Сказ о Стране Городов. Окончание

                Глава третья. Магия  цветка Перуна
               
               Как птицы покидают гнездо, когда у них вырастают крылья, так и 
               священные напутствия покидают  человека, когда придет время...

                Слово Перуна
         Впереди была волшебная купальская ночь, к которой заранее готовились все горожане и сельчане. Особенно ее ждали красавицы, которых считали богинями, и которым поклонялись не только мужчины, но даже боги и демоны. Боги строго наказывали неверных мужей, но и женщины тщательно заботились о своей внешности. Они были здоровы, пышногруды, румяны и белокожи. Женщины заботились о детях, хозяйстве и себе.
        Ранним утром в День Ивана Купалы девушки выходили на рассвете, кланялись солнцу и катались по росистой траве. До восхода солнца они полоскали рушники в высокой траве, приносили их домой, выжимали воду в кувшин и говорили: «Если росой умыться — бела будешь».
        Селяне поили росистой водой коров и лошадей, чтобы они были здоровы и сильны. Старики промывали глаза, а матери кропили колыбели и стены, купали детей в росе, чтобы те росли крепкими и закаленными.
        Каждый месяц женщины готовили волшебное зелье красоты: три ложки молока, ложку меда и мяты перечной, смешивали с растительным маслом. Лада омывала руки в чаше, чтобы не терять силы. Она напевала: «Вода-водица, проснись и мне силы передай. Гой! Чур!» — и танцевала у огня, сжигая страхи и болезни.
         Наши предки знали, что в личной жизни всё непросто. Даже боги переживали драмы. Однажды Велес влюбился в жену Перуна  Долу, превратил ее в цветок и унес в дальние края. От него она родила Ярилу, бога весеннего солнца и плодородия. Перун вызвал Велеса на бой, который длился три дня и три ночи. Велес был изгнан из Ирийских садов. Судьбу Долы легенды рассказывают по-разному: одни говорят, что Перун ее покарал, превратив в божью коровку, другие — что простил.
         Еще более трагична история Костромы и Купалы. В день летнего солнцестояния небесный страж Семаргл встретил свою возлюбленную на берегу реки. После встречи у них родились Кострома и Купала. Перун подарил им цветок папоротника, символ неразделимости мира людей и богов. Однажды Купала пошел в поле послушать пение птицы смерти Сирина и пропал в Навьем царстве.
        Прошло много лет. Кострома выросла красавицей. Она гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром его сорвало и унесло в воду. Мимо проплывал Купала, подобрал венок и узнал, что это был венок Костромы. Спустя годы они встретились, но не узнали друг друга. Молодые люди поженились в летнее солнцестояние, но на следующий день узнали, что Купала — ее брат. Не справившись с горем, они бросились с обрыва в реку. Боги сжалились над ними и превратили в цветок Иван-да-Марья. С тех пор в ночь на Ивана Купалу люди празднуют этот день.
        До Купалы всю русальную неделю девушки надевали нарядную одежду, распускали волосы и изображали нимф воды и полей. На самую красивую надевали венок из зеленых веточек, поливали водой и пели песню, обращаясь к дождю: «Посевы щедро поливай — богатым будет урожай».
       Обычно женщины плели косы и надевали головной убор, который берег их не только от солнца и ветра, но и от нечистой силы.  Демоны нередко превращались в змиев, птиц или животных, чтобы соблазнить красавиц. В полнолуние женщины спали подальше от окон и занавешивали их, чтобы не проникал ворог в жилище, о чем нам пытались поведать мастера, которые выковывали из меди и серебра странные фигурки в виде человека с головой филина, змия или лося.  Изгоняли злых духов из жилищ, сжигая траву чертополоха. Разное люди сказывали. Особенно много повествовали про День Купалы.
        В этот день Правда сражается с Кривдой, силы Света побеждают нечисть  Тьмы.  Каждый год сражение выигрывают силы Добра.  Несколько дней перед этим солнце мечется по небу, пока Перун гадает куда повернуть колесо времени,  бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага  Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло:               
              Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
              В небесах мне на страже нужно стоять,
              Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,
              Жито в поле широком бы не потоптал,
              Молоко у коров бы не отобрал, а у матушек - малых детушек.
         Утром Перуну помогает святая дева Заря — Заряница. Она берет его за руку и ведет к Свету и Добру. Так замыкается круг времен, завещанный Родом. Но чтобы Правда восторжествовала, нужно приложить много усилий. Мудрецы проводят волшебные обряды, молодые прыгают через костры, совершают омовения и стремятся обрести любовь на всю жизнь. В этот день расцветает папоротник, и даже самое гордое девичье сердце может зажечься любовью. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая с треском раскрывается, и из нее расцветает огненно-красный цветок. Сорвать его нельзя, но если увидеть, все желания обязательно сбудутся.
         Вечером, после захода солнца, горожане шумно отправляются на праздник Купалы. По дороге они поют: «Кто не придет на Купальню, тот будет пень-колода. А кто придет, тот будет бел, как береза». Девушки плетут венки из любистока, ромашек и васильков, а на пояс вешают травы-обереги: полынь, зверобой, крапиву. Парни заранее срубают высокую березу и устанавливают ее на месте гуляний. Затем все вместе украшают дерево, символизирующее злую Марену, цветами и лоскутами ткани. Под деревом сажают соломенную куклу в пол человеческого роста, изображающую Ярилу, и тоже украшают ее венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» ставят блюда с угощениями. Неподалеку от дерева парни складывают костры. Возле самого большого костра — Купальца с высоким шестом и деревянным колесом посередине — начинается самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, поменьше. Это погребальный костер для сожжения лика Ярилы. Зажигают и другие костры.       
        Когда все пришли на холм у берега реки, Яромир уже стоял в середине круга из жарких костров. Седые волосы его развевал ветер, глаза были полуприкрыты. Рокочущим голосом, как бы из глубины веков, он произнес:
         Да будут все существа мирны! Да будут все существа спокойны!
         Да будут все существа счастливы!
         Он подошел к самому большому костру и заговорил громко и величаво:
         Во Сваргу соколом восходи, Слава Богам нашим!
         Ко диду, а дубу, а снопу Ко роду от родов русских.
         Из огня святая треба,
         А яко бысти от веку
         Так есте, а тако будет.
        Старик стоял прямо, его лицо освещал свет костра. Правильные черты и белоснежная рубаха с повязкой на волосах придавали ему вид молодого человека. В руках он держал посох с вырезанным соколом. Ветер раздувал пламя, рассыпая искры. Старик произносил заклинания, возвышая голос при упоминании Богов:
— Пусть наши дома будут полны, пусть мы свято чтим наших Богов.
— Живите, почитая своих Богов, по законам Прави, написанным нашими Богами.
        Трижды повторив эти слова, он замолчал, глядя на языки пламени.
Люди взялись за руки и встали в круг у костра. Старик запел первым.  Его голос был тихим, но проникновенным, как струна. Вскоре к нему присоединились Орий и Лада — парень и девушка. Их голоса звенели чистотой, словно они черпали силу из своих сердец. Их песня трогала до глубины души, вызывая то радость, то слезы. Вскоре к ним присоединился хор, и голоса людей слились с пением степи, лесов и холмов.
        В темном небе мерцали первые звезды, словно слушая эту песнь. Лада танцевала среди костров. Она двигалась плавно, как лебедь, ее платье развевалось, как крылья птицы. В правой руке она держала лазоревый цветок, подаренный Орием. Возможно, это был огненный цветок папоротника, который распускается только в эту ночь. Ее глаза сияли счастьем, а щеки алели, как маки.
        Девушки закружились в хороводе вокруг берёзки и запели. Парни пытались выхватить берёзку, совершая «набеги» на хоровод. Орий ловко схватил деревце и побежал к реке, где его уже ждали остальные. Старик отламывал кусочки от берёзки и раздавал всем, обещая благополучие и здоровье. Орий добежал до реки и бросил берёзку в воду. Все начали бросать в реку цветы и освящённые травы, а затем купаться и пускать венки со свечами.
        Старик с улыбкой наблюдал за молодёжью. Парни устраивали показательные бои, а девушки рядом смеялись и присматривались к будущим суженым. Те боролись на кушаках, захватывая друг друга крест-накрест, и пытались бросить соперника на землю. Затем начались кулачные бои. Добры молодцы трижды обнимались и целовались, показывая, что между ними нет вражды. Они дрались до первой крови, соблюдая правила. За нарушения карали сурово: настоящий мужчина должен владеть собой, быть хладнокровным, великодушным и благородным.
        Орий сражался один на один с несколькими бойцами подряд и всегда побеждал. Он был силён, как медведь, и грациозен, как рысь. Потом он вызвал на бой сразу нескольких человек. Лада, его суженая, первой прекратила затянувшиеся схватки. Она подбежала к Орию и хлопнула его по плечу.
        Костёр уже прогорел и осел. Серебристый месяц с любопытством смотрел на землю. Дым костра тянулся к небу. Тёмный лес неподвижно окружал поляну. Всё вокруг дышало ночной прохладой и  звенело от весёлых голосов. Девушки, выбрав себе парней, убегали с ними в чащу. Начиналось самое интересное. Поймав девушку, парень вёл её к костру, через который они прыгали, держась за куклу на палке. Если руки не расходились, пара оставалась вместе. Если расходились, каждый искал себе новую пару. Считалось, что совместные прыжки через огонь приносят удачу в любви.
          Когда все пары сформировались, старик громко спросил: «Все ли простили обиды?» Возле небольшого костра, зажжённого девушками, сожгли чучело Марены. В купальские костры матери бросали ненужные вещи и сорочки болеющих детей, чтобы вместе с ними сгорели болезни. Девять раз ходили по углям, совершая обряд очищения. Перед этим все вставали в круг и начинали славить Купалу и других богов. Каждый произносил: «Слава богу Купале!», а все хором отвечали: «Слава, слава, слава!»
          Всю ночь не утихал шум и гам. Караульщики, прячась в стороне, следили, чтобы звери и враги не подобрались незаметно. Зверей боялись меньше, потому что волки и другие хищники не переносили шума и огней. Люди играли на рожках, бубнах, трещотках и колокольчиках, устраивая весёлые пляски. Ряженые загадывали загадки, а тем, кто отгадывал, дарили сладости. Взрослые и дети играли в «ящер», «ручеёк» и «коняшки», а молодёжь и дети бегали наперегонки и играли в горелки. Никто не спал в самую короткую ночь в году, ведь считалось, что в темноте оживают ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие. От нечисти спасал огонь костра. Молодые девушки и дети верили, что прыжки через костёр защитят их от дурного глаза и порчи. Те, кто прыгал, надеялись, что огонь принесёт счастье. У костра пели песни, рассказывали сказки и небылицы.
         Кузнец Агр, приосанившись, начал рассказывать историю, которую слышал в детстве. Речь шла о том, как древний кузнец Добрян искал клад.
«Жил-был добрый кузнец Добрян. Однажды он отправился в лес, устал и уснул на полянке. Проснувшись, он увидел великана ростом под потолок. У великана были руки, похожие на корявые сучья, а одежда была сделана из листьев.
— Леший! — догадался Добрян.
— А, проснулся, — загрохотал великан. — И вроде меня сам признал. Вставай, чего лежишь! — Он сдёрнул рядно с Добряна, сгрёб его за шиворот и поставил на ноги. — Пошли жар-цветок искать. Сегодня как раз воробьиная ночь, когда он цветёт.
         Они пошли через лес. Вскоре они оказались в глубине чащи. Вдруг Леший остановился и шепнул:
— Как только он распустится, хватай его и не отпускай. Тогда всё скрытое и тайное станет доступно и ведомо.
         Добрян понял, что речь идёт о цветке папоротника. И в этот момент под ногами с треском распустился жар-цветок. Золотое пламя брызнуло во все стороны, а огненные искры разлетелись вокруг. Добрян замер, но Леший толкнул его в бок:
— Хватай!
         Добрян подчинился и схватил цветок. В этот момент земля задрожала, раздался гром, сверкнули молнии, завыли ветры и раздался дьявольский хохот. Будь Добрян один, он бы убежал, не выдержав ужаса. Но Леший крепко держал его за плечи и кричал:
— Смотри! Вот они, клады!
             Там, где падали искры от цветка, земля приподнималась, и на поверхности появлялись кувшины с печатями, а то и просто высыпались золотые монеты и драгоценные украшения.
         Добрян сжимал цветок в руке и с грустью наблюдал, как он бледнеет и засыхает.
— Какая красота! — вздохнул он и стряхнул пепел с ладони.
— А клады? Почему ты не берёшь золото? — удивился Леший, перекрикивая гром и чей-то страшный хохот.
— Зачем мне они? Мне нужен цветок. Я хотел бы любоваться такой красотой всегда. Когда я ещё увижу её?»      
         Все дружно обсуждали историю с Добряном и вспоминали истории о волшебном цветке, а затем устроили пир. В Купалу-костер почтительно положили хлеб, зерно, овощи и фрукты, сопровождая это прославлениями богов и предков. Рядом с костром в руге (чаше для возлияний) налили сбитень, соки, нектары, молоко и мед. Затем зажгли деревянное колесо и спустили его в воду. На реке будущие пары обменялись венками, после чего каждый положил свой венок на плотик из веток и соломы и пустил его по реке с зажжёнными лучинками. Девушки пели: «Погадай, мне не страшно, видишь там вдалеке — где-то папоротник в чаще и плывут венки по реке». Они внимательно наблюдали: чей венок утонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. А у кого венок дольше всех проплывёт, тот будет счастливее всех. Если чья лучина догорит дольше всех, тот человек проживёт долгую жизнь.
         На людей с улыбкой взирала богиня Луны и светлой ночи Дивия, дочь Рода, творца Вселенной. Она была родной сестрой солнечного бога Хорса. Дивия дарила людям свет во тьме, красоту снов и грёз. При луне она выезжала в сияющей колеснице, запряжённой белыми конями, в белом одеянии и с полумесяцем на голове. Богиня помогала заблудившимся найти путь. Люди связывали её образ с началом жизни, зачатием, беременностью и материнством. День сменяет ночь, а за тьмой приходит рассвет. До сих пор люди пользуются лунным календарём. Растущий месяц благоприятен для посадки растений, стрижки овец и других дел. А на убывающий месяц стараются не начинать ничего нового. В полнолуние проводят обряды очищения от нечистой силы, сглаза и порчи, выбрасывают ненужные вещи. Травники собирают ценные травы. Женщины обращаются к Луннице с просьбой о красоте и читают заговоры. Дивия развивает интуицию и способности к предсказанию. Недаром людям снятся вещие сны. Сейчас Дивия освещала землю, и вокруг царила любовь.         
        Лада и Орий уединились в лесу. Юноша вдыхал аромат распущенных волос девушки. Он любовался волнистыми прядями, которые, по поверьям, приносили достаток и счастье. Аромат и красота Лады разжигали в нем страсть. Ему хотелось обнять ее, но он сдерживался. Лада протянула Орию золотой гребень. В знак доверия она позволила ему расчесать свои длинные и блестящие волосы.
— Ты прекрасна и танцуешь, как белый лебедь, — смущенно сказал Орий.
— А ты силен и ловок, непобедим, как Ясный Сокол, — ответила Лада, задыхаясь от радости.
        Что еще шептал Орий своей возлюбленной в ту сказочную ночь, нам неизвестно. Тайна окутала их чувства.
       На рассвете праздник закончился. Самые смелые и влюбленные продолжали искать волшебный Перунов цвет. По поверьям, он распускается в ночь Солнцестояния. Одни верили, что цветок помогает найти сокровища, другие — что он дарует знания. Яромир вспомнил, как сам проходил «цветочное испытание». В летнюю грозовую ночь он отправился в лес на поиски Перунова цвета. Вовсю цвела рябина. Ее гроздья пылали, как костры, в отблесках молний. Яромир шел по лесу с ножом в одной руке и скатертью в другой.
        В полночь он достиг заветной поляны. Очертил вокруг себя круг ножом и накрылся скатертью, чтобы защититься от нечистой силы. В это время даже привычные вещи обретают причудливые формы, а чувства обостряются до предела. К кругу начали подбираться страшные чудища, похожие на души самоубийц и преступников. Сначала появились кикиморы, танцующие в безудержных плясках и корчащие противные рожи. Молодец кинул в них гроздь рябины, и они ускакали с жалобными криками. Затем из болот вылезли водяные, похожие на утонувших мертвецов, и попытались затащить смельчака в трясину. Яромир ударил их пучком крапивы, и водяные исчезли.  Шишиморы превратились в нежных девушек и начали петь с русалками, завораживая путников. Но стоило поддаться их чарам, как они срывали маски и острыми когтями рвали плоть. Поэтому обороняться от нечисти помогала полынь — её горький запах отпугивал их.
         Из кустов и деревьев показалась омерзительная морда Огненного Змея, в которого обратился леший. Он шел на толстых когтистых лапах с тяжелым топотом и хрипел: «Ату его!» Вокруг него бесновалась свита злых духов, упырей и мертвецов. Огненный Змей приготовился испепелить Яромира, но тот не растерялся. Он натер нож чесноком и очертил еще один круг в воздухе. Чудища с ужасным воплем бросились врассыпную. Лес огласился уханьем филинов и воем волков. Гроза стихла, но кругом сверкали огни. Затем звуки стихли, огни погасли, и лес замер в тишине.
         Вокруг веяло упоительной свежестью и красотой. Лунные брызги таинственно освещали пространство, а темно-сизое небо с редкими звездами хранило неведомую тайну. Тревожное сердце гулко билось в груди.
         Вдруг в золотом мерцании луны влюбленный юноша увидел, как перед ним распустился цветок папоротника. Он заалел в ночи, словно пламя, и на него было больно смотреть. Яромир сорвал его и вернулся домой. В знак победы над нечистью он разрезал ножом ладонь перед лицом любимой. Она приложила к ране цветок и поцеловала ладони. Молодец обрел могучую силу и мудрость. Он мог открыть любые клады, но не променял этот дар на сокровища, ведь он помогал ему служить людям. Яромир приобрел магические способности, мог лечить недуги и решать сложные проблемы, наставляя жителей Страны Городов на путь истинный.
         Яромир прошел путь становления мудрого человека. Как люди тренируют свое тело через физические упражнения, так и дух необходимо закалять в повседневной жизни. Важно понимать, чему поклоняться, а что отвергать, как использовать разум для познания законов природы и человеческого сознания. Богатый жизненный опыт помогает улучшить жизнь, согласуя быт и уклад с природой.
        Мудрость познания истины сочетается с добротой и благородством, чтобы служить благу рода. Человек умножает силу своего рода, а род обеспечивает ему рост благополучия и безопасности. Истину постигает тот, кто бесстрашен в мыслях, разрушает стереотипы и узкие рамки чужих воззрений, обладает сильной волей. Особое место в жизни людей занимает любовь. В детстве это любовь к родителям и привычному окружению. Потом, как союз Солнца и Луны рождает всё живое на Земле, так и любовь женщины и мужчины, вступление в священный брак. Яромир верил, что любовь смягчила жестокосердие разгневанного Перуна и помогла простить Перуницу, поддавшуюся магии Велеса. Именно это нежное чувство приносит радость жизни.
        После победы над чудовищами в лесу любимая подарила Яромиру рушник с вышитым цветком Перуна — восьмиконечной свастикой. Этот символ отводит беду и защищает от напастей, олицетворяя победу света над тьмой и жизни над смертью. До конца жизни Яромир берег этот рушник пуще собственного глаза.


        Глава четвертая. Учись в бою умом побеждать и друга в беде выручать

                Священные гимны и песнопения не спасут от кривды того, кто
                безвольно даётся обману...
                Слово Перуна.
         Орий сидел на камне под раскидистой елью. Высокий и сильный юноша обхватил руками колени и опустил голову, пряча слезы. Ветерок играл его густыми русыми волосами. Затуманенный взгляд больших серых глаз был устремлен вдаль. Рядом, опустив голову на лапы, лежала матерый волк. С детства Орий крепко подружился с волчонком, которого выпросил у отца. Сначала тот вырывался, когда Орий поил его молоком и кормил пережеванным мясом. Но потом спокойно засыпал на коленях заботливого друга. Подрастая, волчонок играл с мальчиком, осторожно покусывал его руки и нежно облизывал лицо и шею.
          Сейчас волк, не шевелясь, сидел рядом, понимая состояние хозяина. Орий вспоминал недавние события, которые изменили его жизнь. Он дрался на кулаках с товарищем и вдруг почувствовал что-то темное, затмившее разум. Он был готов разорвать противника. Старшина дружины прервал драку, наказал Ория, лишив его права быть членом братства на несколько недель. Никто не ругал его. С ним перестали разговаривать, отводя глаза. Это было самое страшное наказание, и Орий решил уйти из города вместе с волком.
           Жители Города Солнца славились отвагой, храбростью и честностью. Вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно». Самые крепкие заклинания вершили с помощью меча. Но они были непримиримы к нарушениям правил, которые усваивали с детства.
           Боги карали тех, кто использовал силу ради выгоды. У Перуна и Перуницы родилась сильная и гордая дочь Девана. Она унаследовала магию, позволяющую превращаться в рыбу, птицу или зверя. Это сделало ее великой охотницей, сопровождаемой преданными волками. Она метко поражала дичь из лука, не зная себе равных. Но гордыня затмила разум Деваны. Она вознамерилась покорить обитель богов и свергнуть Сварога, чтобы править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнав об этом, Даждьбог поведал Перуну о ее замыслах. Разгневанный, он поспешил к дочери. Его рев заставил волков разбежаться. Перун пытался вразумить Девану, но она не отступала. Она заявила, что захватит Правь, станет владычицей небес и земли, а Сварогу придется ей служить. Тогда Перун вызвал дочь на бой. Они мчались навстречу друг другу на конях, сражались копьями и мечами. Но оружие ломалось под их ударами. Девана превратилась в львицу, но Перун, обернувшись львом, одним ударом лапы поверг ее. Испугавшись, она хотела улететь птицей, но Перун, превратившись в орла, настиг и швырнул ее на землю. Затем она попыталась скрыться в воде, превратившись в рыбу, но Перун выловил ее неводом.
Раскаявшись, Девана просила у отца прощения и поклялась жить по законам Прави. Они помирились. С тех пор меч стал служить только добру.
          Орий долго сидел и вспоминал. Как птицы, перед ним порхали образы прошлого. Он не помнил свою рано ушедшую мать. Он рос в семье главы городской дружины, который часто рассказывал о рождении сына. Тогда вся семья и родичи пришли к Священному Огню. Жрец трижды окропил родниковой водой лицо, лоб и темя младенца, произнося: «Как эта вода чиста, так будет чисто лицо; как эта вода чиста, так будут чисты мысли; как эта вода чиста, так будет чисто имя». Затем он отрезал прядь волос и бросил её в Огонь, шепча имя. После этого жрец громко сказал: «Да будет имя тебе Орий». И так трижды. Все присутствующие обошли нарекаемого по кругу, подняв правые руки над его головой. Они протяжно восклицали: «Гой». Подняв руки к небу, люди снова повторили: «Да будет имя тебе Орий».
           Отец прикоснулся к новорожденному сыну оружием, сказав: «Всё, что у тебя есть, ты должен добыть сам». Жрецы читали молитвы-обереги. В год мальчика постригли. В три года отец посадил его в стремя, чтобы сын почувствовал связь с мужским началом и обрел силу, общаясь с конём — верным спутником воина. Орий впервые выехал из города и ощутил величие и непредсказуемость мира. Его тело наполнилось мужской энергией. Чтобы не упасть с коня и не потерпеть поражение в жизни, юноша с юных лет вел здоровый и праведный образ жизни, следуя примеру отца и его друзей.
           Древние русы воспитывали мальчиков со словами «побеждай», отмечая любую смелость. Девочек же учили помогать, чтобы они могли стать настоящими женщинами, как их матери.
           Орий хорошо помнил, как подружился со своим конём. У русов конь считался одним из самых почитаемых животных, он был важен и для богов, и для смертных. Сам Перун передвигался по небу на колеснице, запряжённой конями. Конь всегда чувствует своего всадника и слушается только мужественного, сильного и умелого человека. Он чует опасность раньше человека и выручает его в трудные моменты.
            В восемь лет Ория опоясали, переводя из ребёнка в отроки. С этого момента его начали обучать премудростям общественной и военной жизни. Мальчик вместе с другими детьми изучал вычисления, астрономию, слушал древние сказания о богах и истории русов. Он выезжал на гнедом коне в широкое поле, осматривал реки и холмы, мчался навстречу ветру, ловко держась в седле. Каждый рус с детства учился воинскому искусству. Они знали оберег для сохранения жизни воина:
— Ты коварен, брат! Ты твёрдый, как олово, но сердце твоё из воска, а ноги — глиняные. Ты не можешь меня укусить, псина! Мы оба из земли. Когда я взгляну на тебя, твоё сердце замрёт, а ноги подкосятся. Тебе не мою грудь пронзать, а землю пахать. Тебе не головы рубить, а мух пугать. Так что паши землю, меряй рощи, пустоши и воздушное пространство!
           Древних русов называли волкомедведями. Считалось, что они обладали сверхъестественными способностями превращаться в диких зверей. Чтобы дикие звери не нападали на людей и скот в голодные зимние дни, их подкармливали мясом овец и быков, а также остатками охотничьих трофеев. Во время зимнего солнцестояния мужчины надевали волчьи или медвежьи шкуры и просили у зверей силы и мудрости, считая их своими предками.
          Самый удивительный и таинственный эпический герой Волх Всеславлич умел превращаться в волка. Он мог быстро перемещаться по дремучим лесам, преодолевая огромные расстояния за мгновение. Казалось, что он находится одновременно в нескольких местах.
          Чтобы превратиться в зверя, нужно было перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень, слева направо. Когда наступало время снова стать человеком, следовало повторить этот ритуал в обратном порядке. Но если кто-то убирал хотя бы один нож, волкодлак уже никогда не мог вернуться в человеческий облик.
         Орий помнил, как с тринадцати лет дружинники обучали его искусству выживания в дикой природе. Летом они снимались с одежды, а зимой одевались легко, чтобы закалить тело и дух. Мальчики ухаживали за своей поляной, как за живым существом, по утрам делали зарядку, впитывая солнечную энергию и энергию деревьев. В лес они брали только нож. Учились питаться корнями и ягодами, пить берёзовый сок, прятаться от зверей и птиц, избавляясь от своего запаха. Воины должны были владеть искусством маскировки, чтобы прятаться от врагов в траве или за кустом. Для передвижения в воде они использовали камыши, доходящие до поверхности, и учились дышать с их помощью, лежа на дне реки. Затем они неожиданно нападали на противников.
           День за днём будущие дружинники тренировались до полного изнеможения. Вечером они падали в траву и вытягивали разгорячённые тела на прохладной земле. Затем возвращались в город, парились в бане, так как русы были очень чистоплотны, в отличие от западных чужеземцев, которые боролись с вшами и блохами. Утром они снова спешили в лес на тренировку.
          Орий крепко подружился со своими ровесниками. Товарищи стали для него роднее братьев. Они были готовы отдать жизнь за друга и вместе овладевали мастерством ратника.
          Когда мальчик подрос, ему предстояло выбрать животное, с которым он свяжет свою жизнь и которое станет его вторым «я». Орий, как и многие другие воины, выбрал волка. На небе есть созвездие Гончих псов, которые вместе с Волчьим пастырем охотятся по небесам. Спускаясь на Землю, Волчий пастырь выезжает на волке, гонит перед собой стаи и угрожает им дубинкой. Ория с детства наградили волчьим амулетом. Когда у него начали резаться зубы, ему дали волчий зуб, чтобы они были крепкими и здоровыми, как у волка. Волчий хвост стал его оберегом. Воины часто отождествляли себя с волками и не случайно выбирали этот образ для своих амулетов. Волк — символ настоящего бойца. В любой схватке он сражается до победы или до конца.
           Орий решил провести время в лесу, чтобы понять жизнь волчьей стаи. Однажды ночью он отправился в густую чащу. Сначала его охватил ужас, и холодный пот выступил на рубашке. Он спотыкался о ветки и пни, пробираясь сквозь тьму. Лунный свет пробивался сквозь листву, освещая путь. Орий призвал богов на помощь и вдруг почувствовал умиротворение среди знакомых звуков леса. Так прошла первая ночь.
          На следующий вечер, утолив голод ягодами и орехами, Орий ощутил чей-то пристальный взгляд. Перед ним стоял огромный волк с янтарными глазами. Юноша и зверь скрестили взгляды. Орий не отводил глаз, чувствуя странное притяжение. Вскоре он понял, что их связывает невидимая связь. Исчезло напряжение, и он задумался, как поступить. «Если я побегу или закричу, волк бросится за мной. Вся стая примчится и разорвет меня, как зайца или оленя», — мелькнуло в голове.
           Орий стоял спокойно, ожидая продолжения. Внезапно волк бросился на него и укусил за ногу. Он отпрыгнул в сторону и внимательно наблюдал за реакцией юноши. Вскоре волк снова приблизился, укусил и исчез в чаще леса. Орий оставался спокоен, что спасло его. Хозяин леса проверял его. Человек не проявил агрессии, и волк понял, что ему можно доверять.
           Так продолжалось несколько дней. Волк больше не нападал. Он терся о его ноги и одежду, проводил с ним все больше времени.
           Через несколько дней Орий днем последовал за знакомым волком и увидел всю стаю. Волки приняли его как своего, и он привязался к ним всей душой. Члены стаи были похожи на дружинников, которые доверяли своему вожаку. Они общались с человеком так же, как и он. Со временем Орий научился у волков ориентироваться в лесу и понимать их вой. Он отличался разнообразием смыслов и интонаций.
           Вой начинался с низкого голоса самца, затем присоединялся высокий голос волчицы, а потом все волки сливались в завораживающей песне тоски и презрения к жизни и смерти. У зверей Орий учился общению с помощью воя и бегу на длинные дистанции.
           Однажды он отдыхал на краю поля и наблюдал за стаей у подножия невысокой горы. Вдруг появились охотники с копьями, луками и стрелами. Вожак насторожился, поднял голову и помчался прочь. Он не предупредил других, чтобы не привлекать внимание людей. Волки попытались уйти за ним, прячась за кустами. Но охотники приближались и пытались их окружить. Казалось, гибель неизбежна.
           Однако, Орий заметил странных человечков с белыми бородами и волосами, которые вынырнули из расщелины скалы и направились к норе. Они были одеты в короткие плащи из медных пластин. Волки не испугались и последовали за ними в узкий проход среди горных пород, куда человек не мог попасть. Охотники ждали у расщелины, развели костер, но звери исчезли. Они появились с другой стороны, совершая короткие перебежки. Когда опасность миновала, волки собрались в лесу за холмом и молча вернулись к логову.
           Орий иногда отлучался от стаи, чтобы перекусить. Волки приносили ему остатки своей еды. Однажды он пошел к своему обычному месту обеда, но заметил в кустах неподвижного волка. Подойдя ближе, он увидел, что это молодой зверь, которому не было и года. На животе запеклась кровь — вероятно, он неудачно столкнулся с кабаном. Орий хотел погладить волка, но тот зарычал. Затем он затих и закрыл глаза. Волк слабел с каждой минутой. Орий оторвал кусок рубашки, нашел в лесу кровохлебку, подорожник и другие травы. Он перевязал рану, взял зверя на руки и понес к стае. Когда Орий положил его у логова, волчица подошла к детенышу и начала вылизывать его. Волк был обессилен, не шевелился и спал, но его дыхание становилось все ровнее.
            После этого случая Орий настолько понравился своим собратьям, что они разрешили ему остаться на ночь. Юноша и спасенный им волчонок спали в кругу волков, которые согревали их своим теплом. Опасность сменилась чувством близости с этими обитателями леса. Орий начал отождествлять себя с волком, осознавая себя частью стаи и ответственным за ее благополучие.
            Он научился охотиться по-волчьи. Днем волки стерегут косуль в поле, но не трогают их. Ночью косули устраиваются на ночлег в траве. Волки не нападают до рассвета, потому что косули спят чутко и могут убежать. Косули не испражняются всю ночь, и к утру их мочевой пузырь наполняется. В этот момент волки бросаются на них. Косули убегают, но мочевой пузырь лопается, и волки знают, как их поймать. Они бесшумно окружают их с трех сторон, загоняют в чащу, а затем хватают уставших животных. Начинается звериная охота. Орий знал, что враги тоже сильны и опасны. Их можно победить только сильным ударом по клыкам, ведь схватки бывают жестокими, и нужно уметь защищать свою стаю.
            В детстве Яромир еще обучил Ория магическим обрядам. Они произносили заговоры, кувыркались через пень или деревянную колоду и превращались в зверей. Для этого использовали пояс, который помогал становиться людьми в нужный момент. Тех, кто овладел этим искусством боя, называли храбрами. Они обретали магическую силу и выходили из любых сражений непобедимыми.
           Покровителем волкодлаков был Велес. Его священным животным был медведь. Подросшие юноши с оружием в руках отправлялись на медведя, зная его повадки. Они умели перехитрить и победить зверя. Орий в совершенстве овладел искусством охоты и воинским мастерством. Ему не было равных в бою с копьём или мечом. Он ловко перебрасывал оружие из одной руки в другую, взмахивал им над головой и отражал летящие стрелы тяжёлым щитом из просмолённых досок. Казалось, какой-то вихрь невидимой силы кружится на одном месте, завораживая зрителей магией этого воинского действа. Орий метко стрелял из лука, попадая в лису или коршуна. Его стрелы были пропитаны сильнодействующим ядом.
           Когда Ория завершил обучение воинскому искусству, его посвятили в воины. Это был важный этап, чтобы проверить его готовность к защите и нападению на врага. Воин — это не просто профессия, это состояние души, осознанная готовность отдать жизнь за Родину и свободу.
           20 июля, в Перунов день, когда работать было запрещено, новички вступали в Воинскую Дружину. Старшины подвергали их самым суровым испытаниям. Дружина была большой городской семьей, где все стояли друг за друга горой. Каждый был готов прикрыть товарища в бою, зная, что тот сделает то же самое в ответ.
           Мальчишки с детства учились боевому искусству, наблюдая за кулачными боями на праздниках, похоронах и поминках. Были «драки по мертвецам» — бои, чтобы доказать жизнеспособность потомков. Также устраивали бои при сватовстве и на свадьбе, чтобы продемонстрировать силу родов жениха и невесты. Это способствовало благополучию семьи и рода. Под присмотром взрослых мальчишки устраивали игровые побоища, показывая свою удаль и мастерство.
           Посвящение в воины проходило в несколько этапов. Первый круг был посвящён проверке выносливости. Новичку надевали полное тяжёлое снаряжение и заставляли пробежать несколько вёрст по лесу с упавшими деревьями и буераками. За ним гнались, не давая передышки. Орий ежедневно тренировался в лесу, отрабатывая боевые приёмы на деревьях: толчки в ствол, удары по гладкой поверхности, сдавливание и зависания. Он лазал вверх и вниз головой, как белка, прыгал через кусты и поваленные стволы. Часто играл с друзьями: одни подкидывали шишки, другие отбивали их. Орий научился разрубать летящие палки ребром ладони. Он представлял врага и рвал сухое дерево, имитируя захваты и молниеносные удары. После тренировок садился на поляне, вдыхал аромат хвои и наслаждался покоем. Пот заливал лицо, застилал глаза, но задание он выполнил с честью.
         Во втором круге Орий сражался с опытными воинами голыми руками и с оружием. До этого они часто приходили на лесную поляну, где Орий учился принципам рукопашного боя. Старшины не обучали отдельным приёмам, но объясняли правила рычага, позволяющие побеждать более крупных и сильных противников. Орий разогревался в замедленном темпе. Старшины наблюдали за ним. В поединке с мнимыми врагами он начал делать резкие выпады, чтобы вызвать растерянность и страх. Опытные дружинники наступали со всех сторон. Их движения были плавными и расслабленными. Орий наблюдал за ними, заставляя нервничать и ошибаться. Он наносил короткие удары с неожиданных направлений, избегал контакта глаз и забыл о родственных связях. Его руки мелькали, он пружинил на мускулистых ногах, крутился, уклоняясь от ударов. Лицо было покрыто потом, ссадинами и синяками, но он не морщился от боли. С самыми сильными он оказывался за спиной, защищаясь щитом, который стал его второй кожей. Если противник подходил вплотную, Орий наносил внезапный удар или рассекал щит мечом. Он дрался в привычном ритме: в три удара. Ни звука отчаяния не вырвалось из его груди. Когда он вернулся на место, старшина ткнул его в грудь, но Орий стоял крепко. «Добрый воин, крепко держит удар, ловок и силён. Добро, сынок», — сказал отец, и его суровое лицо осветила светлая улыбка.
          В третьем круге молодых воинов отправили в Навь — мир мёртвых. Их положили на землю с закрытыми глазами. Затем, поднимая по одному, провели к «огненной реке» — площадке с раскалёнными углями. Нужно было преодолеть её медленным шагом, погрузившись в состояние отрешённости, чтобы не обжечься. Все научились этому на празднике Купалы и прошли испытание. Затем каждый должен был с завязанными глазами дойти до родового столба за три попытки. Проверялись память, слух и осязание. Яромир предложил найти нужный предмет среди нескольких и отгадать загадки за три попытки. Тех, кто не прошёл испытание, закапывали в землю, где он лежал, пока другой испытуемый не выручал его, отдав одну или две попытки. Это было испытание на взаимовыручку. Самым трудным было испытание на хитрость и ловкость. На новобранца начиналась азартная охота. Он должен был быстро уйти от погони, спрятаться в лесу или траве, а затем пробраться через цепь сторожей к священному дереву, коснувшись листьев. Только после всех испытаний юноша мог считаться настоящим воином. Яромир прочитал молитву, обращаясь к Перуну и Яриле. Воины поклялись верно служить родной земле, вытащив мечи и встав на колени перед чуром Перуна.
           После тризны, где воины вспоминали павших товарищей, глава дружины произнес речь. Он призвал их чтить богов, соблюдать праздники и жить в мире и согласии. Глава дружины напомнил, что настоящий воин должен быть благородным, честным, стойким и милосердным. Только вера в Богов и верность своим предкам помогут защитить родную землю.
          Воины внимательно слушали каждое слово почтенного ратника. Его речь укрепляла их дух и вдохновляла на подвиги. Глава дружины говорил о важности бережного отношения к святыням предков, о том, что землю нельзя продавать, а нужно защищать от врагов. Он призвал не хвастаться силой, а гордиться победой, и напомнил о законах чести и справедливости.
          В лесу Орий  размышлял о прошлом. Его друг Яромир, прогуливаясь за городом, заметил его удрученное состояние и подошел поговорить. Они долго обсуждали смысл жизни, тяготы бытия и то, что юноша был наказан не из злобы, а из любви.
          Яромир рассказал Орию историю Велеса, великого бога, который прошел через множество испытаний. Велес рос на перекрестке трех миров — Яви, Нави и Прави. Он был воспитан матерью, полной тьмы, и потом попал в мир Нави, где научился чародейству. Но из-за своей страсти и гордыни Велес околдовал жену Перуна, что привело к его падению. Однако с помощью ума и воли он смог измениться и стал служить светлым силам.
         Яромир спросил Ория, зачем тот жил в стае волков. Юноша ответил, что учился выживать и быть храбрым. Яромир возразил, что волк всегда охотится на слабых и уничтожает тех, кто не может дать отпор. Он напомнил, что человек должен сражаться с врагами, но без ненависти и жестокости. Самообладание помогает человеку сохранять жизнь и творить добро.
         Яромир продолжил говорить о том, что если человек не преодолеет в себе злость и гордыню, он начнет враждовать с окружающими и уничтожать других. Побеждает тот, кто усмирил свои страсти и живет по законам справедливости. Затем Яромир напомнил Орию заповедь Перуна: тот, кто покидает родную землю в поисках легкой жизни, становится отступником. Орий спросил, можно ли уйти в глухие леса и посвятить себя молитвам. Яромир ответил, что быть сильным и праведным трудно, но безгрешен лишь тот, кто живет по заветам предков и выполняет свой обет. Эти слова стали для Ория уроком, который помог ему изменить свою жизнь и стать настоящим воином.   

                Глава 5.Битва была жестокой и кровавой
               
                Веды не спасут того, кто не исполнит долга перед
                жизнью.Долг перед жизнью каждому дан от рождения.
                Слово Перуна.
         Однажды пришли в город селяне,плакались, что степное кочевое племя внезапно напало на них и угнало скот, без которого семьи крестьян ждала погибель. Русы вели оседлый образ жизни. Они строили города и селенья на  широких открытых пространствах вольной природы неподалеку от лесов. В быту у них торжествовало разумное содружество во всем. Они мирно сосуществовали с  племенами кочевников, взаимовыгодно обмениваясь товарами. Русы получали от кочевников шкуры, мясо, продукты скотоводства в обмен на мед, холст, пеньку, целебные травы, кованые  и гончарные изделия. Грабительских войн не вели, но и себя в обиду не давали. Но год выдался засушливый, корма не хватала и кочевники угнали у селян скот.      
          Яромир собрал людей. Совершили молебен, взывая богов к защите русов:
-Священный долг каждого мужа - защищать великие вотчины свои, старых и малых из родов своих, Роды друзей и близких своих. Родовая дружба и взаимопомощь должны крепнуть во всех краях наших. Если отказать в помощи ближним Роду, то и Род откажет в помощи вам.
         Ратные воины соорудили стену из копий, по которой, не споткнувшись, прошел конь. Это был хороший знак, суливший удачу. На сходе единогласно решили выступить городской дружиною и отбить табуны лошадей, стада рогатого скота. Самые опытные воины, возглавлявшие дружину, развернули платок с клетками и выставили вырезанные из дерева разные по  значимости фигуры.  Сегодня они представляли главных и рядовых пеших и конных дружинников. Двое сели за стол и передвигали по очереди фигуры, планируя ход битвы на поле боя. Рядом с каждым игроком стояло еще по опытному дружиннику, которые подсказывали наиболее верное решение. Все участники будущего боя стояли плечом к плечу, внимательно слушали и запоминали ходы будущих действий, где каждому отводилась особая роль. Каждое движение фигур было строго продумано и выверено. Ошибаться было нельзя, ибо ошибки стоили провала военной операции. Потом, прочитав молитвы у Огня на площади,люди разошлись по домам для короткого отдыха.
           На войну собрались быстро без речей и слез. Старик надел белую рубаху, уединившись, совершил магический обряд на защиту от стрел и копья, взял под уздцы коня и присоединился к дружине из молодых сильных выносливых воинов и небольшой конницы. В это время Лада вместе с женами воинов стояла на городской стене и посылала с ветром заговор, чтобы сберег он Ория и его товарищей в кровавом бою:               
                Заговариваю я ратного человека Ория.
                Мой Заговор крепок,
                Как Камень Алатырь!
                Гой!
          В ночь накануне выступления воинов, которые хорошо  владели   секретами  чародейства наряду с боевым искусством, тайны которого уносили с собой в могилу, старик  вышел за пределы городской крепости в укромное место в темном лесу. Он, как и его соратники, знал, что военное столкновение или битва происходит не только на физическом, но и на тонком, астральном уровне. Он совершил ритуал    защиты  тела астрального двойника, чтобы одержать победу  над превосходящим по силе и численности противником. Ночь была темной, безлунной и почти безветренной. Темное бездонное небо с поблескивающими звездами манило своим таинственным великолепием. Терпкий запах травы и сосновых веток, ночная свежесть   настраивали на воспоминания о романтике юных лет. Где — то был слышен вой одинокого волка. Но звери были не страшны умудренному жизненным опытом знатоку лесных тайн. Он отгонял от себя всплывающие в памяти картины детства, связанные с этими до боли знакомыми и родными местами.
          Старик сел возле большого камня, неторопливо развел костер. Причудливые тени заплясали на лесной поляне вместе со сполохами пламени. В сплетении мрака и света ожили смутные очертания леса и холмов. Удивительно молод и строен, ловок был этот седовласый рус, завораживая своим безмолвным танцем с мечом возле костра. Потом он неторопливо положил оружие рядом с собой под камень, укрыв сверху  листьями дуба и зверобоя. Долго сидел Яромир лицом к  костру и спиной к камню в безмолвной тиши, читая молитвы Богам, пока не услышал, как ухнула сова за спиной. Старик  вынул оружие из - под камня и громко произнес: "На защиту и бережение, против всякого лиха”. Потом он спустился к реке. Небо над головой медленно начало голубеть, утренняя свежесть и сырость заставляли вздрагивать от дуновения прохладного ветерка. Чтобы  обрести силу для победы над противником, старик, разметав в стороны руки, представил, что он сливается с   быстрой и сильной рекой,  текущей на врага и сметающей все на своем пути. Он чуть слышно прошептал: "Как течет река, так и ты, сила, перетекай от нее ко мне”. Старик знал, что успех сражения зависит не только от силы и воинских знаний, но и от ума и  воображения, от способности устрашить врага силой духа.  Война — это не только демонстрация силы, но и умение врага передумать.  Потом, выпрямив спину, чувствуя прилив сил, он  подошел к роднику, набрал в ладони чистую холодную воду и выпил её со словами: "Пью воду силы, пью воду мощи, пью воду непобедимости”. После этого он вытер руки об оружие. Затем, обратив взор к выплывающему над горизонтом и разгорающимся все ярче и ярче солнцу, старик произнес: "Как вижу я  этот день, так дай мне, Всемогущий Боже, увидеть и следующий”.
         Утром, когда края облаков, засверкали золотыми бликами и лучи огромного  светила развеяли туман и быстро согрели землю, старик благословил воинов, прочитав заговор: «Именем Света, именем Рода, именем силы его! Перун насылает благость на призывавших её. Силу и славу, твердость и ярость, даждь нам Перун в бою. Громом явленный, будь вдохновенным, волю яви свою. Именем Бога Седого Сварога воину силу даждь. Сыну и брату, другу и вою, волю свою яви. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!» 
         Большая часть  русов выступила в поход пешими в простых кожаных панцирях с бронзовыми пластинами,в меховых шапках с пластинами, напоминающими головы зверей. У левого бедра  каждого был тяжелый щит из просмоленных деревянных досок, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом. В правой руке держали копье или меч. В бой пошли молодые, физически сильные и ловкие воины. Колесниц решили не брать, ограничились небольшим конным отрядом, с которым и поскакал старик. Конные стрелки вооружились луками и копьями, дротиками и короткими мечами. Некоторые всадники держали в руках длинные шесты со знаменами в виде  драконов, сшитых из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов были сделаны наподобие змеиных.  Когда кони стояли смирно, видны были  только свешивающиеся вниз разноцветные лоскуты, но при движении они надувались от ветра  и становились похожими на драконов, внушая ужас врагам.  Кроме того эти цветные драконы  помогали   разным отрядам не нападать один на другого, помогать друг другу. Готовясь к бою, русы дали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь и добро Рода. Плен  считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному братству,   взаимовыручке и взаимопомощи в бою. Воинские клятвы  были скреплены именем Сварога.  Вступая в битву, большинство из них шло на врага со щитами и копьями или мечами в руках, с жаждой победы в горячих сердцах. Погибнуть в битве почиталось высшим счастьем, а умереть дряхлым в постели - унизительным позором.
          Русы напали на врага, как всегда, внезапно. Вначале на поле сражения вышли два воина. Вражеский богатырь был широк в плечах и  страшен. От русов выступил Орий. Хоть и росл он был, но строен и худощав. Увидев  его степняк рассмеялся. В начавшемся поединке Орий сразу ударом меча обезоружил врага и тот отступил. Это был добрый знак свыше —   покровитель  воинов русов Перун благословил их на победу. С обеих сторон  прозвучал боевой клич  и началась кровавая схватка. Запах первой крови смешался с запахом клевера и полыни в чистом поле, толпы людей сшиблись в многочасовом бою.  Русы сражались  мужественно, осыпая противника тучей напитанных ядом стрел. Но потом они бежали, бросая на поле битве ценное оружие, увлекая за собой противника в багряных клубах пыли. Биться им было удобней в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах реки.
          Русы в основном  формировались как  жители лесов. В отличие от вражеских степняков, виртуозно владеющих длинными копьями и пиками, которым  был присущ открытый стиль боя на лошадях без каких - либо хитростей, лесовики  отличались хитроумными способами ведения боевых действий. Начиная битву в поле, они  через некоторое время бежали в лес, заставляя противника преследовать их. И, когда нападавшие в предвкушении победы, потеряв осмотрительность, торжествуя, кидались в след за разбегающимся войском в лес, начиналось основное действо. Лес для лесовика, что дом родной, а в доме и стены помогают. Использовалось огромное количество ловушек  и оружие подходящее имелось для тесного боя в лесу: ножи, палки и  дубины.
           Когда строй противника рассыпался, внезапно  началось отчаянное сражение. Откуда ни возьмись из — за деревьев и кустов нападали воины, разя противника наповал. Некоторые из них были в медвежьих шкурах, внушая ужас врагу, как будто духи восстали из — под земли. Стон и крики были повсюду. Манера боя была жесткой с применением не столько ударов, сколько толчков, зацепов и подсечек. Если же удар и наносился, то, как правило, не кулаком, а предплечьем. Это был мощный "удар на полруки", наповал сбивающий с ног. Русы великолепно владели приемами "Велесовой борьбы"-  смертельно опасного  рукопашного боя. На  кожаные рукавицы нашивались бронзовые  бляхи, чтобы ужесточить удар. Удары были резкими, сильными, не очень частыми. Убить врага русы могли  одним точным ударом. Противник испытывал чувство ужаса перед ними и их духами. Это была победа не только силы и мастерства, но и нравственного превосходства, ибо  вторжение врага в родные земли  было преступным  и не было врагу пощады.
           На лесных  полянах вдруг появились укрепления из повозок. Оттуда летели копья и стрелы, брошенные меткой рукой, а потом конница лихо преследовала врага. Хотя русы  не признавали военного строя, но   при наступлении продвигались вперед, сохраняя непонятный врагу боевой порядок.  Они везде занимали  очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не давали возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга или зайти к ним в тыл. Старшины умели организовывать взаимодействие своих отрядов и осуществлять внезапное одновременное нападение на противника, побеждая его с наименьшими потерями в своих рядах. «Каждый помысел завершается перемещением, и каждое движение завершается думой», - о таком военном мастерстве потом напишут летописцы. С выгодой для себя русы использовали засады. Когда противник пятился назад, вдруг его атаковала конница. На многих конях скакали  по два вооруженных всадника, которые поочередно внезапно соскакивали на землю и мешали неприятелю их атаковать. В ловкости и проворстве конные воины   не отставали от своих быстрых  лошадей.
          Орий один скакал на вороном коне, ворвавшись в плотное кольцо вражеских стрелков. Он рубил мечом правой рукой, а левой рукой держал щит, который защищал его  от ударов. Вместе с тем  храбрый воин  не давал щиту перекрыть себе обзор и не терял контроль за действиями противника. Колчан с луком и стрелами всегда были за его спиной и, когда он стрелял из лука,  он бил без промаха в цель. Его  меч то там, то здесь продолжал мелькать с такой быстротой, будто сполохи от  разрядов молнии разили врага. Но вдруг сразу несколько стрел вонзились в ногу коня и в правое плечо Ория. Конь рухнул на скаку, сминая бурую траву.  Орий, перелетев через его голову, камнем грохнулся на землю, потеряв сознание от мощного удара. Он не видел, как его  четвероногий друг перелетел через кусты и приземлился возле раненого. Зверь рвал на части стрельца, атакующего бездыханное тело Ория. Затем, намертво ухватив руса за одежду, он  утащил его в безопасное место. Неуклюже обняв хозяина лапой, он нежно казался  лица Ория, зализывал раны, словно выхаживал  слепого новорожденного детеныша.
           Во время ожидания своего суженого в городе Лада, сердцем почуяв неладное,   выпустила запертого в комнате  лохматого товарища Ория, чтобы он в чащобе вдали от города нашел его. Помнил ли  четвероногий друг, как упросил малец отца не убивать волчонка, найденного в лесу, как растил, холил и кормил его, но вырос волчонок преданным хозяину и спас его в трудную минуту. Орий был слишком слаб, чтобы обнять любимого зверя, он что — то тихо ласково шептал ему. Когда рядом проходили русы, зверь протяжно завыл, чтобы обратить внимание на раненого бойца. Вскоре Орий очнулся на руках  своих товарищей, несущих его с поля боя, а рядом бежал его друг с опущенным вниз хвостом.
           А в это время горстка оборонявшихся кочевников, растратив стрелы и швыряя в русов камни, отступала к реке.  Вдруг из речных глубин  поднялись воины в зеленой тине и начали стрелять из луков, как будто водяная нечисть добивала и топила  бегущих варваров. Битва была кровавой, жестокой и справедливой.  Равных русам не было ни в труде, ни в бою. На чужое не посягали, но и свое не отдавали. Молнии  стрел разили врагов, чёрный дым от горевших щитов поднимался к небу. Чужеземцы стали разбегаться, надеясь спастись от неминуемой смерти. Но русы их настигали и добивали. Рубились долго и упорно, не оставляя никого в живых, отрезая пути к бегству. Пленных не брали, жестоко мстили пришельцам за  вторжение на свою землю.  Скоро   всё было кончено. Конница без труда отбила украденный скот и вернула его домой. Осаждать вражеские поселения не стали, так как уничтожили огромное количество  боеспособных мужчин, а сражаться с женщинами и стариками было не в их правилах.
          Яромир  оказался  в самом центре сражения, где погибли десятки его соотечественников.  Он видел их сосредоточенные и обветренные лица, слышал оглушающие крики и заражался энергией от блеска глаз, вспыхивающих искрами   от  разгорающегося огня беспощадной злости и праведного гнева соплеменников. Не было страха смерти в этих глазах. «Пусть несет урон вражья стая за то, что она сделала, пусть одержат победу мои славные мальчики», - думал про себя старик, ни на минуту не отвлекаясь от направленных на него копий и  инстинктивно уклоняясь  от вражеских стрел. Несмотря на то, что старик все знал о своем «Я» и "Живы" его имели  семь тел и он мог управлять временем и пространством, мог обезопасить себя от любых атак и наносить противнику мощные удары, над ним нависла смертельная опасность. Долго  незримый Золотой Щит защищал его, но в  изнуряющей битве  силы старика стали ослабевать и он упал, готовясь принять с достоинством смертельный  удар. Но на его защиту вдруг бросился Анд, убивший врага, но получивший в бою смертельную рану. После изгнания из города он с женой помогал селянам пасти скот, а когда узнал о битве, решил принять в ней участие, купил на заработанные средства оружие для боя.
- Передай моим детям, что их отец достойно в бою принял смерть, - прохрипел Анд.
-  Хорошо, Анд, я выполню твою просьбу. Мы позаботимся о твоей жене и детях, мы похороним тебя как героя.
           Старик долго смотрел на усеянную телами врага поляну, кровью политую. Потом он обратил свой взор к бездонному синему небу, где ярко и невозмутимо светило вечное солнце. В даль небес были устремлены глаза Анда. Старик бережно  закрыл ему глаза, полил слезами  его тело и тела других сородичей и  долго читал молитвы Богам, чтобы они достойно проводили воинов в иной мир. Для того, чтобы погибшие воины попали в царство небесное, сожгли их на погребальных кострах. На кургане соорудили прямоугольные срубы из брёвен, высотой примерно по плечи человека. Пространство внутри сруба заполнили ветками и  соломой, потом на верхи   возложили домовины — кому домик, кому ладью, в коей лежал умерший головой на запад. Вокруг погребального костра сделали ограду, к которой прикладывали солому.  Воинов хоронили с оружием и подарками, которые могли понадобиться им в мире ином. Вместе с умершим на тот свет отправляли его собаку и коня. Если бы пожелала жена сопроводить руса в загробный мир  по ее  доброй воле, то и она ушла бы с ним. Но в битве участвовали молодые русы. Многие сужеными не обзавелись, у некоторых остались детки малые, которых жены и товарищи поклялись вырастить добрыми воинами. Старик смотрел на погребальные огни и нараспев читал прощальную:
               Злату Сваргу освети, погребальный костёр!
               Я в последний раз взгляну на родные поля
               Вместе с дымом подымусь, порасправлю крыла
               Над просторами Земли – Неба синий шатёр.
               По окончании молитвы все смолкли до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге. Останки покойных родичи собрали в урну, поставили столпы — особые избушки для мертвых и памятники, начертав на них имена героев. На могильники принесли лепешек, пирогов,  вина, и поминали усопших. Печальная песня потерь от всего сердца скорбящего, от всей души смятенной пронзительно неслась над просторами родной земли.             
               Разожмитеся, да уста сахарныя!
               Обернись- ко ся да мои родимые
               Перелетным ты, да ясным соколом,
               Да послушайте - ка родимые,
               Горе горьких наших песенок.
         Девять дней и ночей всем городом пировали на поминальной страве. Молодые парни устроили тризну — кулачные состязания в честь умерших, доказывая, что они с честью продолжат их правое дело. Старик сидел в стороне, погруженный в раздумья. Если человек живёт по совести, он не утратил связь с Богами и его душа не умирает.  Всевышний явлен в нашей Вселенной Солнцем. Солнечный свет пронизывает всё. Наш Всевышний  - в Бесконечности. Потому душа человека бессмертна.
        Старик долго сидел в тишине,  словно что - то обдумывая и вспоминая, потом он встал и торжественно произнес:
- Надо хранить священную память о всех ратных людях, кои положили животы своя за други своя, за Землю отцов своих, за процветание и будущее Родов своих. Война - самое страшное  зло в    жизни. Но война за свою землю, за жизнь  отцов, матерей, жен  и  детей сурова и справедлива. Никто не должен приходить в наши земли с оружием и оставаться за грехи безнаказанным. Велика и величава  бескрайняя наша земля, как широка и   непонятна никому наша   душа, так берегите эту Матушку —Землю  и  бессмертную душу свою, братья мои. Да будет так!

    


Рецензии