памяти Сары
никогда не ел лимонное мороженое с ванилью,
у Брэдбери есть рассказ о нём и последней любви,
и вспомнил тебя — меня ты любила так сильно,
как я не мог бы тебя полюбить, увы...
девяносто и сорок пять — между нами пропасть,
где меж камней несётся стремительный Стикс —
в небытие Стикс уносит любую новость
и любого, будь он астронавт иль артист...
это течёт не вода, а время, смывая страны,
разделённые им — навеки разлучены;
ты меня полюбила любовью странной,
а я не смог тебя полюбить, увы…
2. не Орфей
не Орфей, я мир теней в август тот посетил с экскурсией,
поставив последнюю точку в романе моём о Лилит,
когда успокоился вмиг в приёмном покое без пульса я
и был так счастлив, что сердце в груди не болит...
целый месяц описывал грядущее путешествие,
у Стикса о переправе в стихах торговался с Хароном…
и был я тогда помешан на смерти до сумасшествия:
спорил со смертью — то с ней расставался, то брал её в жёны...
так тебе не понравился последний мой цикл, зацикленный,
что ты, моя поклонница, роптала и просила сменить тему...
не послушал: в палате потом лежал, из контекста вырванный,
изучал потолок, пока лекарство по трубке лилось в мою вену...
вернулся к экрану — к тебе, напуганной и радостной сразу;
«я могу не дожить», — сказала и умоляла быстрей издать роман,
чтобы в руках подержать мой, втиснутый в строчки, разум —
вдохнуть новой книги запах — и твой воплотился план...
3. без планов
сама ты жила без планов и без списка дел на завтра,
не загадывая наперёд и не оглядываясь назад с тоскою,
и не было в тебе ничего ни от дракона, ни от динозавра,
хотя дракон сожрал лебедушку, что когда-то была тобою...
ничего от неё не осталось, как ни силился обнаружить
тебя под покровом годов и шагреневой сморщенной кожи;
только глаза молодые из тюрьмы смотрели наружу —
на фото юном глазами на незнакомку Крамского похожа...
образ твой, как Блок, не буду ретушировать и приукрашивать —
у меня проблемы с воображением, да и с притворством тоже;
ты читала меня, как книгу, и держала экран погашенным:
«у тебя же жена молодая, с ней старухе тягаться сложно...»
говорила ты вроде в шутку, но из шутки сочилась горечь —
подсластить её невозможно всеми фруктами райского сада;
горечь эта бурлит и клокочет, когда сердце твоё кровоточит,
горечь эта все камни источит, вытекая из самого ада...
4. молодая
ты играла на рояле почти до смерти, аккомпанируя балеринам,
пока не поскользнулась на льду и не сломала левую руку —
срослась — продолжи, но ты не могла делать что-то наполовину:
очень высокая планка — ты всегда стремилась к чистому звуку...
и так во всём... максимализм и бескомпромиссность юности —
ты и была юной, несмотря на все болячки, бессонницу и артриты...
хотя опыт в тебе свинцом скопился, ты была способна на глупости —
это один из признаков мудрости — молодость души оставлять открытой...
«от стариков пахнет смертью, я дружу с молодыми, но не со всеми», —
добавляла многозначительно, выдерживая и драматургию, и паузу, —
«только на тех, кто тревожит мне сны, я буду тратить мне отведённое время...
я не хочу в свои последние дни слушать старческие жалобы и кляузы...»
помню, поначалу смущалась и робела, говорила восторженно и неловко,
мне тоже было неловко, но, честно — лестно — от нескончаемых твоих похвал;
чтоб умерить твоё славословие, уши воском не затыкал, а «наизготовку»
держал последний монолог Люцифера — и тебе первой его читал…
5. первая
ты была первой, кто оценил вышедшую из моды ритмическую прозу,
героев романа моих одиозных и их монологов шекспировский стиль...
без этой поддержки где бы я был?.. там, где и сейчас, но, если серьёзно,
не встреть я тебя, до сих пор бы, возможно, в столе мой роман покрывала пыль...
была ты музой иль другом нежданным?.. возможно, и то и другое, как знать?..
как никто меня ты смогла понять и не считала мой выбор странным...
из-за тебя я спешил к экрану, из-за тебя моим планом стало чёртов роман издать...
до этого я не слишком спешил писать, лени своей каждый раз находя оправданье...
да и время мне, казалось, позволяло растягивать удовольствие на года;
это ты торопила, рефреном напоминая всегда, что у тебя-то времени мало,
а у романа написано только начало, и тебе любопытно, идёт всё куда;
потому-то и возраст был тебе не беда — ты хотела узнать то, что прежде не знала,
готова была с любопытством наяд следить за людьми, кто как в воду ступает —
меня не прельстила бы муза любая — лишь та, с кем беседовать искренне рад...
была ты одной из немногих наград, которыми небо людей награждает —
не каждому счастье и честь выпадает: ведь музы не дружат со всеми подряд...
6. спор о смерти
мы редко с тобой говорили о смерти — ты не любила зацикливаться на плохом:
то, что случится, случится когда-то потом, верите вы в жизнь после неё или не верите;
а ты верила — потому не боялась; веря, говорила: «мы снова встретимся в мире другом».
я же, скептик, загробную жизнь принимал с трудом — вера скорее надежда из страха смерти...
у меня была своя теория в этом вопросе — энергетический закон сохранения душ;
бог, если есть, оттого всевидящ и вездесущ, что в себе мы его частицу носим...
когда умираем, в лежащую на боку «восемь» отлетает душа — в тишине или под трубный туш —
и вливается в облако душ: это есмь тот, кто сущ; вот и весь круговорот: весна–лето–осень...
ты возражала, что мир устроен не так — не становимся облаком, а остаёмся собою,
из Зазеркалья обещала связаться со мною, подать какой-нибудь явный знак —
была уверена: раньше меня окунёшься во мрак; а я побывал там задолго перед тобою,
но не увидел ангелов, марширующих строем, или чертей, поднимающих флаг...
7. знак
слово своё всегда ты держала: в вечность когда ушла, я получил сигнал оттуда —
это было сравнимо со знамением, даже чудом, обещанием неотвратимой встречи...
этот день августа уже был мною помечен как дата отложенной смерти — я жив, покуда...
мне сообщили: ты умерла — повсюду пропал кислород и стало дышать мне нечем...
ты, пианистка-консерваторка, приручала меня, тугоухого, к музыкальной гармонии;
помню, бетховенскую симфонию... нет, «Времена года» Вивальди звучали сначала;
как Вергилий, вела ты, но не поучала — и вскоре уже без давления стороннего
слушал классику часто и без иронии — музыкой ты мне привет свой послала...
из сети, где хранится память любого сейчас, об Эвридике вдруг зарыдала флейта —
мурашки, как вспомню... я не ждал от тебя привета — ты говорила: та флейта плачет о нас...
убедился: твой свет в темноте не погас — он звездою горит над сошедшей с ума планетой —
думаю, ты флейте аккомпанировала с того света, чтоб не терять форму,
уже через час...
8. мистик
так становится мистиком и агностик скорбный, мелодию горя услыхав из бинарной бездны —
сам собою курсор перешёл на другое место и запустил рыдание флейты из преисподней
в день твоей смерти — дамасской сталью холодной миропорядок мой навек пополам был разрезан;
отныне я там, где бессмертие — факт, а не тезис; я убедился: душа всегда остаётся свободной...
в раю ты, музицируя, обо мне тоскуешь, напрасно мечтая о встрече нашей в астрале —
уж точно в другое место заочно меня послали — и там не попоёшь, и вальсы не потанцуешь —
калёным железом клеймят прибывшую душу, чтобы из этого жаркого места к вам не сбежала;
мне — туда, где для прохлады разводят пожары; там, в пекле, музыку не услышишь такую ж...
крики и скрежет зубовный — основная тема; и откуда зубы даже у очень грешной души?
вот бы чёртов босс дал мне справку иль бронь — решил, чтоб я не кипел во фритюрнице вместе со всеми;
в любом месте важно блюсти душевную гигиену — кто знает, как сильно сосед на земле нагрешил;
но Люцифер, твой любимый герой романа, решил, что и романом я не заслужил сковороды отдельной...
9. вино из одуванчиков
я был твоей последней любовью в жизни
и пил, смущаясь, одуванчиковое вино —
я заполнил собой твои чувства и мысли,
как в психологическом старом кино...
ни постельных сцен, ни поцелуев робких —
только встречи через окно монитора —
ты считала, я гений — но это в скобках,
тема для отдельного разговора...
каюсь, восторг твой пьянил и радовал,
сильней кокаина — твоё восхищение;
ведь ты так умна — в ситуации патовой
ты просто гасила весь свет в помещении...
была ты кокетлива, но не кокетка,
в свои девяносто с лишним, оставаясь юной;
такие, как ты, встречаются редко —
как на дне набитые золотом шхуны...
тебе благодарен за то, как слушала,
за смакование всех слов изысканных,
как тонко понимала мою душу ты —
с тобой был избранным, был я единственным...
10. мистика
и всё-таки — мистика: на днях всплыла вдруг из сети аудиокнига «Удивительное мороженое» —
совпадение полное, до невозможности, закрыло с Орфеевой флейтой круг...
о себе ты напомнила скромно, мой друг, и я воздаю тебе то, что положено,
хотя стихов тебе много мной сложено, да последние годы мне всё недосуг —
я зарылся в норе, поседевший барсук, и слова из меня рождаются сложно...
отряхну от викторианской пудры белый стих или стану из рифм косички плести —
за то, что надолго замолк, прости — хочу тебя лентой алой вплести между них;
неспроста без тебя остыл и стих мой стих — без восторга прочтения стих не спасти;
ему, как и в горле застрявшей кости, срочно помощь нужна неслучайных других...
неужто слова мне вернулись назад? много лет моросил из них дождичек слабый —
безжалостной смертью я нагло ограблен и был нищ и скуден лет десять подряд...
ты мне вдохновенье вернула назад — как море надолго пропавший корабль...
о чудо! — разверзлись иссохшие хляби: потоки из слов вновь по крыше звенят…
2022-2025 гг.
Свидетельство о публикации №125112400379