О системе образования

 Современная система образования претерпит изменения. Почему? Ведь такое прекрасное было наше образование времен СССР . Но увы,мир меняется,дети пришли совсем другие. Та картинка,которую они видят в реальности за окном часто не совпадает с тем,чему сейчас учат родители и школа.
Как только мы от этой реальности оборачиваемся на ребенка, мы ему транслируем другую картинку. Мы ему говорим: «Нет, подожди, ты знаешь, нужно получить образование…» Он говорит: «Мир-то изменился, он другой,люди в кафе за столиком работают в интернете,зарабатывают миллионы и я так хочу. Я не хочу жить вашей жизнью. А мы в ответ думаем,что дети неблагодарные,но это не так. Реальность поменялась и бросает нам вызовы-чему же учить детей этого времени.
 Собрала материал по этой  актуальной нынче теме.

 Окунемся немного назад в историю и увидим,что образование детей в том виде,которое мы наблюдаем сейчас зародилось совсем недавно,примерно в послереволюционные годы .
Накануне Октябрьской революции 1917 года в России существовала следующая система образования:
Для народных масс — система элементарного образования, состоящая из начальных школ различных ступеней и типов: одноклассники с 3–4-летним курсом обучения, двухклассники с 5-летним курсом, высшие начальные училища с четырьмя классами.
Для имущих классов населения — система средних и высших учебных заведений, которые подразделялись на мужские и женские школы.
Особые сословные учебные заведения. Например, институты благородных девиц, кадетские корпуса, «дворянские институты», Пажеский корпус, Училище правоведения, куда принимали только детей дворян.
Школы для детей духовенства — духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии.
На окраинах России — мусульманские школы: начальные (мактабы) и средние (медресе), где обучали арабской грамоте и основам магометанской религии.
В начальных школах методами обучения были беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. На уроках русского языка в порядке объяснительного чтения сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и физической географии.
В высших начальных училищах изучались закон божий, русский язык и словесность (литература), арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России с некоторыми сведениями из всеобщей истории, естествоведение и физика, рисование и черчение, пение, физкультура; для девочек, кроме того, рукоделие.
   После Октябрьской революции 1917 года в России была введена единая трудовая школа. Она состояла из двух ступеней: первая — от 8 до 13 лет, вторая — от 13 до 17 лет, с совместным обучением мальчиков и девочек.
   По программе единой трудовой школы детей обучали родному языку, литературе, истории, обществоведению, математике, естествознанию, изобразительным искусствам, ручному труду, пению, географии и другим предметам.
   В 1920–1925 годах в целях повышения грамотности населения были открыты ликпункты (школы грамотности), в которых обучали взрослых и детей подросткового возраста.
   После Великой Отечественной войны в СССР приоритетной целью было введение всеобщего начального и семилетнего образования.
Начальная школа имела 4 класса, где обучались дети 7–11-летнего возраста. Программа была направлена на развитие памяти, внимания, речи и мышления: дети учились воспринимать явления окружающего мира в их связи и развитии.
  С 1949 года в течение 3 лет осуществлялся переход к всеобщему семилетнему образованию. В 5 и 6 классах ученики сдавали переводные, а в 7 — выпускные экзамены. Всего нужно было сдать 8 экзаменов: по русскому языку и литературе, арифметике с алгеброй, истории, геометрии, Конституции СССР, физике и географии.
  В старших классах (8–11) с 1948/49 учебного года в крупных городах, в 1949–1951 в сельской местности и в прочих городах вводилось преподавание логики и психологии.
  Для политехнического обучения в учебные планы средней школы были введены ручной труд (в начальных классах), труд в мастерских для 5–7 классов и практикум по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике в старших классах.
   В 1969 году провели реформу школьного образования, в результате которой изменили структуру начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
начальная школа сократилась с четырёх до трёх лет обучения (с 1-го по 3-й классы);
неполная средняя школа увеличилась за счёт начальной на один год (с 4-го по 8-й классы);
средняя школа (с 9-го по 10-й классы).
    С 1980 года в России появился 11-й класс.
Это произошло в рамках школьной реформы, которая началась в 1958г.,а получение среднего образования  стало обязательным.
   2025-2026гг-Введение нового предмета «Духовно-нравственная культура России». Его цель — помочь детям понять и принять традиционные ценности, на которых строилась Россия веками. В рамках предмета планируют рассказать о таких понятиях, как патриотизм, вера, семья, ответственность за судьбу страны, уважение к старшим и историческая память.\
 А вот взгляд из-за рубежа :
 Каким будет высшее образование к 2060 году:
 Прогноз Салмана Хана/
 Академия Салмана Хана — первая и чуть ли не единственная онлайн-школа, которая распространяет знания бесплатно и абсолютно для всех. Ее создатель, американский педагог Салман Хан записал около 2800 видеоподкастов с лекциями по физике, химии, биологии и многим гуманитарным предметам. Когда Хана попросили предсказать изменения, которые произойдут в мировом образовании через 50 лет, он нарисовал совершенно фантастическую картину образования будущего.
 Учебное пространство
 Первому изменению вряд ли понадобится целых 50 лет — скорее всего, все будет по-новому уже лет через 10. Коренным образом изменится пространство, в котором мы учимся. В большинстве университетов мира сегодня все четко: перед студентами стоит лектор, студенты сидят в ряд друг за другом, записывают лекцию слово в слово, а в конце семестра они должны сдать экзамен по этому предмету. Через 10 лет все будет по-другому! От пассивной модели мы перейдем к модели активной или, другими словами, креативной. Аудиторию уже нельзя будет назвать аудиторией в полном смысле слова, это будет скорее просто пространство, а еще лучше — место для разработки проектов, где передвигаться можно будет совершенно свободно. Главная идея заключается в том, что сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика.
 Эти знания каждый сможет получить, никуда не торопясь и работая в удобном для себя темпе. Учась, большую часть времени нужно будет строить, создавать и исследовать: и речь идет не только о сфере технологий.
  По этой же схеме можно учиться рисовать картины, сочинять сонаты, ставить танцы. Главное — креатив и собственное открытие новой информации. Очень важную роль в этом процессе будут играть технологии: все знания, которые мы получаем по классической схеме «профессор — студенты», могут быть гораздо более полезными, если они получены по схеме «студент наедине с собой». Знания — двигатель современности
Если перемотать историю на пару столетий назад, мы увидим, что основная часть общества занималась физическим трудом. Чуть менее многочисленный слой общества занимался умственным трудом. А самая малочисленная прослойка общества обеспечивала его инновациями, искусством и творчеством: именно эти люди занимались настоящей наукой, делали революционные открытия и открывали новые горизонты. Потом наступила индустриальная революция, где все дело сделали технологии. Из-за автоматизации многих процессов производства человеческий физический труд стал уже не таким востребованным, что для индустриального общества совершенно закономерно. Таким образом, сектор физического труда сократился, поэтому все больше людей стали заниматься умственным трудом. Технологии, кстати, подарили массу ресурсов той верхней прослойке творческих, прогрессивных людей, продвигающих науку и искусство вперед.
 К 2060 году эта схема примет совсем экстремальный вид: необходимость физического труда практически сведется к нулю, особенно в развитых странах: людям нужно будет разве что заниматься спортом. Многие задачи в сфере умственного труда смогут выполнять машины — например, заполнять документы. Таким образом, освободится масса свободного времени у людей, которые смогут посвятить себя созданию инноваций.
 Поэтому к 2060 году основой общества станет именно креативный класс. Именно поэтому новые учебные пространства, где люди будут заниматься самостоятельными исследованиями и разрабатывать свои собственные проекты, будут отвечать потребностям времени.
 Важны не оценки, важны проекты
 Раз уж в новых аудиториях студенты будут выбирать свой собственный темп обучения, сама структура образовательного процесса тоже изменится. Сейчас в большинстве университетов все курсы можно охарактеризовать емким словом «сидячие».
 12 или даже 13 лет люди проводят за школьной партой, потом поступают в университет — а это еще 4 сидячих года. При этом главный критерий успеха — это то, как вы за эти 17 лет усваиваете материал. Ваши знания измеряют оценками, но и здесь все относительно: если вы учились на одни пятерки, это совершенно не значит, что вы все поняли и можете полноценно оперировать своими знаниями в будущем.
 Все придет к тому, что каждый будет учиться в своем ритме и не будет необходимости подстраиваться под других сокурсников. Новая образовательная модель будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях, причем они могут быть совершенно разными: можно, например, разобраться в методах матанализа, научиться играть по нотам или серьезно заняться квантовой физикой. Конечно, и через 50 лет знания нужно будет проверять: это будут устные экзамены, практические задания. Успех студента может зависеть и от того, как конкретно на практике он применил полученную информацию. «Сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика» Что особенно важно — время сидения за компьютером в поисках знаний зависит только от самого студента будущего. И при этом к информации можно будет возвращаться сколько угодно: и когда вам исполнится 40 лет, и все 50.
  Ведь окончание университета не значит, что в 22 года надо перестать учиться. При таком подходе ваши личные достижения, которые вы будете подпитывать все новыми знаниями, будут постоянно оставаться на очень высоком уровне. Если вы научились, например, играть по нотам, вы будете уверены, что в любой момент сможете воспользоваться этим умением. А если у вас 3 по матанализу после окончания университета — непонятно, можете ли вы эти знания использовать вообще. Собственно, даже если у вас стоит 5 за этот самый матанализ — это очень относительная оценка ваших реальных знаний. Основной акцент в новой системе будет делаться на креатив и на проекты.
 А в креативной сфере невозможно судить о человеке по оценкам: реальный вес будет иметь портфолио проектов, которые вы сделаете и, возможно, реализуете во время учебы. Я могу изобрести робота, который будет сам готовить тосты; может быть, я напишу картину или создам инновационную программу для компьютера. И работодателей уже не будет интересовать, какие у меня оценки и сколько времени я просидел на лекциях: они спросят, что я создал за время обучения и что действительно позволяет причислить меня к креативному классу.
 Роль преподавателя
 Преподаватель из лектора, говорящего одно и то же из года в год, превратится в наставника, почти персонального тренера. Роль преподавателя значительно возрастет, а главное — преподавание перестанет быть изолированным родом деятельности. В нынешней классической системе есть аудитория, есть 20—25 студентов и есть преподаватель, который стоит перед ними и что-то рассказывает. А зачем, собственно, через 50 лет все еще делить студентов по аудиториям? Я бы предпочел видеть 70—75 студентов в одной аудитории, и сразу несколько профессоров могли бы там работать одновременно.
 Студенты смогут получить знания сразу от трех преподавателей, у каждого из которых есть свои сильные стороны и свой бесценный опыт. Таким образом, от модели «один преподаватель — многим студентам» мы перейдем к схемам «много преподавателей — многим студентам, сами студенты — другим студентам, наконец, студенты — преподавателям».
  Все будет совершенно интерактивным: никакого пассивного восприятия и чтения одних и тех же лекций год за годом!
 Профессия преподавателя, таким образом, станет гораздо более престижной — и в плане оплаты труда, и в плане восприятия обществом.
 Глобальная меритократия
Меритократия (дословно — «власть достойных») — принцип управления, согласно которому высшие руководящие должности должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
 Наконец, самое приятное мое предсказание. Так как расходы на преподавание академических дисциплин снизятся почти до нуля, студентам, в общем-то, будет нужен только интернет, уровень образования на планете вырастет до 99%. Мы уже очень близки к этому, если посмотреть на развитые страны; но развивающиеся государства пока сильно отстают.
 Только представьте: если мы придем к этим 99% — это вызовет глобальные позитивные изменения и в сфере здравоохранения, и в экономике, и в международной политике. Сама идея того, что студенты со всего мира получат доступ к любым качественным образовательным ресурсам, означает, что когда-нибудь мы обязательно придем к глобальной меритократии — общественной системе, при которой все лучшие должности занимают самые талантливые люди независимо от их происхождения, социального статуса и материального положения. Таковы мои предсказания насчет изменений в образовании через 50 лет. А вообще я верю, что все вышесказанное станет реальностью уже через 10–15 лет.                Источник: Салман Хан
 А что же общеобразовательная школа. Какие изменения могут коснутся ее через 10-15 лет.
Несмотря на то, что современные школьники могут получить любую информацию из уст «Алисы», профессия учителя никуда не исчезнет, но точно трансформируется. Изменится и подход к делению на классы. Какие еще перемены ждут школу через 10 лет — говорили на «Форуме будущего».
 Эксперты из сферы образования обсудили, каким видят учителя будущего. По их мнению в условиях использования детьми ИИ учитель станет для них навигатором. «Сейчас ребенок получает знания из разных источников, и мы монополию на эти знания со стороны учителя потеряли. Основная функция учителя — научить детей ориентироваться среди этих источников, включать критическую оценку информации. Здесь искусственный интеллект будет бессилен. Он просто выдает информацию, а вот что дальше с ней делать, как найти истину, как понять, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло — это искусственный интеллект нам не сформулирует никак».
 Роль учителя как главного носителя знаний уже не актуальна. Однако эксперты уверены, что лидерские и человеческие качества педагога не заменит ни один искусственный интеллект. И важнее всего для учителя именно мягкие навыки. В частности, умение быстро реагировать, управлять конфликтами, быть психологом и менеджером, организовывать работу команды, ориентироваться в окружающем мире, быть лидером и авторитетом. «Дети любят не предмет, а учителя. Нужно иметь харизму, уметь ответить на вопрос — зачем учиться. Вот в чем главная задача учителя"
«Учитель должен быть человеком будущего. Он должен быть этому будущему адекватен. Дети совершенно другие, они меняются так быстро, что мы, взрослые, за ними не успеваем».
 Уже сейчас, действует модель предпрофильных классов, когда дети с 8, а где-то даже с 5 классов в рамках индивидуального трека изучают углубленный курс отдельных предметов. Раньше начинается погружение в профессию. «Это уже нужно делать на уровне массовой школы», — считают на Форуме будущего.
 А вот что говорит Алиса о перспективах образования к 2060 г:
К 2060 году образование, вероятно, станет более гибким, персонализированным и технологичным, но его успех будет зависеть от способности системы адаптироваться к новым вызовам и сохранять баланс между инновациями и гуманистическим подходом. Ключевым фактором останется подготовка педагогов к работе в цифровой среде и развитие у учеников навыков, необходимых для жизни в быстроменяющемся мире.
 К 2060 году возможно появление новых технологий, таких как смешанная реальность (MR) и более продвинутые нейроинтерфейсы, которые потребуют дополнительных мер регулирования. Важно заложить основы устойчивой цифровой образовательной среды уже сегодня, сочетая инновации с сохранением человеческих ценностей и качества обучения.
 Успешное преодоление рисков потребует междисциплинарного подхода, включающего усилия педагогов, технологов, психологов и политиков. Только так можно обеспечить баланс между технологическим прогрессом и гармоничным развитием личности.
Возможно, вместо дипломов появятся карты компетенций, а обучение станет более индивидуальным с помощью искусственного интеллекта.
 Трендом последних лет стало неформальное образование — как с его помощью помочь ребенку «подпрыгнуть» и понять, что на самом деле нравится? Какие тренды волнуют родителей и какие навыки понадобятся детям в 2040 году. Разговор с Дмитрием Фишбейном, доцентом Института образования НИУ ВШЭ.
  Три навыка, которые дети заберут в 2040-й
 Первый тренд — это наем не по диплому, а по компетенции и навыкам. Никто не спрашивает: «У тебя все-таки диплом МГУ или нет?» Спрашивают: «На каких языках программирования что ты делал и можешь продемонстрировать?» — и так далее. Ведущие компании сейчас нам говорят про то, что нужно составить карту компетенций. 
Второе — тренд междисциплинарности. Очень мало становится прямых дорог. Есть биохимия, биоинформатика — комплексные компетенции. 
Но есть прям школьная реальность, связанная с тем, что называется метапредметными знаниями и навыками. Это, несомненно, мышление, внутри которого критическое мышление, креативное мышление, синтез, анализ. Вторая группа — это общение, коммуникация, коллаборация, переговорные компетенции, договороспособность.
 И третья очень важная вещь — это регуляция: самоменеджмент, терпение. Как я могу выстроить для себя реальность, занятость. 
Школа должна начать разговаривать про будущее.
 А вот что о будущем говорят ученые-
Собственно, уже сегодня можно встретить прообраз будущих Джонни-мнемоников на допинге — это деловые люди, у которых ощутимая часть работы связана с (пока еще) внешними гаджетами, а ритм жизни определяют кофе, энергетики, ноотропы, антидепрессанты, снотворное и витамины горстями (и это в лучшем случае). Чем большее преимущество будет давать быстрая обучаемость, тем сильнее будет искушение выжать педаль мотивации и искусственной стимуляции в пол. Вот только, по иронии судьбы, постоянные попытки учиться и решать проблемы через усилие — одно из главных препятствий для поиска оригинальных и творческих решений. Вдобавок напряжение мешает взаимодействовать с рабочей памятью — то есть той, что позволяет удерживать в уме разные по смыслу и формату данные. Чтобы решить сложную проблему, рекомендуется задействовать сразу обе системы мозга (дефолт-систему и исполнительную), а это возможно при «блуждающем уме» — расслабленном, не сконцентрированном состоянии. Так что в будущем важно будет учить человека отключаться от частностей, а также забывать то, что он когда-то выучил в детстве, — это важно для переобучения.

Выучить всё невозможно. А в будущем темпы прироста знания (не говоря уже о «мусорной» информации, которой мы завалены и сегодня) будут в разы превосходить нашу способность не только заучивать, но и понимать. Так что уже сейчас можно слегка расслабиться по этому поводу. А заодно начать получать новые актуальные навыки: выделять важное, искать нужную информацию и отдыхать, давая своему уму и уму наших детей школьников «поблуждать» в расслабленном состоянии.


Рецензии