Дыхание стихов

Дыхание стихов
Поэтический метроном
(граве-аччелерандо-виваче)

Граве
Читай...как стон... в пустоте...
Слово...за словом... в кромешной мгле...
Это- молитва... на самом дне...
Граве.Читай... на грани... о себе.

Ларго
Читай широ-о-око,как океан-прилив,
Чтоб каждый звук,как вал, нетороплив, ленив.
Внутри себя храня и боль,и торжество.
Ларго.Читай, дыханьем растворяя сло-о-ова.

Адажио
Читай спокойно,мягко, плавно, как туман.
Пускай печаль ложится на холодный стан.
Исчезнет суета,и спешка, и вина.
Адажио.Читай, как тихая струна.

Анданте
Читай,как будто шагом идешь по земле.
Уверенно и ровно- и уже вдали
Мелькает тень смысла,яснеют черты.
Анданте.Ритм ровной, понятной мечты.

Модерато
Читай безмятежно без лишних страстей.
Умеренно-спокойно,ясно для людей.
Ни быст-ро,ни мед-лен-но - такта эта грань.
Модерато.Читай, собою управляя бразды.

Аллегро
Читай стремительно!Чтоб мысль, как вихрь, неслась!
Чтоб строчка за строкой,не зная больше связь,
Рождала каскад,и напор, и накал страст-ный!
Аллегро!Читай стремительно и ясно!

Престо
Читай,как пульс в виске в горячечном бреду!
Словно шальная пуля на лету!
Где слово не догнать,понять - не в состояньи!
Престо!Предел! Пожарище сознанья!

Виваче
Читай,как жизнь, что бьёт стремительным ключом!
Чтоб радость или гнев били ключём!
Оживлённо,ярко, с огнём - и без оглядки!
Виваче!Это -взрыв, а не загадки.

Поэтический метроном: темпоральные обозначения для стиха

Примечание. Новый инструмент для поэзии.
Как композитор указывает темп в нотах, так и поэт может задать интонацию для чтения. Ниже - система темпов, адаптированная из музыкальной терминологии для стихосложения.

Медленные темпы (для размышления и созерцания)

 ГРАВЕ (Grave)
   Скорость: Очень медленно, тяжело.
   Ощущение: Каждое слово - шаг с грузом. Длинные паузы, чтение на грани шёпота. Подходит для стихов о смерти, экзистенциальном ужасе, небытии.
   Музыкальный аналог: ; 60
 ЛАРГО (Largo)
   Скорость: Широко, протяжно, величественно.
   Ощущение: Полновесное, глубокое звучание. Стихи о вечности, одиночестве, памяти, судьбе.
   Музыкальный аналог: 60-66
 ЛЕНТО (Lento)
   Скорость: Медленно, плавно.
   Ощущение: Спокойное, меланхоличное повествование. О потерянном времени, тихой грусти.
   Музыкальный аналог: 66-76
 АДАЖИО (Adagio)
   Скорость: Медленно, но мягко и задумчиво.
   Ощущение: Лирическая медитация. Идеально для любовной лирики, ностальгии, созерцания природы.
   Музыкальный аналог: 76-108

Умеренные темпы (для повествования и беседы)

 АНДАНТЕ (Andante)
   Скорость: В темпе спокойного шага.
   Ощущение: Уверенное, размеренное повествование. Философские размышления, рассказ, наблюдение.
   Музыкальный аналог: 108-120
 АНДАНТИНО (Andantino)
   Скорость: Чуть подвижнее, чем Анданте.
   Ощущение: Лёгкая повествовательная текучесть, без суеты.
   Музыкальный аналог: 120-132
 МОДЕРАТО (Moderato)
   Скорость: Умеренно.
   Ощущение: Уравновешенность, ясность. Прямое высказывание, дидактика, описание без лишних эмоций.
   Музыкальный аналог: 132-144

Быстрые темпы (для действия и аффекта)

 АЛЛЕГРО (Allegro)
   Скорость: Быстро, оживлённо.
   Ощущение: Энергия, напор, возможно - сарказм, ярость, городская динамика. Чтение ближе к скороговорке.
   Музыкальный аналог: 144-168
 ВИВО / ВИВАЧЕ (Vivo / Vivace)
   Скорость: Живо, стремительно.
   Ощущение: Острая, колкая речь. Идеально для сатиры, диалогов, внутренних монологов в состоянии аффекта.
   Музыкальный аналог: 168-180
 ПРЕСТО (Presto)
   Скорость: Очень быстро.
   Ощущение: Напряжение, хаос, паника. Стихи, написанные на одном дыхании, передающие смятение или поток сознания.
   Музыкальный аналог: 180-200
 ПРЕСТИССИМО (Prestissimo)
   Скорость: Максимально быстро.
   Ощущение: Взвинченность, истерика, словесный ураган. Предельная интенсивность.
   Музыкальный аналог: ; 200

По умолчанию АНДАНТЕ.


Рецензии