Притча, научающая мудрости смирения

 
 14.12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

14.13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14.14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

               
                Евангелие от Луки, глава 14, стихи 12–14


 Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о словах, сказанных Господом в доме фарисея в субботний день. Помимо семьи хозяина в доме присутствовали и приглашенные гости, каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные.

 Заметив такое стремление поставить себя выше других, Христос обратился к присутствующим с притчей, научающей мудрости смирения: не следует самовольно садиться на первое место, возвышая самого себя, но, напротив, необходимо смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира.

 Затем, воздавая почесть хозяину дома, Господь обратился и к нему. Христос замечает, что все гости, приглашенные на этот пир, являются родственниками, друзьями и богатыми соседями хозяина, от которых он вправе ожидать взаимного приглашения, чтобы быть в расчете.
 Именно поэтому Спаситель наставляет: Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь (Лк. 14, 13), – то есть тех, которые сами не могут отплатить тем же, но за которых Бог воздаст в будущей вечной жизни.


Толкование.


Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Заметив, что он пригласил только друзей своих, родственников и богатых соседей, Господь внушил ему, что неправильно приглашать только тех, от которых можно получить ответное воздаяние за угощение, а надо приглашать нищих, увечных, слепых и хромых, которые ничем воздать за приглашение не могут; нехорошо гнушаться бедных, как делали это фарисеи, а надо смотреть на трапезу как на дело, могущее иметь нравственную цену, как на доброе дело».

Христос не воспрещает этим дружеские и родственные отношения, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Речь идет лишь о том, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда будет получена уже здесь, на земле, а потому рассчитывать на награду в будущей жизни за такие добрые дела не следует.
                ...... 

Словами сегодняшнего евангельского чтения Господь призывает нас обратить внимание и на мотивы нашей щедрости.
Одни дают из чувства долга или обязанности.
Другие – из личного расчета, сознательно или не совсем сознательно смотря на свои даяния как на капиталовложение. Но такой дар не имеет ничего общего со щедростью и милосердием, являясь лишь проявлением рассудочного эгоизма.

Иные дают из чувства превосходства, для удовлетворения собственного тщеславия и своего чувства власти над людьми.
Иные же дают потому, что не могут не давать. Это и есть единственно правильный дар.
Закон Царствия Божия гласит: человек, дающий с целью получить вознаграждение, не получит его; но человек, дающий безо всякой мысли о вознаграждении, будет достойно вознагражден. Искренним является лишь дар, происходящий от неудержимого порыва любви.








 Иллюстрация:Якопо Бассано - "Тайная вечеря"
 Священник Максим Филатов - «Читаем Евангелие вместе с Церковью»


Рецензии