Сказ о Стране Городов. Начало
Славлю светлое Солнце наше!
Славлю Землю Родную нашу!
Славлю светлый День и тёмную Ночь - Коловращенье
Великое!
Славлю Родных Богов, Род Небесный и Предков наших!
Седовласый Яромир стоял на пороге своего дома и пел гимн Солнцу. Его обветренное лицо светилось умом и добротой. Ни длинная борода, ни седые волосы, перевязанные красной лентой, не скрывали его душевной молодости. Прямая спина и сильные плечи свидетельствовали о крепком здоровье и трудолюбии. На нем была чистая рубаха с вышивкой. Он смотрел на утреннюю зарю над холмами и благодарил богов негромким, слегка надтреснутым голосом.
Яромир был самым старшим мужчиной в Городе Солнца, что располагался на восточной отроге Уральских гор. Он хранил традиции и сакральные знания, передавая их молодым. Мудрый Старейшина приносил дары на Огненный Родовой жертвенник, решал споры и проводил древние обряды. Часто он вспоминал свою молодость, когда его благословили на этот путь.
Однажды толпа людей бесшумно направилась в лес к древнему капищу. Они пересекли мост через глубокий ров и вошли в узкие ворота. На просторной площадке, окруженной частоколом, стоял четырехликий идол. Он напоминал о том, что боги даруют людям урожай, радость и защиту. Все расположились по местам и принесли дары: ключевую воду, свежеиспеченный хлеб и мясо домашних животных. Затем началось посвящение Яромира в мудрецы.
Семь жриц танцевали вокруг юноши, вплетая в свои песнопения заклинания на муку и зерна. Они символизировали силы ветров, наполняя Яромира энергией.
Как Дажбог обновленный рождается,
Так и Рос к миру Прави по Сварге идет.
Жрицы укрыли Яромира, нареченного в честь солнечного бога Ярилы, белым рушником с семью вышитыми цветами и начали читать заговоры. Они просили богов помочь посвященному обрести способность подчинять себе силы природы, видеть прошлое и будущее. Посвященный в мудрецы должен был научиться понимать энергетическую информацию тонких миров, знать астрономию и другие науки. Затем он должен был учить соплеменников и исцелять их тела и души. Женщины молили богов, чтобы молодого воина не брали в бою ни каленая стрела с острым каменным наконечником, ни тяжелый меч.
Яромир увидел, как грозный повелитель ветров и стихий Стрибог бросал хлеб и жертвенные дары в огонь. Когда одна из жриц вонзила нож в пень, раздался гром, и небо прорезала молния. На землю обрушился холодный ливень. Люди стояли неподвижно, ощущая, как небесный огонь и гроза наполняют их невиданной силой. Это была сила небесной дружины, которая могла прийти на помощь в трудную минуту и защитить их род от бед и невзгод.
Яромир дал шестнадцать обетов, чтобы следовать пути самосовершенствования и развить в себе шестнадцать качеств: правдивость, сдержанность, подвижничество, самоотрешенность, стыдливость, скромность, самообладание, самодисциплину, преданность, стойкость, целеустремленность, умение противостоять несправедливости, приношение бескровных жертв, продолжение рода и милосердие. Жизнь старца была трудной, но светлой, потому что он жил праведно и учил молодое поколение соблюдать законы Яви для выживания и продолжения рода, а также законы Прави для общения с богами, природой и собственной душой.
Однажды Яромир нарисовал на большой доске модель Вселенной и рассказал детям сказку о колобке.
Попросил Тарх Перунович Живу испечь колобок. Та по амбарам помела, по сусекам поскребла и испекла его. Засиял колобок на окне Золотого Чертога и покатился по небесному пространству. В Чертоге Вепря от него откусили кусочек, в Чертоге Лебедя он лишился части своего бока, в Чертоге Медведя колобок уменьшился наполовину, в Чертоге Волка он сильно похудел, а остатки его совсем исчезли в Чертоге лисы.
Так дети узнали об астрономических явлениях, таких как новолуние и превращение Луны в Месяц, а также о её движении среди созвездий. Ученики старательно запоминали нумерологию, учились считать, чтобы потом строить дома и становиться мастерами в металлургии, кузнечном или воинском деле. (Интересно, что в таблице умножения до сих пор сохранились предлог «на», частичка «ю» (пятью пять) и «жды» (трижды три). Это говорит о том, что наши предки умели умножать «на» в двумерном пространстве, «ю» — в трёхмерном, а «жды» — в космических масштабах, рассчитывая движение планет и Солнца. Примечание автора.)
В следующий раз ученики отправились на природу. Рано утром они с радостью покинули город, миновав сторожевой пост у ворот. Стражники пожелали им доброго пути, взмахнув копьями. Дети вместе со стариком произнесли Требу на ветер — заклинание, которое должно было принести удачу в путешествии или удачный день.
Что желаем, все исполнятся, что задумали, совершается,
Дорога наша легкая да прямая, под ноги ложится, бежит,
Успехом да удачей занимается, мир для нас возможностями открывается,
Счастье да радость дарит.
В добрый путь! Удачного дня! Да будет так.
Увлечённые игрой, дети начали срывать цветы и бросать их, как стрелы, обрывая лепестки и листья. Старик собрал их в круг и начал рассказывать:
— Дети, посмотрите на эту ромашку. Она как маленькое солнышко с белыми ресничками. Однажды юноша получил такой цветок во сне от старца и подарил его своей девушке. Она попросила собрать букет из белых цветов. Юноша отправился в путешествие и встретил старика, который обещал ему цветы в обмен на обещание остаться в царстве снов. Но когда девушка проснулась, она увидела поле волшебных ромашек, а юноши нигде не было. Видимо, его душа осталась в этих цветах.
— Вон, смотрите, берёза стоит одиноко. Когда-то на её месте русалка приходила сюда из лесного озера. По ночам она выходила из воды и резвилась под луной. Но с первыми лучами солнца русалка ныряла обратно. Однажды она так увлеклась игрой, что не заметила появления бога солнца Хорса на небе. Он влюбился в неё и не дал ей скрыться в озере. Так русалка превратилась в белоствольную берёзу.
— Посмотрите, какой красивый синий цветок я нашёл! — воскликнул мальчик.
— Это василёк. Его используют для украшения первого снопа, когда созревают ячмень и пшеница. Если лето тёплое, то с середины июля жители соседнего села начинают складывать первые скирды сена. Рано утром, пока роса ещё не высохла, вяжут снопы и первый посвящают Велесу. Косари до самого Радогоща вплетают в снопы ленту и велесову бороду для благополучия. Пучок последних колосьев пригибают к земле, скручивают в жгут, заплетают косу, украшают цветами и укрепляют ниткой.
— Видите на поле, где травы уже в полный рост, пасутся овечки? Это овцы Велеса. Чтобы стадо не порезали волки и не было падежа, земледельцы просят Велеса: «Батюшка Велес, покровитель скота и податель земных благ. Дай мне одну овечку из твоего стада, с мягкой золотой шерстью, наполненной силой и природой. Я буду её кормить, холить и лелеять, чесать и вовремя подстригать».
Дети, выслушав рассказы старика, разбежались по полю, любуясь рассветом, полётом бабочек и стрекоз, великолепием трав и цветов. Кузнечики стрекотали так громко, что закладывало уши, а юркие ящерицы прятались под камнями. Огромное солнце поднималось из-за горизонта. Старик жестом пригласил детей следовать за ним. Он вышел на пригорок, десять раз поклонился солнцу, затем развернулся спиной к нему и поклонился той стороне, куда оно садилось. Дети повторяли за ним, кланяясь востоку и западу. Старик называл части света и учил находить их по движению солнца и веточкам одиноко стоящего дерева, которых было больше на южной стороне. Затем они выполняли разные упражнения, закаляя тело и дух.
— Не рвите цветы понапрасну и не ломайте деревья, — сказал старик. — Они живые. Любите и цените красоту природы. Лучше собирайте душицу.
— Ой, она так вкусно пахнет, как мята, из которой мама делает отвар, — заметила девочка.
— Душица отгоняет насекомых — комаров и блох. Её можно использовать в доме. А вот эту белену лучше не трогать. Если съесть её семена, можно умереть, потому что растение ядовитое.
Яромир рассказал много интересного о том, как применять цветы и травы в быту, для лечения и избавления от болезней.
Когда старик с детьми вошли в лес, он положил под самое высокое дерево чашку с мёдом и хлебом, а затем поклонился. Вдруг перед ними появился огромный мужик с ветвями вместо волос и бурой корой вместо одежды. Это был Леший, который охранял лес. Старик поклонился ему и сказал:
— Лес честной, царь домовой, хозяин большой. Прошу вас с хлебом, солью, белой и красной рубашками, с низким поклоном — простите и благословите. Помогите мне собрать мёд и ягоды, чтобы не заблудиться в чащобе.
Леший подмигнул и мгновенно превратился в гриб, который застыл под деревом, как будто никого не было.
Вокруг была настоящая сказка. Сквозь листву пробивались солнечные лучи, каждая травинка сверкала изумрудом. Вдруг раздался одинокий лесной голос: «Ку-ку!» Дети заинтересовались и начали подзывать кукушку. Вскоре они услышали: «Ку-ку!» На ветке появилась серая птица с длинным хвостом. «Ку-ку», — закричали дети и спугнули её. Птица улетела.
— Лес любит тишину, — сказал старик. — Вы всех распугаете, ничего не узнаете. Смотрите вокруг, открывайте сердца и слушайте голос мудрости. Старайтесь всё познать умом и сердцем.
Вдруг раздался стук дятла. На сосне долбил кору чёрный дятел с яркой грудкой. Все притихли, наблюдая за его работой. Дятел спасал дерево от вредных насекомых. Сколько ещё тайн хранит лес!
— Смотрите, белка! — воскликнул парнишка с полным туеском грибов. На сосне прыгала белочка с большими глазами и пушистым хвостом. Она держала гриб и ловко балансировала на ветке. В кустах мелькнул рыжий бок лисицы. Впечатлений от прогулки было много.
— Запомните, — сказал Яромир, — мы выживем вместе, но погибнем поодиночке. Помогайте друг другу. Помните заветы Перуна: жадность губит познание. Когда познание гибнет, пропадает стыд, угнетается правда. С гибелью правды исчезает счастье, а без счастья человек теряет смысл жизни. Его богатствами завладеют чужеземцы.
Ребята внимательно слушали наставника. Они учились делать незаметные метки на кустах и деревьях, ходить бесшумно и различать следы зверей. Лесная земляника источала аромат, но уже не помещалась в желудках. Путешественники несли полные туески лесных даров. Старик учил их языку птиц, чтобы подавать сигналы друг другу. Дети устали и спрятались в кронах деревьев, лениво дремали на толстых ветвях, как в гамаках. Только сторожа сменяли друг друга. Старик исчез и вернулся с туесками мёда и малины. На птичьем языке он дал команду сбора на поляне. Разжёг костёр, заварил травяной чай и угостил детей мёдом с домашними лепёшками. Веселье не прекращалось.
— Почему я не разрешил разорить птичье гнездо? — спросил старик.
— Потому что птицы полезны, уничтожают мошек и охраняют деревья, — ответили дети.
— Но человеку нужна не только польза от птиц, — возразил старик. — Закройте уши и представьте лес, где птицы молчат и травы не растут. Разве можно быть глухими к красоте? У людей есть душа, которая поёт вместе с птицами. Разорите гнёзда — птицы улетят, и мир обеднеет.
— Человек — самое разумное существо на земле. Он несёт ответственность за всё живое, чтобы сохранить богатства для потомков и не разгневать богов.
— На сегодня хватит. Пора возвращаться домой.
Вдруг раздался хруст веток под ногами незваного гостя. Дети в ужасе замерли, увидев, как из чащи выходит огромный бурый медведь. Он стремительно приближался к ним, прыжками пересекая поляну. Зверь остановился почти рядом, и дети смогли разглядеть его страшную морду и белое пятно на груди.
Старик знаком велел им не шевелиться и направился к медведю с туесками. Он поставил перед зверем малину и мед, затем спокойно сказал, что люди не хотят ему зла. Он пригласил медведя отведать угощения, а сам осторожно попятился назад, стараясь не хрустеть ветками.
Когда медведь подошел к туескам и перестал следить за людьми, дети осторожно последовали за наставником. Они двигались по диагонали и замирали, когда зверь отвлекался от лакомства. Вскоре они стали свидетелями забавной сцены: медведь с урчанием поедал малину, а затем взялся за мед. Но его голова застряла в туеске. Зверь попытался освободиться, но безуспешно. Он рычал и катался по траве, пока не смог убежать в чащу, таща туесок на голове.
Дети негромко смеялись, наблюдая за этой картиной. Когда опасность миновала, старик заметил, что они все еще потрясены. Он мягко сказал им:
— Помните, дети Расы Великой, хотя медведь — большой и страшный зверь, никогда не поворачивайтесь к нему спиной и не убегайте. Не поддавайтесь страху, ведь он, как змеиный яд, сначала приносит пользу, но быстро накапливается в душе и отравляет жизнь.
Скоро показалось знакомое поле, засеянное ячменем и пшеницей, и берег реки. Дети наконец-то смогли расслабиться и дать волю веселью. Они смеялись, шутили и валялись в траве, изображая неуклюжего лакомку.
— Спасибо, дедушка, за науку, — сказали они. — Теперь мы сможем угостить наших близких и рассказать им, как мы целый день учились мудрости у природы.
— Чада рода своего, уважайте своих отцов и матерей, — ответил старик. — Они дали вам жизнь, и не забывайте заботиться о них до конца своих дней.
Проводив детей домой, старик долго стоял на пороге своего дома, глядя на закат и вспоминая свою жизнь. Не случайно Яромир так хорошо знал о Велесе, часто являвшемся людям в образе медведя. Этот могучий зверь почитался древними русами, которые называли себя внуками Велеса или волкомедведями. Они хранили в домах клочья медвежьей шерсти и когти, чтобы заручиться поддержкой бога в загробном мире.
В Велесов день, 24 марта, жрецы и жрицы привели молодого Яромира в святилище Велеса, расположенное в глухом лесном овраге. К подножию огромной сосны расстелили светлый вышитый рушник, на который положили любимые богом угощения: блюдо с молоком и яйцами, кашу с маслом и мясом тетерева. Затем расстелили звериные шкуры, среди которых была шуба шатуна, добытая Яромиром с помощью рогатины и ножа. Этим ножом очертили круг и положили его рядом с юношей. Трижды окропили его родниковой водой и произнесли заклинание
Гой Велесе яве днесе гони стады в поднебесе,
Дажди роду ты отрады,а размети все преграды.
Лихо всяко ты отмеже,добро даре обереже.
Здравой ны возлади славы вышних ради!Гой!
Слава Тебе, Велес!
Слава Тебе, Велес!
Слава Тебе, Велес!
Потом у юноши отрезали прядь волос. Трижды вынимали нож из земли, чтобы разомкнуть обережный круг. Молодец положил рядом с блюдами и горшками для Велеса ковш с медом и лепешку и обратился к божеству со словами:
Дай нам Мудрости Твоей Божественной!
Дай нам Силы Твоей Неодолимой!
Дай нам Защиты Твоей Несокрушимой!
Укрепи Общину Твою, Велесову —
чтоб и впредь крепла она и расширялась —
ибо мы внуки Твои.
Веди нас и дальше, Великий Велес, Путями Твоими —
ибо только Ты Пути ведаешь.
Укрепи Союз наш с Тобою —
да будет он мудрым, крепким и несокрушимым.
От ныне и до века!
Так он перешёл под покровительство Велеса, переоделся в новую одежду и носил обережный нож до конца жизни. Яромир почувствовал жаркую волну, пробежавшую по телу, и увидел Велеса в медвежьей шкуре, добродушно улыбающегося. Рядом с ним вились ужи, а на плечах горделиво восседали грач и ворон. В зарослях кустов мелькали силуэты волков.
Яромир часто жил в лесу, питаясь дарами природы. К нему приходили разные звери, в том числе медведи. В старину говорили, что святой — тот, кто вышел из леса с медведем. Так проверяли старцев и наставников подрастающего поколения. Если медведь не задирал человека, значит, тот обладал сверхчеловеческой силой. Люди верили, что тёмные силы не могут принять облик медведя. Медведь был от Бога, как и человек, которого медведь не трогал.
Старик всегда помнил самую прекрасную весну в своей жизни. Он любил одну женщину до самой смерти. Однажды в юности, вернувшись из леса после удачной охоты, он застыл в поле, увидев красну-девицу невиданной красоты. Её волосы пахли хмельной душицей. От волнения он забыл, как подошёл к ней и что сказал, но пронзительный взгляд синих глаз запомнил на всю жизнь. Она жила в поселении возле Города Солнца и шла по полю, собирая цветы и сплетая венок. Они встречались на перекрёстке дорог, и об этом знали все жители.
Жрецы и жрицы провели обряд венчания на капище с богатыми дарами и молитвами. Род долго пировал у холма. Его жена умерла при рождении младенца, но её слова: «Мой повелитель, я в горе и радости, всегда готова помогать тебе и участвовать в сотворении великом», глубоко запали в душу.
Старик вспоминал, как они выбирали место для дома, ночевали под открытым небом, глядя на звёзды. Иногда строили шалаш в лесу, услаждая ложе пахучими травами. Утром на заре они рассказывали друг другу о цветах, травах, пчёлах и зверях, смешивали слова с жаркими объятьями и поцелуями.
Яромир и его жена жили в городе, часто навещая родных в поселении. Юноша собирал букеты для любимой, когда она пекла лепешки к завтраку или ходила за молоком. Их души питались энергией любви, которую они дарили окружающим. Сородичи улыбались, видя их, и говорили: «Силен и работящ ваш медведь. Свежа и прекрасна ваша яблонька».
Старик видел свою любимую на холме за городом, такую же молодую и ослепительно красивую. Ветер доносил нежный шелест её слов. Он стоял до поздней ночи, ожидая, когда её бессмертная душа упадёт на землю звездой. Вспомнил слова Перуна: «Детьми человеческими подвижничество совершается в мире Яви, а плоды вкушаются в мире Нави».
Глава вторая. Суд в городе солнца
Ни изречения из мудрости миросияния, ни
заклинания из мудрости жизни не спасут творящих
злые деяния. И каждый ответит за свое беззаконие...
Слово Перуна.
Вечером на площади Города Солнца собрались горожане. Город был удивительно красив: он обвивал холм, плавно спускался к стенам, которые напоминали частокол с земляным валом, превращая их в неприступную крепость. Город был идеально круглым, с высокими башнями, сияющими огнями, и мощными стенами. Здесь всегда царила чистота, ведь предки верили, что чистые помыслы должны жить в чистом теле, а человек должен творить чистые дела. Для этого они построили фортификационные системы, ливневые стоки, колодцы и очистные сооружения.
Город состоял из трех колец. Внешнее кольцо — это городские стены, к которым примыкали загоны для лошадей и скота. Сверху по крышам проходила дорога для колесниц, запряженных лошадьми, которых предки приручили, поймав в диких уральских степях. Второе кольцо составляли тридцать домов с общими стенами и отдельными выходами на главную улицу города. Третье кольцо ограждало квадратную площадь, вписанную в круг города, символизируя Землю в Солнечной системе. В центре площади возвышался острый камень, похожий на человеческую фигуру. Именно здесь горожане собирались на свои встречи.
Наши предки верили, что мир состоит из материи и общих законов, по которым развивается все сущее. Они считали, что каждая стихия — Огонь, Ветер, Земля и Вода — обладает своим сознанием. Поэтому у каждой стихии был свой Бог. Огонь подарил людям Бог Агни. У Бога Неба Сварога было три сына. Старшие служили в Небесной дружине, и отец даровал им булаву, стрелы и золотой щит. Младшему сыну, который был еще отроком, не досталось подарка. Тогда он вынес из отцовской кузни уголек. За это Бог Неба повелел Агни пребывать в мире людей.
В Стране Городов люди поставили у огня камень, защищенный от ветра и дождя. Это был храм, в котором горел священный огонь, символизирующий Божественный Свет среди мира материальных вещей. Когда люди молились в своем храме, Бог Агни переносил их молитвы в духовный мир и дарил божественную энергию миру.
Агни был бесстрашным, умным и сильным. Однажды он сражался на Земле с лютым Чёрным Змеем, защищая людей. Но его силы оказалось недостаточно, и тогда Солнце погрузилось в морские воды, Землю окутала мгла, а Огнебог скрылся от Змея в кузне своего отца Сварога. Сварог начал ковать плуг, а Стрибог (Бог Ветров) и Агни помогали ему. Змей тем временем взлетел на Небо и объявил себя владыкой Вселенной. Но Светлые Боги ответили ему: «Лютый Чёрный Змей, повелитель тьмы, лижи скорей три Небесных Свода — все три двери в Небесную кузницу! Мы тотчас сядем тебе на язык, и станешь ты тогда всей Вселенной царь!» Пока Змей лизал двери в кузню Сварога, Боги отковали плуг. Когда Змей пролизал последнюю дверь, они схватили его за язык раскаленными клещами, запрягли в плуг и начали пахать Землю-Мать, разделив её на царство Сварога и Змеево царство.
Толпа густела, словно растревоженный улей.— Говорят, ограбили кузнеца Агра. Завтра после вечерней молитвы будет суд над вором. — оживлённо рассказывала любопытная женщина высокому мужчине:
Пойдём посмотрим. Кажется, все уже собрались. Объявлено Вече. Обсудят судьбу кузнеца Анда, нарушившего закон.
Из дома кузнеца Агра исчезли оружие и украшения, предназначенные для обмена на еду и одежду для семьи. Это было тяжкое преступление, которое могло караться смертью. Люди растерянно толпились на площади Города Солнца.
Вече — это главное собрание городской общины. На нём решали вопросы войны и мира, выбирали вождей, принимали законы, обсуждали договоры с другими землями и повседневные проблемы.
В центре площади стояли старейшины во главе с Яромиром, окружённые жрецами. Рядом расположилась дружина во главе с вождём племени. В первых рядах сидели самые уважаемые люди города.
На закате главный жрец прочитал вечернюю молитву:
— Благодарю тебя, Всевышний Род-Творец, за то, что провёл меня и моё тело. Храм духа моего укрепил, защитил от немощи и порушения. Дух мой укрепил правотой справедливой, сподобил пребывать в ясности и твёрдости. Благодарю, что дом мой, пристанище тела моего, в чистоте соблюлся.
Затем слово взял Яромир. Горожане внимательно слушали старика. Он умело помогал решать конфликты, находить справедливые решения на общих советах. Его логика и красноречие убеждали всех, что наилучший исход будет выгоден каждому члену рода.
На городской площади, где толпились люди, Бог Вышень, даровавший людям частицу своего сердца, зорко наблюдал за происходящим. Он следил за тем, чтобы справедливость торжествовала, и даже после смерти людей суд над ними был праведным. За праведную жизнь души отправлялись в золотое сияние Прави, а за преступления — в темноту Нави. Яромир, ученик Вышеня, был проводником его законов во время суда. Как и его учитель, он держал священный клинок острием вниз, что символизировало мудрость и справедливость.
Когда началось собрание, толпа загудела. Но ропот стих, когда раздался голос старика:
— Выходи ко мне, Анд. Ты много пил накануне и мало работал, но твои дети не были голодны.
— Почему я? Ты тоже можешь быть подозреваемым.
— Хорошо, — согласился старик. — Давай вместе зажжём лучины.
Он спокойно встал напротив Анда и впился в его лицо немигающим взглядом. Яромир смотрел на Анда так, будто заглядывал в самые тайные уголки его души. Руки молодого ремесленника дрожали, огонь его лучины метался из стороны в сторону, хотя ветра не было. Наконец Анд не выдержал и упал на колени, бросив лучину в костёр. По его щетине скатилась скупая мужская слеза.
— Хорошо, что дети не видят твоего позора. Они будут жить под покровом закона и вырастут трудолюбивыми и честными людьми, — старик говорил медленно и торжественно, обдумывая каждое слово.
— Казнить его! Привязать к дереву в лесу и отдать на растерзание зверью, а имущество отдать семье ограбленных, — закричали в толпе.
— Мы живём в мире Яви, но должны помнить о мире Прави, который рядом с нами. Иногда люди забывают о праведных целях, куда их зовёт совесть, и нарушают закон, забывая, что тех, кто живёт в мире наслаждений, смерть подстерегает. Как охотник подстерегает дичь, так пороки стремятся завладеть человеком. Хвастливость, жестокость и похоть приводят к шести грехам: трусости, зависти, лжи, слабоволию, тщеславию и ненависти к Ладе — супруге. Эти порождения тёмных сил приводят неразумных людей к преждевременной смерти. Но благородные дети Сварога не должны уподобляться зверям и быть кровожадными. Совесть и честь требуют быть милостивыми. Не прощать преступников, но изгонять их из своего рода.
Старик говорил в полной тишине. Все жители единогласно проголосовали за его предложение. Вышли вперёд дружинники и сорвали серебряный символ Бога — три треугольника, вписанные в колесо. Этот оберег обладал огромной силой, но носить его могли только те, кто был чист в своих помыслах, не допускал лжи, преступлений и предательства. Сполох огня сопровождал это действие.
Неожиданно жена Анда медленно вышла из круга и направилась к мужу.
— Я буду с ним в горе и холоде, — тихо произнесла она. — Я дала Ладе слово верности суженому.
Толпа жителей молча наблюдала, как двое сильных и красивых людей покинули город и пошли в туманную даль, не оглядываясь.
Вдруг все оживились, и взгляды людей обратились к незнакомой шустрой старушке, которая вела за руки двух ребятишек Анда. Они сиротливо озирались на свой дом, пытаясь найти родителей в толпе.
— Ой, Йогиня-матушка на капище детей повела! — вскрикнула девушка. — Я ее по узорчатым сапожкам узнала.
И действительно, старушка была одета просто, но ее ноги были обуты в яркие красные сапожки с золотой вязью. Она ласково прижимала к себе испуганных детей и что-то им тихо говорила. Это была Богиня-Покровительница детей-сирот, которую почитали чада Сварога. Она прилетела в Город Солнца на небесной колеснице. А может, эта старушка жила в святом месте, где жрецы укрывались от людских глаз, чтобы молитвами оградить город и жителей от невзгод. Кто знает?
Согласно поверью, добрая и кроткая Йогиня-матушка перевозила души умерших в царство мертвых и была покровительницей сирот. Она собирала беспризорников по городам и весям и привозила их в свой скит у подножия Ирийских (Алтайских) гор, чтобы спасти от неминуемой гибели.
У древних русов были святилища, высеченные внутри гор. Рядом с ними в скале находилось углубление, которое жрецы называли «Печь Ра». Из этого углубления выдвигался каменный помост с выступом, разделяющим его на равные части. Этот помост назывался «лапата».
В этих «пещерах» древние русы проводили огненный обряд посвящения богам. В одно углубление, которое находилось ближе к «Печи Ра», помещали сирот в белых одеждах. Во второе углубление поджигали хворост. Затем «лапату» задвигали обратно в «Печь Ра».
Чужеземцы, увидев этот обряд, разнесли весть о том, что сирот приносят в жертву языческим богам, сжигая их живьём в огне. Но они не знали, что существовал специальный механизм, который помогал опускать каменную плиту на выступ «лапаты», отделяя углубление с детьми от огня.
Когда загорался огонь в «Печи Ра», жрецы переносили детей из углубления на «лапате» в помещения святилища. Впоследствии из этих детей воспитывали жрецов и жриц. Когда они становились взрослыми, то создавали свои семьи и продолжали свой род.
Возможно, именно эти легенды стали причиной того, что после христианизации Руси образ красивой молодой богини превратился в символ зла, воплощённый в образе злой и горбатой старухи Бабы Яги. До сих пор ею пугают непослушных детей.
В то время общество состояло из разных слоёв. Были вождь племени, ведуны, жрецы, труженики, воины и земледельцы. Между ними не было чёткого разделения, и жили они в одинаковых домах. Труженики, если возникала опасность, становились воинами. Уважаемого труженика, который становился Старцем, могли учить детей, лечить жителей и руководить стратегическими решениями.
Основную часть общества составляли люди, беззаветно служащие своему роду. Эгоисты, стремящиеся к праздности, считались порождением демонических сил, олицетворяющих гнев, зависть, жадность, вожделение, гордыню и страсти. После смерти они погружались в царство мрака — Навь. При жизни за преступления их изгоняли из рода, и они становились изгоями.
Жители Города Солнца внимательно слушали жрецов, которые изучали звёздное небо и движение планет, знали законы Прави и жизни в гармонии с природой и передавали эти знания людям. В Городе Солнца существовала поговорка: «Помни о Прави, и будешь жить в здравии».
Сыновьями Перуна считались профессиональные воины дружины, которые были хорошо оснащены оружием и боевыми колесницами. Защита Отечества была священным долгом каждого в минуты опасности. Все помнили заповедь Перуна: «Не хвалитесь своей силой, езжая на брань, а хвалитесь, съезжая с поля брани».
Настоящие смотрины готовности защищать род и Родину проходили в Перунов день — в разгар дождливого грозового лета (20 июля или 2 августа). После принятия христианства это был Ильин день в честь пророка Ильи. Перун орошал землю ливнями, и звери и нечисть разбегались по лесам и болотам, спасаясь от огненных стрел. По полям со скошенной травой после сбора урожая неслись боевые колесницы с вороными конями. Мужчины шли к капищу ровным строем с песнями в честь Перуна, держа в руках щиты, мечи, топоры и палицы. Затем они выстраивались кругом, положив оружие к подножию идола, и начинали его освещение. Приносили в жертву богу тушу огромного быка, окропляя кровью воинское обмундирование и поминая павших воинов. Затем мужчины повязывали перед боем волосы красными лентами. Разжигался костёр, и начинался бой между двумя группами участников празднества.
После боя предводитель дружины, раздевшись донага и обмазавшись бычьей кровью, складывал мясо в ладью и ставил на погребальный костёр. Сгоревшую ладью засыпали землёй и устраивали на этом месте тризну с говядиной, кашами, пивом, квасом, мёдом и красным вином.
Дальше к празднику присоединялись все жители. Начинались игрища, в которых силу молодецкую демонстрировали юноши и отроки, еще не посвященные в воины. Отчаянно дрались они на кулаках до первой крови, играли в лапту и городки, демонстрируя отвагу и стойкость, духовную закалку и смекалку. С детства мальчишки воспитывались в духе готовности защищать свой Род, свой дом. Вот почему издревна русы снискали себе славу быть непобедимыми. Меняются времена и нравы, но на века живы традиции у наших народов хранить священную память о героях, которые завещали потомкам быть смелыми и самоотверженными, как ратники древних времен.
Бог грозы и войны Перун, седой и могучий с серебряной головой, золотой бородой и усами, покровитель воинов грозно восседал на пламенной колеснице, запряженной белыми и вороными жеребцами. В руках он твердо держал тяжелый меч и громадную палицу. За плечами у него был лук с золотыми стрелами. Был он верным защитником Прави, не знающим поражений. Рожденный в ночь, когда гремели раскаты грома и сверкали молнии, сын Сварога и Лады был самым неудержимым в бою, любви и ярости среди Богов. Они выбрали его своим предводителем, ибо славился он бесстрашием и мужеством неимоверным. У Сварога научился он ковать стрелы из молний и поражал ими силы бесовские и наказывал людей за прегрешения, насылая на землю пожары. Так он покарал неразумную женщину, которая обтерла опорожнившегося ребенка пучком хлебных колосьев. Налетел ураганом и унес урожай. Долго вымаливала женщина прощенья у Бога, вернул он семье часть урожая. С тех пор дорожили люди каждой крошкой хлеба
Перун был известен своими подвигами, которые он совершал во имя спасения мира от темных сил. Когда братья освободили Перуна из плена Змея, он возвращался домой. По дороге он встретил прекрасную Диву и влюбился в нее. Он попросил отца Дыя отдать ему Диву в жены, но тот отказал. Тогда из Черного моря появилось трехглавое чудище и похитило Диву на глазах у отца. Земля содрогнулась от рева. Перун и Дый метнули в Змея молнии и загнали его на дно. Змей попытался выплыть, но Перун схватил его и так ударил о землю, что Макошь-Земля поглотила чудовище. Дый согласился отдать дочь за храбреца. Вскоре состоялась свадьба. Перун и Дива, которую теперь звали Перуницей, жили счастливо во дворце.
Яромир поручил молодому воину Орию вернуть украденное. Орий шел по улице к дому кузнеца Агра, неся на плече мешок с утварью. Он поклонился перед входом и вошел внутрь. В центре дома стояла цилиндрическая печь, сложенная из камня и обмазанная глиной. На полу было углубление для сбора металла, а передняя стена имела отверстие для подачи дутья и выпуска шлака. Шлак отбивали молотом.
Для работы с печью нужно было постоянно нагнетать воздух. Это делала дочь Агра, которая, как и отец, владела ковкой металла и литьем. Она изготавливала сцепления для колес, топоры, мечи, ножи, мотыги и украшения. Особенно ценились кольца, браслеты и ожерелья из бронзы и золота. Когда Лада, дочь кузнеца, выходила на праздники в богатом головном уборе, все любовались ею.
Агр, измученный многолетней работой, хромал и кашлял. Его жена умерла, и он обучил дочь своему ремеслу. Медную руду добывали в песчаниках. Для твердости меди добавляли олово, получая бронзу.
Орий быстро осмотрел жилище Агра. Его пригласили в красный угол, где дочь кузнеца готовила еду и занималась рукоделием. Возле печи висели обереги: ложки, ключи, топорики, лопатки и венички. Орий удивился, увидев прялку и гребень для чесания кудели. Согласно поверью, если кудель была в порядке, девушка получала счастливую судьбу. Жилище украшали льняные полотенца с обережными узорами.
Орий застыл, увидев Ладу, которая помогала отцу. Он положил к ногам Агра мешок с украденным добром, отведал хлеб с квасом. Лада подала ему напиток и одарила горячим взглядом. Девушка подарила ему амулет, сплетенный своими руками. Позже, встречая Ладу на площади, Орий, смелый воин, не боявшийся ни врагов, ни зверей, ни леших, думал: «Вот она, моя суженая. Я проживу с ней всю жизнь».
Агр с женой назвали дочь в честь богини Лады — покровительницы любви, красоты и домашнего очага. Лада, воплощение нежности и гармонии, напоминала белый лебедь и стройную березку. Женщины приносили ей в дар яблоки, пироги и мед, водили хороводы, пели песни и просили о женском счастье.
Однажды Лада превратилась в Птицу Сва, чтобы найти своего сына Перуна, похищенного Скипер-Змеем. Перун, буйный и непокорный, попросил у Сварога палицу и отправился гулять по Ирию. Скипер-Змей, чудовище с львиной головой и ядовитым жалом на хвосте, заманил его в свое царство Навь. Он пытался убить Перуна огнем и водой, но тот не поддавался. Тогда Скипер-Змей похоронил его в глубокой яме, засыпав камнями и щитами.
Триста лет Перун провел в плену, и все его искали. Тогда Лада, обратившись в Птицу Сва, облетела весь мир в поисках сына. Она пришла к Богине Макоши, хранительнице судеб, и узнала, что Перун погубит Скипер-Змея, но ему нужна помощь. Лада попросила Сварога собрать всех сыновей, чтобы спасти Перуна. Братья Перуна отправились на поиски с помощью доброго коня Громовника. Они разбудили его живой водой, напоили и попросили благословения у Лады. С ее помощью братья одолели Скипер-Змея громовыми раскатами и острыми молниями. Лада всегда была символом материнского тепла и заботы. Она оберегала женщин, детей и семьи, даря им благополучие за их труд и верность.
Дочка Агра была похожа на прекрасную богиню. Она трудилась с утра до ночи: ткала, пряла, вышивала, убирала дом, готовила еду и помогала Агру в кузнечном деле. В детстве она часто забиралась к нему на колени, обнимала за шею и засыпала. Когда Агр был суров, она ждала, пока он сам заговорит о житейских делах. Когда кузнец кашлял, Лада подносила ему отвар с чабрецом или молоко с медом, просила отдохнуть и выйти на свежий воздух.
В дом к Агру часто приходил старик Яромир, чтобы в свободное время поговорить о жизни. Лада побаивалась его и вела себя почтительно. В детстве он лечил ее и родню от болезней, используя ведическую медицину. Надев белые одежды, он произносил старинный заговор:
— Батька Род, Бог Богов, прими меня под свою защиту. Пусть никто не лишит меня жизни во имя Твое. Твоя забота и моя любовь к Тебе — сильнейшая защита от зла. Благодарю Тебя, Батька Род, за заботу обо мне и моем роде. Так было, так есть и так будет! Слава Светлым Богам и мудрым Предкам!
Вечером старики ужинали. Хозяин благодарил гостя за возвращение добра, а тот — хозяина за гостеприимство и уважение. Яромир наблюдал за Ладой, замечая, как она неловко роняет веретено и краснеет. Она заменяла ему неродившихся детей. В его сердце разливалась тихая радость. Он прятал улыбку в бороде и, прощаясь, пожелал им мира и добра.
Лада, которой тоже понравился красивый юноша, поздно вечером сожгла прядь волос и произнесла древний заговор.
Како Огнь горит и дымит,
И не можно он утушити,
Тако же бы и добрый молодец Орий
Обо мне - Ладе горел.
И тело,
И сердце,
И кровь
И во дне при Солнце,
И во ночи при Луне
И на молоду
И на стару,
И на перекрое
Гой!
Всю ночь Лада не могла уснуть. В голове шумело, перед глазами стоял образ Ория. Он что-то шептал, не сводя с нее глаз, а она стояла, будто окаменев, словно под воздействием чар. С рассветом усталость взяла свое, и в памяти всплыли воспоминания.
Как-то она шла по чистому полю и заметила в траве куропатку, отчаянно бьющуюся в силках птицелова. Лада пожалела птицу и освободила ее. Куропатка не улетела, а повела девушку к пещере в горах и исчезла. Вдруг перед Ладой появилась голубая змейка, которая глянула на нее своими бусинками-глазами и скользнула в большую нору, словно приглашая следовать за ней.
Лада протиснулась в узкую расщелину и увидела каменные ступени, уходящие вниз. Становилось все темнее, сердце громко билось в груди, но она, преодолевая страх, продолжала спускаться. Внезапно в глубине пещеры засиял лунный свет. В его лучах стояла девушка с золотыми волосами в зелено-малахитовой душегрейке. Глаза незнакомки сверкали, как горный хрусталь.
— Кто ты? — спросила Лада.
— Я золотая, — мелодично прозвучал голос. — Спасибо тебе, красна девица, что выпустила мою куропатку. Проси, что хочешь — золото, драгоценные камни. Я ничего не пожалею.
— Мне не нужно ни серебра, ни злата. Я рада, что птица обрела свободу. А украшения я сама делаю. Мы с отцом добываем золото и медную руду в горах.
— Хорошо, — улыбнулась златовласка. — Моя голубая змейка будет указывать тебе на богатые залежи руды. Тебе суждено счастливое замужество и благополучная жизнь.
Не успела Лада опомниться, как оказалась у порога своего дома. С отцом они отправились за голубой змейкой и нашли серебро, золотой песок и медную руду. Их жизнь стала сытной и зажиточной. Они не забывали делиться добычей с другими мастерами и снискали добрую славу в Городе Солнца.
Вдруг раздался знакомый голос: «Вот и нашла ты своего суженого». То ли наяву, то ли во сне, но Лада почувствовала, как ее сердце сжалось от радости. Ей снились зеленые ели, лесные тропы и Орий, бегущий навстречу, как лань. Вдруг что-то сверкнуло, загремело, и Лада проснулась.
День продолжался, но средь бела дня она часто застывала, погружаясь в яркие, как вспышки, воспоминания. Душа наполнялась радостью, и с удвоенной энергией она возвращалась к повседневным делам.
Свидетельство о публикации №125112701470