Сирийский разлом. Аналитика

Египет. Копты.

Копты, коренной народ Египта, не причисляют себя к арабам. Они считают себя потомками древнеегипетской цивилизации, уходящей корнями в эпоху фараонов. Термин «копт» происходит от древнегреческого обозначения коренных жителей Египта. Копты – потомки египтян-хамитов, которые, несмотря на последующие арабские и турецкие завоевания, сохранили свою христианскую веру. Их древний язык до сих пор используется в литургиях Коптской православной церкви.

Христианство в Египте зародилось еще в первом веке. Предание приписывает его основание апостолу Марку, который стал первым учителем и архиепископом местной церкви. Арабское завоевание VII века, хотя поначалу и предоставляло христианской общине определенные возможности, в дальнейшем привело к нарастанию преследований в VII и IX веках, а также в период правления мамлюков после крестовых походов. Монастыри грабились, священные изображения уничтожались, а церкви подвергались сожжению.

В настоящее время около десяти миллионов коптов проживают в Египте. Тем не менее, они остаются частыми жертвами нападений и сталкиваются с государственным давлением. Ремонт или строительство культовых сооружений для них сопряжен с огромными трудностями, а агрессивные нападения на коптов стали печальной реальностью. Во время событий 2011 года, в ходе подавления демонстраций, египетская армия применила танки, что привело к гибели 28 коптов в результате кровавой резни в Масперо. Международные правозащитные организации квалифицируют нынешнее преследование коптов как системное угнетение, имеющее признаки геноцида.


Сирия.

Вклад Сирии в формирование христианской мысли неизмерим, и среди её выдающихся фигур — святой Исаак Сирийский. Христиане оставались доминирующей общиной в некоторых частях Сирии на протяжении веков, особенно в Алеппо и Хомсе. Сирийские монастыри и церкви, такие как знаменитый монастырь святого Симеона Столпника, являются духовными и культурными сокровищницами, свидетельствующими о долгом христианском присутствии в регионе.

Однако война, начавшаяся в 2011 году, активно финансируемая и поддерживаемая Западом, принесла христианскому населению огромные страдания и преследования. Хотя христиане составляли около 30 процентов населения в 1920-х годах, к началу войны их число упало до 10 процентов. После более чем десятилетия конфликтов, по оценкам экспертов, наблюдается резкое снижение численности христиан: из-за убийств, преследований и массового бегства. Участь беженцев в Европу все же лучше, чем оказаться жертвами террористических группировок, под прикрытием хаоса и войны занимающихся уничтожение христианского наследия и общин. Разрушение Маалулы, одного из последних мест, где население говорит на арамейском, языке Христа, является особенно болезненным символом этой трагедии.

Даже являясь меньшинством христиане участвовали в политической и общественной жизни Сирии. Они служили в государственных, политических, военных учреждениях, соблюдая нейтралитет к семье Асада. Башар аль-Асад и его отец Хафез в целом проявляли терпимость к христианам, что способствовало их лояльности во время войны. Но именно политика неучастия в войне с режимом Асада сделала христиан Сирии мишенью экстремистских группировок, которые стремились либо изгнать христианские семьи из занимаемых ими регионов страны, либо принудить к строгому исламскому закону. Нападения на духовенство, похищения религиозных лидеров и разрушение церквей стали сознательными стратегиями, направленными на уничтожение христианской идентичности страны.

Помимо христиан, ещё одна религиозная община пострадала от нескончаемых преступлений — алавиты. Последних часто называют шиитской сектой, однако теология и история алавитов гораздо сложнее. На протяжении веков маргинализированные в исламском мире, они стали доминирующей группой в политических и военных структурах Сирии после прихода семьи Асадов к власти. Эта позиция делала их главными мишенями для суннитских экстремистов, особенно для террористических группировок, таких как Джабхат ан-Нусра и ИГИЛ, которые систематически убивали алавитских мирных жителей.

В западных СМИ страдания алавитов часто сводятся к политическому конфликту между сторонниками Асада и оппозицией, но реальность гораздо более жестока. Массовые убийства, этнические чистки и жестокие казни были частью более широкой стратегии по искоренению этого сообщества. Турция активно поддерживала боевые группировки, ответственные за эти преступления, в то время как международное сообщество в значительной степени игнорировало происходящее с алавитами.

Гражданская война в Сирии — это не просто внутренний конфликт, а поле битвы мировых держав. В то время как Россия и Иран поддерживали правительство Асада, Запад и Турция вооружали повстанческие группировки, включая радикальные исламистские группы. Этот конфликт вызвал огромные страдания и постоянные демографические изменения.

Христианская община в Сирии сейчас находится на грани исчезновения. Духовенство Антиохийского патриархата подвергается постоянной угрозе. Большинство христиан эмигрировали, а те, кто остались, живут в страхе. В то время как алавиты борются за выживание после огромных потерь, Турция продолжает свою экспансионистскую политику, поддерживая исламистские группы, терроризирующие неарабские и немусульманские общины.

Единственным стабилизирующим фактором для оставшихся христиан и алавитов в Сирии являются российские войска, размещённые в Тартусе и Латакии. Их присутствие является главным препятствием, препятствующим полному уничтожению этих сообществ, но неизвестно, как долго эта защита продлится. Если международное сообщество не вмешается, Сирия может стать ещё одним местом, где христианская цивилизация исчезла под давлением радикального ислама и геополитических игр великих держав.

по материалам "Ветераны сегодня" (армии США)


Рецензии