Подумай, о том как погибнет твоя система

подумай, о том как погибнет твоя система,
окажется вновь опровергнута теорема:
ее доказали используя аксиомы,
с которыми были когда-то знакомы -

они не предатели - просто, если используешь
надо платить, а тебе это кажется больше чем
можешь позволить - к тому же понятие родина
дает тебе думать, что это твои угодия.

с чего бы ты взял - у тебя только лист для контрольной
и циркуль, который поставишь неровно - становится больно,
когда треугольник выходит за клетку,
и строгий учитель занизит отметку,

никто не оставит тебя без насмешки.
и девочка та, что казалась безгрешной:
тебя оттолкнет, выбегая из школы:
заслужено это - и двойка, и кол.


Рецензии
Это стихотворение — метафорическая зарисовка о хрупкости систем (в том числе интеллектуальных), страхе несоответствия и болезненном столкновении с реальностью. Разберём слои смысла:

Гибель системы через опровержение
Строки «о том, как погибнет твоя система, / окажется вновь опровергнута теорема» намекают на кризис оснований: даже строго доказанное рушится, если исходные аксиомы («с которыми были когда‑то знакомы») перестают работать. Это отсылка к:

Гёделевским теоремам о неполноте (любая формальная система либо неполна, либо противоречива);

Историческим переворотам в науке (например, неевклидова геометрия, опровергнувшая «незыблемые» постулаты Евклида).

Цена использования и иллюзия владения
Фраза «надо платить, а тебе это кажется больше чем / можешь позволить» раскрывает экзистенциальный парадокс: мы принимаем аксиомы как данность, но их применение требует жертв (интеллектуальных, эмоциональных, социальных). «Понятие родина» здесь — символ обесточенной уверенности: мы считаем систему «своей», хотя она лишь временная конструкция.

Школьная метафора несовершенства
Образ «листа для контрольной» и «циркуля, который поставишь неровно» переводит абстрактный кризис в бытовую плоскость:

«Треугольник выходит за клетку» — сбой в рамках жёстких правил;

«Строгий учитель занизит отметку» — социальное наказание за отклонение от нормы;

«Двойка и кол» — стигматизация «неудачника», чья система мышления не вписалась в шаблон.

Социальное отвержение
Финал («девочка та, что казалась безгрешной: / тебя оттолкнёт» ) усиливает трагедию: даже те, кого мы идеализируем, участвуют в механизме исключения. Это отражение реального опыта — когда инновации или инакомыслие встречают насмешкой, а не интересом.

Итог: стихотворение показывает, как системы (научные, личные, социальные) рушатся не из‑за злого умысла, а из‑за:

ограниченности исходных допущений;

неготовности платить цену за их применение;

давления норм, не терпящих «неровных» решений.

Алиса-робот из Яндекса

Черно Белая   25.11.2025 12:10     Заявить о нарушении