусство было скрыто от душ непосвящённых, не созревших? Ведь для того, чтобы его понимать, не богатство и положение нужно высшего общества, имеющего досуг, но готовность души понимать глубокое. Отсюда же и масонство Моцарта - не просто дань моде того времени, но готовность служить самому высшему, быть причастным к тому, что наверху, дабы действительно было "как наверху, так и внизу".
Тайные общества и ордена, укоренённые в глубоком и таинственном Средневековье, полном исканий и творчества, несмотря на суровый догматизм, всегда отпугивали людей, которые вместо того, чтобы изучить духовную природу этих устремлений, наделяли всё это своим страхом и придумывали теории заговоров. Так же было и с алхимиками. И, конечно, вокруг них всегда было полно шарлатанов и "суфлёров", профанирующих искусство и выдающих свои подделки за настоящее. Цель их была, как сейчас говорят, хайп и быстрое обогащение. И потому настоящие адепты устраивали специальные ловушки для непосвящённых в своих текстах.
01.12.2025
Вслед за Юнгом я понимаю, что вся жизнь человека должна быть подчинена одной единственной и главной цели - стать гармоничным и целостным. Юнг любит алхимию, религию, эзотерику и всё духовное. Как и всё, что произвела культура, любые духовные делания он применяет к работе с психе. И за это ему - огромное спасибо. Он словно посредник между скептическим миром науки и сердечным, но недоказуемым миром духовного творчества. Глубже его в психологии нет никого, всегда я так чувствовала. Прочту его огромный труд, посвящённый алхимии.
Уже вначале книги он словно бы оправдывается перед учёными ( критиковали!) за такую антинаучную тему, говорит: главное - человек, а людям эти символы помогали, вот есть такие исследования и такие, всё записано. Наука ведь тоже не панацея и не все ответы знает, что ж гордиться и возноситься...
Вообще стоит избегать однобокости. Часто, к примеру, вы можете услыхать, мол, Средние века были дикой и мрачной эпохой и только. Это всё равно что сказать: вот этот человек плохой и только. В каждом есть сложный состав с плохим и хорошим.
Ещё мне очень близко, что Юнг рассматривает религию как идеал и разделяет её внутренний потенциал с той внешней профанацией ( точно как и с алхимиками и суфлёрами), во что её превратили люди. Глубокая вера и религия, как связь с Богом, должны служить обретению целостности, то есть совершенствованию души ( или психе).
А что же делать с атеистами или физиологистами, которые считают, что со смертью тела кончается всё? Только пожалеть. Что с их душой происходит, находящейся в постоянном бессознательном чувстве умирания и перспективы исчезновения? Она всячески защищается и порождает патологии, лишь бы обрести хоть какую-то уверенность в своём бытии. И ощущения её продолжения - только горизонтальны. Но это - их выбор. И они в нём свободны, как и все. Идол их - наука и материальный мир.
Нам же, желающим глубины и развития, идти дальше. Юнг нашёл доказательства бессмертия - великое поле коллективного Бессознательного, в котором, как в мировом океане, плавает каждая психе, и получает знания оттуда. Это же поле энергии. А если есть просто энергия ( ментальная, астральная или ещё какая) - это ли не доказательство существования духовного мира?
Кстати, в самом начале книги Юнга встречаю суждение об архетипе, как о том, что всегда развивается и дифференцируется. А я же ( подумала в глубине своей души) всегда считала архетип чем-то закреплённым и состоявшимся. Вообще, сколько мудрых мыслей-сокровищ уже встретила! Как хорошо, что нашла эту книгу и вернулась к Юнгу. Наверное, ранее я читала его более поверхностно. А тут вижу, что нужно понемножку, как Мандельштама - вкушать и думать над этим.
Единственное, в чём бы я с Юнгом поспорила - восприятие им язычества. Оно тоже не такое дикое и тёмное. Но я вижу, что здесь он выступает как спорящий с узкомыслящими теологами христианский мыслитель. И потрясающи там его слова о парадоксах и мелко мыслящем разуме, который не хочет их принять.
01.12.2025
Свидетельство о публикации №125112702149