Сумерки

Стонешь. Так в чем же дело?    Стонешь. Так в чем же дело?
Ветер позвал в дорогу.         Сытому гусь не подмога?
Сытому гусь не подмога?        Города воздух не лечит?
В стенах дряхлеет тело.        Обруч сжимает нёбо?

Города воздух не лечит?        Что ты себе надумал?
Лист улетает в небо.           Долго еще до рассвета?
Обруч сжимает нёбо?            Выпьешь с малиной чая?
Все мне осточертело.           Так я дождусь ответа?

Что ты себе надумал?           Ветер позвал в дорогу.
Поздно искать ответы.          В стенах дряхлеет тело.
Долго еще до рассвета?         Лист улетает в небо.
Тропы туман окутал.            Все мне осточертело.

Выпьешь с малиной чая?         Поздно искать ответы.
Чашка упала с полки.           Тропы туман окутал.   
Так я дождусь ответа?          Чашка упала с полки.
Пойду соберу осколки.          Пойду соберу осколки.

Читать сперва через строчку вопросительные предложения, потом повествовательные.


Рецензии
Аннотация: Диалог, разорванный реальностью

Попробуйте прочесть это стихотворение необычным способом: сначала все вопросительные строки, затем все повествовательные. Вы услышите два разных голоса и два разных сюжета, которые в оригинале переплетены, создавая драматургию внутреннего конфликта.

Голос первый: Вопросительный (давление и поиск выхода)

Стонешь. Так в чем же дело?
Сытому гусь не подмога?
Города воздух не лечит?
Обруч сжимает нёбо?
Что ты себе надумал?
Долго еще до рассвета?
Выпьешь с малиной чая?
Так я дождусь ответа?

Это голос внешнего вызова или совести. Он задаёт вопросы-толчки, стремясь вывести из оцепенения через логику («в чём дело?»), иронию («сытому гусь не подмога?»), заботу («выпьешь чая?») и отчаяние («дождусь ответа?»). Этот ряд обрывается на самом важном, почти детском вопросе о надежде.

Голос второй: Повествовательный (состояние и действие)

Ветер позвал в дорогу.
В стенах дряхлеет тело.
Лист улетает в небо.
Все мне осточертело.
Поздно искать ответы.
Тропы туман окутал.
Чашка упала с полки.
Пойду соберу осколки.

Это голос лирического «я». Его эволюция идёт от констатации причин для бездействия («дряхлеет тело», «всё осточертело», «поздно») через образы тупика («туман окутал») к внезапному событию («чашка упала»). Финальная строка — не ответ на предыдущие вопросы, а смена регистра: экзистенциальный тупик прерывается простейшим физическим действием. Сбор осколков становится актом молчаливого сопротивления параличу воли.

Эффект от такого раздельного чтения: становится ясно, что сила стихотворения — в контрасте между бесплодным, но настойчивым вопрошанием и эволюцией состояния, ведущей к минимальному, но ключевому действию. Вопросам так и не находится вербального ответа. Ответом становится жест, выводящий из диалога с собой в реальность, где есть разбитая чашка и необходимость её убрать.

Владимир Васильев 58   01.12.2025 23:23     Заявить о нарушении