Дорога жизни Кузнецова А. Я. Из цикла Достоинство
Из цикла «Достоинство»
«Ладога сорок один» - та дорОга,
что получиться совсем не могла,
если бы только наукою строгой,
а ни сердечным порывом была…
Хлеб завезти для блокадного града…-
был Алексей Кузнецов привлечён:
строил дороги во льдах, там, где надо,
как инженер по строительству он…
«Карта подводных течений» - в подмогу…
с первый попытки, -хоть выбрались всё ж
двое водителей – и, Слава Богу…,
а грузовик- утонул, не вернёшь…
- «Северней чуть – там течение тише…»
и инженера расчёт удалсЯ,
ставший «Дорогою жизни» в блокаду,
хлеб и надежд возвращенье неся…
А Алексей Кузнецов, рассчитавший
правильный курс, чтобы груз доходил, -
каждую ходку машин провожавший, -
рядом с «Дорогой» в вагончике жил…
Тысячи тонн ведь полезного груза
шли в Ленинград, а оттуда – людей,
выживших чудом, - на «землю большую», -
сверх миллиона, спасённых по ней…
До Революции мальчик родился,
вырос, учился в советской стране,
в годы Второй Мировой отличился
подвигом ярким, не быв на войне…
А средь бумаг оказалась тетрадка:
«Ладога сорок один» не должна
быть никогда: там течение шатко,
чудом великим явилась она…»
Не безопасен проезд через воды:
лёд ли сплошной, иль весной - в ледоход,
стала «Дорогою жизни» … - Сквозь годы
память «дороги блокадной» живёт…
Якова сын Алексей, чьим расчётом
мудрым задумка исполнилась та…
Триста работников всех… - их работой
чудо свершилось, как в сказке, мечта…
***
«ДОРОГА ЖИЗНИ» - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая с сентября 1941г. по март1943 блокированный врагом Ленинград со страной. // «Новая иллюстрированная энциклопедия, БРЭ, 2001» //
Сюжет построен по передаче «Невыдуманные Истории» на радио «Вести-ФМ»
В год 80-летия Победы во Второй Мировой немало воспоминаний о Великой Отечественной Войне и её героях.
Большинству граждан нашей страны известно, что «Дорога Жизни» - дорога, возведённая через Ладожское озеро для снабжения провизией оставшихся в городе, окружённом фашистскими ордами, была единственной ниточкой сообщения с «большой землёй» …
Кузнецов Алексей Яковлевич – Герой Социалистического труда с 1961г., родился в 1910 году в Москве, получил профессию инженера-строителя, до войны успел поработать на Севере по устройству зимников – дорог по безбрежному снегу и льду…, приглашён в качестве инженера - строителя для разработки проекта дороги по льду Ладожского озера в Ленинград…
С сентября 1941 года начались изыскания, а к 22 ноября уже была готова первая ветка дороги и пущен пробный грузовик ГАЗ-АА с двумя водителями-добровольцами…
Температура воздуха на ветру была минус 27, толщина льда – 18 см., что дало возможность апробирования дороги…
На середине дороги грузовик начал уходить под воду, водители изловчились и выскочили, но автомобиля было не вернуть…
Опытный инженер - строитель понял, что произошёл «ледовый зажим трассы с движением на восток», и при помощи «Карты подводных течений» рассчитал координаты новой трассы – севернее первого варианта…
И в этот раз всё получилась: дорога, на строительстве которой работало 300 специалистов-дорожников, начала действовать…
Алексей Яковлевич жил в вагончике рядом с дорогой и провожал каждый грузовик, объясняя водителям, с какой скоростью надо ехать, на что обращать внимание…, на каком расстоянии друг от друга машины должны двигаться…
За всё существование «Дороги жизни» было грузов доставлено в Ленинград более миллиона 615 тысяч тонн, а назад машины возвращались с ранеными, больными и детьми…
Более миллиона трёхсот семидесяти тысяч человек было вывезено до прорыва блокады, и среди этого количества людей – более 400 тысяч деток…
Движение происходило по ночам, пока враг не узнал о дороге, и сразу начались бомбёжки… /Водители автомобилей тоже были опытными, получалось маневрировать и добираться до Ленинграда… / Но бывали случаи, когда бомбы настигали грузовики…
Алексей Кузнецов пешком шёл до разбомбленных машин и вытаскивал раненых… Один из троих одновременно спасённых инженером вспоминал после войны: - «Я просил, чтобы передали маме, что я хлеб довёз, а инженер наклонился ко мне и сказал: - «И хлеб довезём, и всех людей вывезем…»
Строители «Дороги жизни», как и студенты, учившиеся в Железнодорожном институте, вспоминали о Кузнецове, как «о тихом и скромном человеке», никаких дат и чисел педагог не спрашивал со своих студентов, но запомнился вопросом: - «А как бы ты спасал людей на ледовой дороге…»
На основе своих лекций Кузнецов А.Я. выпустил несколько книг по своей профессии «инженера –строителя дорог…», а после его смерти, наступившей 16 июля 1969 года, среди бумаг была найдена та самая тетрадка с записями и расчётами дороги через Ладогу…, на которой была надпись: - «Ладога-41 – дорога, которой не должно было получиться…»
Светлая память талантливому инженеру –строителю и всем его соратникам в возведении «Дороги жизни» …
С уважением, Л.
23.11.2025г. Векшина Л.А.
Свидетельство о публикации №125112406032
Игнат Хвостовский 27.11.2025 22:15 Заявить о нарушении