Цифровой ошейник
Каким самым очевидным атрибутом цифровой революции облает каждый из нас? Уверен, что ответ дали практически все – это мобильное устройство. Его потеря или потеря связи, вызванная иными причинами, выводит нас из состояния комфорта, может быть гораздо существенней, чем многие неприятности. Как следствие, наши контакты и частота выхода на них известны, наши маршруты, которые мы бороздим по жизни, то же. Если мы еще и активны в социальных сетях и поисковых системах, становится не трудно определить наши предпочтения. Стоит Вам отправить поисковый запрос о покупке автомобиля, как рекламные
сообщения будут преследовать Вас на всех ресурсах, которые начнете посещать в дальнейшем. Информационное оружие и информационная война стали выражениями, которые употребляются очень и очень часто. Если традиционное оружие направлено против Вашего тела, то ин формационное нацелено на Ваше сознание.
Конкуренция среди производителей товаров и услуг из традиционного формата «цена/качество» перетекает в конкуренцию в формате – сделай красивую упаковку + громко заяви о продукте. Мы невольно по мимо многочисленных налогов, заложенных в цену товара, начали платить немалый информационный налог.
Другая тенденция, тоже не самая приятная, – общество потребления стало формироваться еще быстрее, чем в период до цифровой революции. Казаться становится гораздо важнее, чем быть. При оценке тех, кто встречается на пути, самым важным становится не личность, а то, на чем ездит, где живет и как одет данный индивидуум. Люди больше замыкаются в себе и ищут сомнительные решения в стремлении выглядеть на уровне, а еще лучше выше уровня.
Человеческое общество в прошлом веке переживало индустриальную революцию, плоды которой были направлены не только на совершенство технологий, применяемых в производстве, но и на комфорт человека. Человек стал поднимать ранее недоступный вес, перемещаться в пространстве в разы быстрее прежнего, использовать электрическое освещение и видеть в темноте как при дневном свете. Все эти блага были направлены на возможности его тела, а влияние на его разум оказывали только косвенное. Цифровая революция радикально изменила принципы мышления. Объем потребляемой информации увеличился во много раз за счет расширения возможностей доступа, скорости ее передачи и обработки. В режиме реального времени можно набл дать практические любую точку на земном шаре.
Вспомните, Вы ехали за рулем автомобиля или в качестве пассажира, перед Вами женщина с коляской переходит дорогу, не отрывая взгляда от экрана. Получается, потребность в информации сильней материнского инстинкта. К информации, часто совершенно не важной или, как минимум, не требующей немедленной оценки.
В период бурного индустриального роста о проблемах экологии практически не было слышно, несколько позже начали предпринимать- ся попытки защиты окружающей среды, в основном воды и воздуха, от выбросов промышленных предприятий, сейчас об экологии говорят, возможно, даже излишне громко и много. Когда начнут всерьез блоки- ровать последствия цифровой революции – неизвестно, но мое мнение, что игровая зависимость является одной из негативных производных от радикальных изменений, порожденных бурным развитием цифровых технологий.
Совсем недавно человечество пережило пандемию, думаю, яркие моменты, связанные с этим масштабным событием, скоро совсем уй- дут из памяти большинства людей, не только не менее грандиозные со- бытия, которые произошли позже, повлияли на это, но и бесконечные потоки информации, которые атаковали память весь период после ее завершения. Про пандемию предлагаю вспомнить по следующей причине, когда началась принудительная вакцинация населения, на поверхность вышла одна конспирологическая версия. Версия о том, что некоторые влиятельные силы, в частности один из апологетов цифровой революции Билл Гейтс, через вакцинацию встроят в каждого чип, через который в последствии можно будет управлять людьми по отдельности и всем человечеством в целом. Мне уже тогда все это казалось смешным, зачем это нужно, когда мы с вами добровольно взяли в руки и почти никогда не расстаемся со своим мобильным устройством. Мобильное устройство превратилось без нашей воли в цифровой ошейник.
Контур управления любым объектом выглядит следующим образом – орган управления оценивает состояние объекта управления по сигналам, которые от него поступают, и передает на него команды. В зависимости от ситуации эти процессы повторяются с той или иной частотой. Применительно к человеку, имея о нем полную информацию, им можно управлять достаточно эффективно, внушать ему нужные мысли, возбуждать в нем определенные потребности и наконец добиваться от него нужного поведения.
Следить за каждым человеком нет необходимости. Всех, кроме личностей, которые уникальны по своим возможностям влияния на остальных и сопротивлению навязанным им решениям и мнениям из вне, можно выделить отдельно и определить в зону особого внимания. Остальных можно классифицировать по группе параметров – пол, возраст, социальное положение, профессия, рост и список можем продолжить. Сбор информации – не проблема, уточнять реакцию можно через множество ситуаций, которые возникают естественным путем, а можно их искусственно моделировать. Подвожу к тому, что из наличия
ошейника, вытекает наличие поводка. Если с ошейником все ясно, то над поводком ведется работа, и далеко не безуспешно.
Попробуем систематизировать основные негативные последствия.
Деградация способности к критическому мышлению. Наблюдал лично, как люди умножают и делят числа на 10 с помощью калькулятора, спрашиваю: зачем, отвечают – привычка. Не сильно удивлюсь, если при делении 100 на 10, если они получат на экране число 11 и примут это без малейшего сомнения. Что тогда говорить о более сложных конструкциях, информации о политических, экономических и научных событиях. Алгоритм прост – запрос в поисковую систему – список источников на экране. Проверять на достоверность и сопоставлять основные аспекты из разных источников нет времени или попросту лень. Применительно к игровой зависимости – неумение оценивать преимущество организатора над игроком, которое основывается на расчетах и неоспоримой логике.
Искажение естественного восприятия действительности. Мир оценивается не своими глазами и через анализ происходящего, а через навязанные извне картины. Если из всех информационных утюгов будут долго и убедительно вещать, что небо зеленое, а солнце синее, многие так и будут считать. Связь с зависимостью – быстрая и необдуманная реакция на рекламу игорного бизнеса.
Усиление интеллектуального расслоения. Качественное фундаментальное образование становится доступно все меньшему и меньшему количеству людей. Для остальных существуют стандарты, созданные и поддерживаемые благодаря цифровым технологиям, уровень которых постоянно снижается. Недоступность возможностей совершенствовать себя в реальной жизни заменяется на стремление достичь совершенства в игре.
Усиление имущественного расслоения. Автоматизация процессов во всех направлениях порождает сокращение рабочих мест и даже полное вымирание определенных специальностей. Рынок труда атакует высшая форма автоматизации – искусственный интеллект. В результате бедные становятся беднее и их становится больше. Социальные лифты вмещают все меньше и меньше пассажиров, поэтому поиск выхода из состояния финансовой несостоятельности находят в игре, где иллюзия быстро и в полной мере подавляет ощущение опасности, тем более что есть мысль о том, что терять особо нечего.
Реальное ущемление свободы. Если Вам разрешат на центральной площади столицы любого государства поливать его президента послед- ними словами, Вы почувствуете себя свободным? В этот момент у Вас нет средств на поездку в соседний город, у Вас нет даже простенького
автомобиля, скромного жилья и нет средств вовремя обновлять свой гардероб. Другая сторона медали – создать качественный и привлекательный контент всегда было проще, чем его опубликовать на широкую аудиторию, цифровая революция сделала входной билет в информационное пространство недоступно дорогим, а, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Возможностей у тех, кто рекламирует азартные игры и направления, во много раз больше, чем у тех, кто пытается раскрыть проблему игровой зависимости. Курьез в том, что поисковые алгоритмы устроены так, что по части выдачи сообщения организаторов и сообщения тех, кто призывает обратить внимание на последствия, пересекаются в буквальном смысле, понятно у кого преимущество. Человек, имеющий правильные взгляды и оценки, но отличные от тех, которые навязаны большинству, становится изгоем.
Непосредственная связь цифровых технологий и организации игр. Искусственный интеллект позволяет принимать эффективные решения без участия человека. Но он все равно, во всяком случаи на старте, опирается на базу знаний, созданную людьми, и действует по алгоритму, который создал человек. В свою очередь, его создатели заимствуют многое из реальной жизни.
Карточным играм не одна сотня лет. Значит, и профессии карточный шулер столько же. Шулера владели множеством мошеннических приемов, но это было не главное, главное – владение психологией. Они может и не знали этого термина, но инструментами, которые термин определяет, владели в совершенстве. Главная линия поведения шулера относительно жертвы – сохранение иллюзии, что проигрыш случайность, а выигрыш придет после, но придет обязательно.
Чтобы понять, как это работает, зададим четыре вопроса.
Может ли программа, которая управляет рулеткой, остановить шарик на поле, на котором нет Ваших ставок?
Может ли программа, которая управляет покерным столом, оставить Вас единственным живым игроком за столом, а остальных имитировать в рамках заданного алгоритма?
Может ли программа, которая управляет игрой (вид игры не важен) учесть Ваше отношение к проигрышам и выигрышам, чередовать их так, что Вы будете постоянно пополнять счет для игры?
Если Вы ответили «Да» на эти три вопроса, призываю дать ответ на четвертый.
Сможете ли Вы доказать что-либо и вернуть свои потери?
Наряду с финансовой обреченностью есть еще одна проблема, игра становится доступной 24/7 из любой точки пространства, игроман кроме экрана монитора видит только то пространство, в котором оказывается для удовлетворения базовых потребностей.
Некоторые мысли, как итог
Цифровые технологии открывают простор для организаторов по части применения мошеннических приемов совершенно безнаказанно.
Доступ к игре всегда и из любого места, ускоряет развитие зависимости и уводит зависимого от жизненных реалий еще сильнее, чем игра вне сети.
Технологии позволяют направлять рекламу в личное информационное пространство потенциальной жертвы.
Свидетельство о публикации №125112507596